Все рубрики
В Омске воскресенье, 18 Января
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 77,8332    € 90,5366

Отраженный мир Георгия КИЧИГИНА

21 мая 2014 09:08
2
10921

Вот уж никогда не думала, что буду сидеть и тупо смотреть на чистый лист, не зная, что сказать о самом известном омском художнике. Столько уже и сказано, и написано о нем, в том числе и автором этих строк. И понятно, что КИЧИГИН феноменален уже тем, что в советское время практически один представлял  современное искусство Сибири в Государственной Третьяковской галерее и что он единственный в городе (после Либерова) член-корреспондент Российской академии художеств. Но, наверное, не только в этом дело. А тогда в чем?

Автопортрет на фоне времени

Фирменный, узнаваемый с первого взгляда кичигинский стиль соединил в себе подробность письма старых голландских мастеров, приемы гиперреализма, возникшего в европейском искусстве середины прошлого века, и парадоксальные фантастические детали, позаимствованные у любимых художников – ДАЛИ,  МАГРИТТА, БОСХА.  Притчевость, метафоричность и при этом ярко выраженная социальная тематика – вот  чем в первую очередь притягательны работы КИЧИГИНА. Художника интересует все, что происходит вокруг него – окрест. Так, кстати, называлась его юбилейная выставка, объехавшая недавно всю Сибирь. Не просто интересует – волнует, тревожит. Как-то я спросила Георгия Петровича, зачем ему, такому уже маститому и знаменитому, участие в конкурсах вроде «Мой город» или «Лучшее художественное произведение года». «Надо смотреть на себя со стороны, сверяться со временем», — ответил он.

Сверился, и вот – появились «Симфония безмолвия», «Лестница», «Трибуна», «Деревня имени Ренессанса» в 1990-е. И цикл «Париж», опять же с мотивами Дали. Попытка убежать от неказистой российской действительности эпохи перемен в благословенные Францию, Грецию, Германию. Но нет. «Я пробовал работать где-то в других землях, но где бы ты ни был, все равно пишешь о своей, — признается Георгий Петрович. – За рубежом я не мог так работать. Предполагалось поменять географию, писать другие страны, но я не смог соединить себя с ними».

В 2000-е остро зазвучала городская тема. И наряду с лирическими пейзажами («На улице П. Некрасова»,  диптих «Дождь на Любинском»), с импрессионистскими наблюдениями (цикл «Мастерская. Выходы»), с семейными сюжетами («Любимое окно. Семейный портрет») был царапающий душу «Новорусский мотив», серия «Теневая сторона улицы». Одна из работ серии называется «Макияж». Здесь заложен двойной смысл и горькая ирония по этому поводу. Размалеванное лицо девушки-гота  сочетается с грубой «косметикой» улицы. Исписанная и изрисованная всякой ерундой стена – типичное дворовое творчество, примитивный «макияж» наших домов.

Присутствие своего образа в сюжете картины –  еще одна из особенностей  творческого метода КИЧИГИНА. Это то самое «соединение себя с…» Во многих работах можно встретить его автопортрет. И в толпе уставших от митингов людей, образующих вокруг пустой трибуны некую колышащуюся  массу – этакое Саргассово море голов. И среди тех, кто смотрит (или даже не смотрит) на недосягаемую небесную лестницу. Именно художник вскидывает руку в надежде ухватить ее, выбраться из болота обыденности. Его отражение мелькает в зеркалах («Белое и черное», «Каинова печать»). В картине «Несение мольберта» он взваливает на свои плечи мольберт, как тяжелый крест.

Путешествие в Зазеркалье

Отражение – вторая реальность произведений Георгия КИЧИГИНА. Вернее, это та единственно возможная реальность, ради которой затевалось то или иное произведение. Отражается прежняя жизнь там, где все разрушено и забыто («Лужа», «Окно женской гимназии»).  Отражается пальма в стекле машины, припаркованной на омской улице, символизируя невыносимую жару («Плюс 35 градусов»). Отражается роза в пустой на самом деле вазе («Запах мертвых роз») – как память стекла. Часто отражение становится тем окном, за которым открывается истинная природа вещей. В этом Зазеркалье КИЧИГИН вновь и вновь находит себя. Иногда – буквально, как в работе «Отражение» из цикла «Фотоальбом деда».

