Начальник Пограничного управления ФСБ России по Омской области Сергей ДОРОФЕЕВ свое первое интервью дал корреспонденту "КВ" Георгию ГОРШКОВУ. Напомним, что этот пост он занимает с июня 2014 года, сменив Игоря ГРИГОРЧУКА.
– Сергей Григорьевич, какие функции выполняет сегодня омское Пограничное управление?
– Главной задачей Пограничного управления ФСБ России по Омской области в соответствии с Законом РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» является охрана государственной границы в целях недопущения противоправного изменения прохождения государственной границы, обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу.
Пограничные меры входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства.
В рамках выполняемых функций основные усилия сосредотачиваются на борьбе с незаконной миграцией, контрабандой оружия, боеприпасов, а также наркотических и психотропных веществ и их прекурсоров. В ходе осуществления государственной функции по пограничному контролю ведется работа по выявлению в пассажиропотоке лиц, въезд которым на территорию нашего государства запрещен, в том числе лиц, находящихся в международном розыске за участие в террористических и экстремистских организациях.
– На пресс-конференции в августе ваш сотрудник одной из главных проблем омского Пограничного управления называл состояние автомобильных пунктов пропуска через государственную границу. Изменилась ли ситуация?
– К сожалению, до настоящего времени ситуация по обустройству пунктов пропуска не изменилась. Состояние обустройства пунктов пропуска через государственную границу на Омском ее участке, честно говоря, не выдерживает никакой критики и является, если можно так выразиться, головной болью.
На сегодняшний день ни один автомобильный пункт пропуска не имеет капитального здания, а представляет собой набор отдельно стоящих вагончиков модульного типа. Отсутствуют нормальные условия не только для несения службы сотрудников пограничного контроля, но и нет элементарных условий для граждан, пересекающих границу.
Подразделение железнодорожного пункта пропуска размещено в здании, которое требует капитального ремонта, при этом на станции Исилькуль построено административное здание пункта пропуска, но Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ (Росграница) уже на протяжении пяти лет не принимает мер к введению его в эксплуатацию.
Обустройство и развитие воздушного пункта пропуска аэропорта Омск, на мой взгляд, происходит недостаточно эффективно, это может не позволить Пограничному управлению согласовать увеличение международных рейсов на 2015 год.
Проблема не новая, и мы поднимали ее уже на всех уровнях. К сожалению, ФА «Росграница» проинформировало нас, что до 2020 года, ввиду отсутствия финансирования, решения вопроса не предвидится, при этом нами совместно с ФГКУ «Росгранстрой» подготовлен и представлен менее затратный и вполне осуществимый пилотный проект в рамках действия условий Таможенного союза в отношении обустройства автомобильных пунктов пропуска. Это позволит улучшить пропускную способность и элементарно улучшит условия пересечения границы.
В ноябре планируется совещание под руководством уполномоченного представителя Президента России в Сибирском федеральном округе Николая РОГОЖКИНА, где будет рассматриваться вопрос о состоянии пунктов пропуска на российско-казахстанском участке границы. Надеюсь, после этого будут приняты действенные меры. Отмечу, что пункты пропуска у наших партнеров с казахстанской стороны более обустроены, и на контрасте с ними мы не выигрываем.
– С введением санкций сколько было задержано продуктов? Какие запрещенные товары пытаются перевезти чаще всего?
– С введением санкций с российской стороны мы наблюдаем попытки ввоза на территорию РФ товаров, производителями которых являются США либо страны Евросоюза. Например, недавно мы задержали на границе более 4 тонн мяса птицы. Сегодняшняя особенность нашей работы заключается в том, что после создания Единого таможенного союза в пунктах пропуска на границе находятся только пограничники. На данный момент мы часто взаимодействуем с представителями Россельхознадзора и передаем им в рамках существующих планов взаимодействия необходимую информацию.
– В ходе задержания выяснялось, кто именно становился заказчиком партии санкционных товаров? Называются конкретные супермаркеты или предприниматели?
– Вопрос интересный, но выяснение более подробной информации о грузе не входит в наши полномочия. Это уже функции других правоохранительных органов. Но я полагаю, что возят как для рынков, так и для розничных сетей.
– В сентябре на «продуктовом штабе» представитель Россельхознадзора жаловалась на то, что с уходом таможни возникли трудности с задержанием нарушителей, поскольку пограничники могут задерживать транспорт только ограниченное время.
– Безусловно, у нас строгие временные рамки. Но того времени, которое определено для задержания и выяснения обстоятельств нарушения, а именно до трех часов, вполне достаточно для информирования всех необходимых структур. Если у наших коллег возникла такая проблема, то, я уверен, она носила единичный характер.
– С какими самыми изощренными или наиболее частыми уловками вам приходилось сталкиваться со стороны нарушителей?
