Здесь можно оказаться лицом к лицу с авторами и заглянуть в собственную глубину.
«Тет-а-тет» (12+) – кураторский проект известной художницы Елены БОБРОВОЙ. По ее признанию, идея зрела давно, обретала различные формы, но главное в ней осталось неизменным – внимание, направленное на человека, на его уникальность и где-то даже уязвимость.
К портрету и автопортрету в своем творчестве, наверное, так или иначе обращался каждый художник. Нередко творцы служат моделями друг для друга, а автопортрет становится способом самопознания или самоидентификации, поиска ответов на какие-то важные вопросы. Этот честный монолог художника часто побуждает зрителя не только к диалогу с автором, но и к аналогичному разговору с самим собой.
– Моя первая персональная выставка на пятом курсе худграфа была именно выставка автопортрета, – вспоминает Елена БОБРОВА. – Потом я ушла от этого очень далеко, долгое время у меня были пейзажи, отвлеченные композиции. Мне потребовалось двадцать лет, чтобы вернуться к этой теме снова, пройдя своеобразный «путь Сантьяго». Запрос на человечность, мне кажется, в наше время настолько велик, что, сколько бы мы ни говорили на эту тему, будет мало. Неповторимость человека, его жизни – это то, о чем сегодня обязательно надо говорить.
У самой Елены БОБРОВОЙ очень тревожные, будоражащие автопортреты, во многом откликающиеся на драматические события последнего времени: «Траур внутри майского пейзажа», «Белый свет», «Лилии в перспективе комнаты». Она изображает себя в момент некоего смятения, мучительной попытки осмыслить действительность, принять то, что вызывает боль.
В этом она пересекается со своим учителем – заслуженным художником России Георгием КИЧИГИНЫМ, который всегда создает сюжетные автопортреты. В них он соизмеряет себя с мастерами прошлого, рассматривает в контексте рода и семьи, размышляет о пути художника. Его работа «Мишень» стала центральной в экспозиции.
– Художник, как и любой человек, наверное, когда начинает говорить прямо и искренне, становится мишенью, – рассуждает Елена БОБРОВА. – Кстати, на той моей первой выставке Георгий Петрович сказал слова, которые я запомнила на всю жизнь: «Вы выбрали себе такую дорогу, на которой всегда будете судимы. Каждый будет вас судить и считать, что имеет на это право».
Недаром посередине зала находится красноречивый объект – лук с натянутой тетивой. И любой зритель может поставить себя как на место художника, так и того, кто пускает в него «стрелы».
Вообще на выставке собрано более ста работ, абсолютно разных. Ошибочно думать, что портрет или автопортрет – это только реалистическое изображение, как считают даже некоторые искусствоведы. Это действительно было так, когда главной задачей художника в этом жанре являлось фиксирование внешности человека. Но искусство портрета прогрессирует, и мы можем видеть не только его традиционные академические примеры, но и работы, выполненные в сюрреалистическом, абстрактном, символистском ключе, некие философские измышления. Создавая автопортреты, студенты художественных вузов используют себя как учебный материал. А вот дальше уже – как инструмент для творческого высказывания. И здесь у каждого своя система образов и подходов.
Потрясающий объект «Контакт с собственной глубиной», сюрреалистический, мистический и пугающий, со множеством смыслов и деталей представил Владимир НОВИКОВ. «Колодец» нашего самопознания собран из настоящего колодезного валика, перископа, телеграфного аппарата и много чего еще. Валик привезен из деревни, телеграф позаимствован у военных, о перископе автор таинственно умалчивает. Бронзовое лицо смотрящего в колодец зеркально отражает череп. Голова художника отлита по его гипсовой маске, сделанной много лет назад. Как человек, легко играющий с фатумом, НОВИКОВ заказал ее скульптору Владимиру ШАМАРДИНУ (кстати, в 2020 году погибшему при загадочных обстоятельствах). Он планировал сделать инсталляцию, в которой некая рука держала бы его голову на блюде, но, слава богу, к идее охладел, а вот теперь заготовка пригодилась. При отливке случилась еще одна мистическая история: форма треснула и металл частично вылился, образовав вокруг головы некий ореол или защитную полусферу.
Портрет-картина «Эра Чародея» Сергея ЛИСИЦЫ – дань памяти его тестю, художнику Николаю ГОРБУНОВУ. Собственно, портрет занимает лишь часть работы, вокруг – цитаты из творчества художника.
– Этот человек для меня очень близкий и родной, – говорит Сергей ЛИСИЦА. – В свое время мы, возможно, не договорили, потому что я был студентом, и дотянуться до такого мэтра сложно, разговаривать на равных – сложно. Хотя он был простой в общении человек, что мне в нем очень нравилось. И вот сейчас, когда уже появились профессиональные достижения, я решил таким образом почтить его память. Я изобразил Николая Григорьевича таким, каким запомнил, каким его видел, таким, какой образ он создал в своих произведениях. У него были мудрые высказывания, емкие, интересные. Мне захотелось эти высказывания тоже вставить в свою работу, как и фрагменты его работ. И получилось такое полотно, такая мозаика жизни, где в центре лицо художника, его руки, а всё остальное – это дымка воспоминаний.
Двойным портретом-автопортретом, настоящей головоломкой удивляет публику Иван ПРЕДИТ. Сначала ты видишь собаку среди цветущих нарциссов (работа так и называется – «Нарцисс-2022») и думаешь: «О, портрет собаки, как оригинально!» Но если приглядеться, окажется, что собака лежит на плече хозяина, который изображен спиной и вполоборота. Художник старается здесь максимально не привлекать внимание к своей персоне. В этом действительно выражается его любовь к своему питомцу, который «как человек и даже больше».
О «случайном» автопортрете с мальвами с улыбкой рассказала Анастасия КИЧИГИНА:
– Давно тянуло писать мальвы, и они наконец расцвели. А лето было такое, что хотелось куда-нибудь закопаться, жара в городе стояла невероятная. Но мальвы манили! Они были повсюду. И вот я начала писать их, а в результате появилась тут сама. Потому что решила, что мои страдания заслуживают того, чтобы быть зафиксированными.
Для выставки «Тет-а-тет» многие художники достали из своих запасников, казалось бы, давно забытые вещи. Николай МОЛОДЦОВ – свои студенческие зарисовки.
Геймран БАЙМУХАНОВ – автопортрет 1988 года, на котором он поразительно похож на Игоря СКЛЯРА.
Председатель Омского отделения Союза художников России Андрей МАШАНОВ, похоже, нечасто обращается к себе любимому, но и у него нашлась литография с собственным изображением.
Что главное в портрете? На этот вопрос все художники отвечают по-разному. Кто-то считает, что сходство, а кому-то достаточно легкой обрисовки, что-то угадывается и – хорошо, важнее передать внутренний мир человека, его характер. Но все сходятся в одном: лучшие работы получаются не на заказ, а по вдохновению, по велению души, из дружеских чувств, когда приходят какие-то мысли.
Портрет сегодня – это еще и фотография. Поэтому экспозицию, безусловно, украсила галерея работ Олега ДЕРКУНСКОГО.
Ну а к автопортрету можно отнести модное ныне селфи. Собственно, с потребности в чем-то подобном и начался автопортрет. И то, что посетители выставки, увлеченно фиксируют себя среди понравившихся работ, кажется бесконечным продолжением темы…
Выставка будет работать до 3 сентября. В рамках нее пройдут экскурсии от куратора и искусствоведа.
Фото © Эльвира КАДЫРОВА