«Интрига этой фотографии налицо в прямом и переносном смысле, — пишет в комментарии к ней автор. – На фото, взятом за основу моей композиции, невеселое событие – видимо, проводы на фронт. Печалью и усталостью пропитана фигура беременной женщины, рядом мужчина, замерший по стойке смирно. Что поражало – с моим лицом! Непонятно. В этом была какая-то мистика. Решение пришло мгновенно: я решил накрыть фото стеклом, отразившим мое лицо. Это позволило не только показать наше сходство, но перекинуть мост во времени».

Война и мир

Цикл «Фотоальбом деда» включает в себя 16 произведений, и нельзя с уверенностью сказать, что он завершен, хотя уже есть работа «Сто лет спустя». Фотоальбом действительно существует. Еще в юности художник  нашел его на чердаке родительского дома на улице Степной. Частные дома тем и хороши, что в них на чердаках, в кладовках и прочих потаенных углах оседают все вещи, которые однажды в дом попали. Альбом был, видимо, вещью опасной, но он хранил память многих поколений, поэтому выбросить его не решились, только засунули подальше. «Так, листая его, я постепенно узнавал свою родословную, — говорит Георгий Петрович. – Оказалось, что были в ней и купцы, и казаки, и прочий служилый люд. Деда своего я, в общем-то, и не знал, никто про него ничего особо не рассказывал. Говорили, умер молодым, где-то в 1937 году.

 

 

Как – можно только догадываться».

За основу работ КИЧИГИН взял вот эти пожелтевшие фотографии. Память старого альбома донесла до нас лица людей, которые жили в Омске в начале ХХ века, в тревожное время на границе мира и предстоящих разрушительных войн – Первой мировой, Гражданской, Отечественной. Поэтому в работах так тревожно соединяются последние нехитрые радости и предчувствие трагических перемен: «Тень тихого счастья»,  «Праздник, который всегда…»,  «Разведенные временем»,  «Моя Атлантида»,  «Предчувствие Гражданской войны».  И вот уже из фотографий вырезаются отдельные фигуры («Запрет на память») – люди боялись держать дома снимки родственников, попавших в немилость к новой власти. Самое страшное в гражданской войне то, что она разрушает семьи, рвет родственные узы, делает врагами близких людей. Это отчетливо читается в работах цикла «Фотоальбом деда», которые, кстати, в данный момент представлены на одноименной выставке в историко-краеведческом музее. Цикл был задуман давно, создавался долго и вдруг оказался очень актуальным. Ведь в нынешнем году исполняется сто лет с начала  Первой мировой войны, изменившей многое в этой жизни.

Осмысление времени, его течения от берега до берега, времени и – себя в нем, наверное, главное для художника Георгия КИЧИГИНА. Это нужно ему для того, чтобы отражать наш противоречивый мир в зеркале своих полотен.

Комментарии
Сергей Попов 27 мая 2017 в 20:30:
Да, Георгий Петрович Кичигин самый талантливый и знаменитый художник города Омска. К его уровню очень трудно приблизиться и он в настоящее время полон творческих сил и является своеобразным маяком для многих художников современности.
рыбка Ванда 23 мая 2014 в 02:09:
Повод написать статью о нашем академике конечно есть...Его выставка, которая сейчас проходит в историко-краеведческом музее, это событие в художественной, да и общественной, жизни города...Тот самый патриотизм, но самой высокой пробы, если уж так можно сказать! А после такой статьи думаю, что многие, кто и ничего не знал про художника Кичигина, то пойдут и...
Показать все комментарии (2)

Ваш комментарий

Директором омской «Академии велоспорта» назначена Екатерина КОЧЕТКОВА

Ранее она трудилась на должности замдиректора бюджетного учреждения «Спортивная школа «Лидер». 

18 января 16:45
0
199

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.