– Если говорить о незаконной миграции, то, например, недавно нарушители специально переоборудовали машину так, чтобы в ней уместилось как можно больше человек. Зимой для транспортировки нелегальных мигрантов нарушители использовали самодельные сани, привязанные к снегоходам. Среди лиц, пытавшихся незаконно провезти через границу наркотические средства, в этом году особо серьезных ухищрений, таких как, например, попытки перевезти эти средства в себе, не фиксировалось. Что касается санкционных товаров, то их пока не прячут. В этом случае перевозчики прибегают к уловкам при составлении документации, чтобы скрыть происхождение продукции.
– Какие в целом показатели по борьбе с нарушителями за 9 месяцев 2014 года? Где наблюдается положительная динамика?
– Как показывает анализ оперативно-служебной деятельности Пограничного управления, в 2014 году нам удалось добиться определенных успехов. За прошедший год задержано и изъято из незаконного оборота более 15 кг наркотических средств, 15 единиц оружия и более 300 единиц боеприпасов. В сравнении с 2013 годом у нас наблюдается положительная динамика по задержанию наркотических средств на границе. Но мы понимаем, что масштабы наркотрафика гораздо серьезнее, и сейчас значительно корректируем свою работу.
Задержаны и привлечены к ответственности свыше 200 нарушителей государственной границы, более 40 нарушителей режима границы, более 1200 нарушителей правил пограничного режима. К административной ответственности в виде штрафа привлечены около 1500 человек на общую сумму более 700 000 рублей.
Показатели нарушений пограничного режима свидетельствуют о сокращении количества правонарушений. Этому способствовали проводимые совместно с администрациями приграничных районов и муниципальных образований профилактические мероприятия.
– На вас также возложены функции по борьбе с браконьерством?
– Да, пограничные органы уполномочены заниматься охраной биоресурсов и отвечать за сохранение водных биологических ресурсов. Наибольшее число желающих незаконно порыбачить наблюдается в Черлакском районе. Но в этом году нарушений небольшое количество по сравнению с 2013 годом, что говорит о росте правосознания людей. Всего в 2014 году за правонарушения в данной сфере задержаны 14 граждан, у которых изъяты 4 плавательных средства, сети длиной более 400 метров и 80 особей ценных пород рыб. Ущерб государству составил более 30 000 рублей. Все нарушители привлечены к административной ответственности, в отношении двух граждан возбуждены уголовные дела по ч.1 ст. 258.1 УК РФ. Им грозит наказание в виде лишение свободы на срок до 7 лет.
– Как решается квартирный вопрос для омских пограничников?
– На территории Пограничного управления возведены жилые дома для наших военнослужащих и их семей. В стадии строительства находится еще один дом. Кроме того, решается вопрос по возведению еще двух жилых домов в Омске и Исилькуле. Для тех военнослужащих, которые служат на участках, где нет специализированного жилья, помещения мы арендуем или выплачиваем денежную компенсацию за поднаем. Так что в принципе квартирный вопрос для наших пограничников не стоит остро.
– У вас все на контрактной службе?
– Да, с 2007 года пограничные органы комплектуются исключительно военнослужащими по контракту.
– Насколько я знаю, пограничники уделяют большое внимание демонстрации технического вооружения. Например, существуют специальные выставки. Чем может похвастаться омское Пограничное управление?
– Действительно выставки у нас проводятся регулярно. Вот недавно мы получили приглашение на участие в "Интерполитехе" в Москве. Решать вопросы пограничной безопасности невозможно без регулярного технического обновления. В ближайшее время нам будут поступать в еще большем объеме средства радиолокационно-прожекторного вооружения, позволяющие проводить мониторинг больших участков местности на приграничной территории. Кроме того, планируется пополнение различными видами оптических систем – тепловизорами, приборами ночного видения и т. д. Сейчас на вооружение стали поступать оптико-электронные системы большого радиуса обнаружения, которые позволяют в любое время суток, в любых условиях погоды отслеживать обстановку на охраняемых участках. Также поступает новая автомобильная техника, новые снегоходы.
– Техника вся российская? Есть ли поставщики из Омской области?
– Техника российская, но все поставщики из других регионов. Предприятия Омской области нам помогают в техническом обслуживании. У нас на основании торгов заключены договоры с достаточно большим количеством омских предприятий.
– Но, насколько я понимаю, техника пока не может заменить кинологическую службу.
– В России еще с советских времен пограничника не представляют без служебной собаки. У нас они есть во всех подразделениях, и везде свои городки служебного собаководства, в которых осуществляется тренировка. Специализация достаточно широкая. Есть собаки, специально натренированные на поиск взрывчатых веществ, оружия или наркотических средств. На границе собака просто незаменима.
– Где покупаете собак?
– В основном их поставляет кинологический центр Погранслужбы ФСБ РФ. Но по мере необходимости мы закупаем их и в клубах служебного собаководства. Сейчас у меня есть замысел совместно с УФСКН по Омской области на взаимовыгодных условиях решить вопрос по доподготовке специальных собак по поиску наркотических веществ. Все-таки у службы по контролю за оборотом наркотиков, с учетом специфики в этой сфере, опыт более богатый.
– В сравнении с вашим прежним местом работы в Омской области легче нести пограничную службу?
– Государственная граница везде имеет свои особенности, поэтому говорить, что где-то ее легче охранять, не приходится. В Северо-Кавказском регионе больше внимания нам приходилось уделять вопросам, связанным с противодействием терроризму, борьбе с незаконным перемещением через границу оружия, боеприпасов, средств диверсий, обеспечению собственной безопасности наших подразделений, сотрудников и членов их семей.
Охрана границы с сопредельным государством, с которым отсутствуют дипломатические отношения, тоже накладывала серьезный отпечаток на нашу служебную деятельность. Но, исходя из того, что граница шла по главному Кавказскому хребту и проходимость участков была достаточно ограниченной, свои силы и средства мы могли сосредоточивать на отдельных направлениях. В Омской области иначе. Рельеф местности делает доступными практически все направления на границе, что требует быстрого реагирования на любые изменения обстановки с целью недопущения безнаказанного ее нарушения. И, на мой взгляд, в Омской области борьба с незаконной миграцией и контрабандой наркотиков происходит более динамично.
– Какие участки самые напряженные?
– С учетом рельефа Омской области все направления являются проходимыми. Но наибольшая активность в плане попыток незаконного пресечения границы лицами, которым запрещен законом въезд или выезд с территории РФ, наблюдается в районах Черлака и Исилькуля.
– Мне известно, что в охране границы вам также помогают народные дружины. Сколько их сформировано в Омской области? В чем заключается помощь?
– Пограничным управлением привлекается к охране государственной границы около 250 членов народной дружины. Штабы на местах возглавляют заместители глав муниципальных образований. Отмечу, что результат работы хороший и они реально оказывают помощь. Что касается функционала, то он достаточно разный. В основном — выявление нарушений и сообщение об этом в правоохранительные органы, совместное несение службы по охране государственной границы.
– А с омским казачеством сотрудничаете? В 2011 году казаки заявляли, что готовы помогать в охране границы, только если им выделят дополнительное финансирование и оружие.
– Насколько я знаю, в Омской области созданы добровольные казачьи дружины, но это направление только развивается. На примере прежнего места работы могу сказать, что польза от привлечения казаков для охраны границы большая. Более того, у нас даже был подписан совместный трехсторонний договор между Пограничным управлением, правительством Республики Северная Осетия – Алания и казачьим войском. Казаки выделяли нам людей, мы проводили соответствующее обучение и привлекали к охране границы, а из бюджета республики им выплачивалось вознаграждение.
– Вашим сотрудникам часто приходилось применять огнестрельное оружие?
– К счастью, в этом году такой необходимости не возникало. Хотя наши военнослужащие в случаях, предусмотренных действующим законодательством, имеют право применять огнестрельное оружие. Решение принимает старший пограничного наряда.
– Насколько я знаю, ваш отец тоже служил в системе пограничной службы.
– Отец был офицером пограничных войск КГБ СССР. Службу проходил в Закавказье и на Кавказе.
– Дети не планируют продолжить династию пограничников?
– Нет, детвора не пограничники, но тоже имеют причастность к защите Родины. Сын – офицер. А дочка замужем за офицером.
– Среди ваших наград значится именное оружие. Какое именно?
– Указом президента Южной Осетии я был награжден именным пистолетом. Установленным порядком мне было разрешено принять награду иностранного государства.
БИОГРАФИЯ
Сергей Григорьевич родился 19 февраля 1964 года в Армении, где его отец проходил службу в погранвойсках. В 1979 году поступил в Казанское суворовское военное училище. С 1981-го по 1985 год – курсант Московского высшего пограничного командного училища КГБ СССР имени Героя Советского Союза Бабушкина.
По окончании училища в 1985 году проходил службу в Закавказье на различных должностях. С 1991-го по 1994 год проходил обучение в Военной академии имени Фрунзе.
По окончании Военной академии проходил службу в пограничной группировке Федеральной пограничной службы России в Республике Таджикистан в должностях начальника штаба пограничного отряда, начальника пограничного отряда. С 2000 года по 2002-й командовал Дербентским пограничным отрядом.
С 2002-го по 2004 год проходил обучение в Военной академии Генерального штаба ВС РФ. С 2004-го по 2006 год проходил службу в центральном аппарате Пограничной службы ФСБ России.
В августе 2006 года Указом Президента РФ от 30.08.2006 года № 928 назначен на должность начальника Погрануправления ФСБ РФ по Республике Северная Осетия — Алания.
С июня 2014 года — начальник Пограничного управления ФСБ России по Омской области.
Воинское звание «генерал-майор» присвоено Указом Президента РФ от 13 декабря 2007 года № 1668.
Женат, двое детей.
Награжден орденами «За службу Родине в ВС СССР» III степени, «За военные заслуги», медалями «За отличие в охране Государственной границы СССР», Суворова, Жукова, «За отличие в военной службе» I-III степени, а также другими ведомственными медалями, в том числе наградами Республики Таджикистан.