Все рубрики
В Омске понедельник, 4 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 97,5499    € 106,1426

Геннадий ДОЛМАТОВ: «Многомиллионные долги за газ и рост тарифов на 79% произошли после продажи котельных Ростовки и Ключей ООО «РусВентПром»

15 октября 2014 13:19
0
4148

На заседании совета глав муниципальных районов  из-за сложной ситуации с началом отопительного сезона критике подвергся глава Омского района Геннадий ДОЛМАТОВ. Обозреватель «КВ» Лев АБАЛКИН обратился к  нему  с просьбой  дать свое видение всей этой ситуации.

— Геннадий Геннадьевич, что сейчас происходит с коммуналкой в Омском районе?

— Я считаю,  это связано с тем, что мы в районе наводим порядок в имущественных делах, а может,  с тем, что формируем иную политику в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Но давайте смотреть объективно. Сегодня прокуратура нас критикует, что постановление об открытии отопительного сезона мы подписали 29 сентября, а топить начали только 4 октября. Но позвольте! У нас договоры со всеми заключены, и все же тепловая компания должна отапливать, а не глава района. Я не могу отапливать, у меня нет таких функций. Моя задача организовать работу. Межрегионгаз, исходя из своих собственных интересов, газ не поставлял. Поэтому из 72 тепловых источников 60 были запущены в том числе на резервном топливе.

— Почему у 12 тепловых источников не оказалось  резервного топлива?

— Резервное топливо рассчитано на один-два дня. А поскольку мы затапливали массово на все котельные, то мазута и угля не везде хватило. Но если бы ситуация оставалась прежней, то я готов был  уже ввести в Омском районе режим чрезвычайной ситуации, закупить топливо и затапливаться на резервном. То есть ситуация была  спрогнозирована, и мы лишь определялись по времени. В прокуратуру по этому поводу мы обратились заранее — 22 сентября,  проводилось даже совместное совещание, где мы их информировали, что Межрегионгаз не дает топлива, и просили отреагировать. Первого октября мы повторно обратились, а уже второго октября вместо поддержки получили в свой адрес предостережение. Более того, прокуратура обратилась в суд. Хотя изначально мы их  просили  о понуждении Межрегионгаза дать газ для того, чтобы населению дать тепло. А потом пусть разбираются сами. Они же два юридических лица и должны сами договориться между собой, как реструктурировать долги. Это же не долги муниципального района.

— Два юридических лица — это Межрегионгаз и тепловая компания?

— Да. Но в результате заложниками остаемся мы. До абсурда нельзя же доводить ситуацию.

— Кто в Омском районе самые крупные поставщики тепла?

— На территории Омского района 14 компаний, оказывающих услуги по теплоснабжению. При этом из 72 тепловых источников половина — частные. Муниципальных котельных около 40. Но все началось с того, что часть  муниципальных  тепловых источников использовала частная компания «Карат» по договору аренды с поселениями. Проработала всего четыре года.

— Сколько котельных было у «Карата»?

— Пять. В поселениях Морозовка, Новоомский, Андреевка, Пушкино.

— Своих котельных у них не было?

— Нет. По всем были заключены договоры аренды по итогам торгов. Остальные тепловые источники также выставлялись  на аукцион. Победителем стала муниципальная компания Омского района «Тепло-энергетическая компания». МУП «ТЭК» была создана еще перед моим приходом, до 2012 года. Первый отопительный сезон она прошла  без проблем. Хотя компания сразу была планово-убыточной, но мы предусмотрели для нее субсидии. Только по первому году за счет модернизации  сократили убытки на 20 млн рублей.

А вот  «Карату» РЭК, как они утверждают, утвердила экономически не обоснованный тариф. Доказать обратное они не сумели. Кстати,  недавно на заседании в Законодательном собрании  совершенно четко объяснили, что последние 5-6 лет существовала политика сдерживания тарифа. Если такое происходило, то как компаниям выживать? В итоге у «Карата»  образовалась отрицательная рентабельность. При этом как-то предотвратить ситуацию они даже не попытались. Хотя я им предлагал поддержку. В результате за первое полугодие 2014 года «Карат» практически полностью перестал платить за ресурсы.

— Поставщикам газа?

— Да. После отопительного сезона они уведомили администрации сельских поселений, что расторгают с ними соглашения и больше оказывать услуги не желают. Но при этом до октября денежные средства с населения они собирали. 9 июня, понимая, что ситуация накаляется, а прийти к консенсусу с «Каратом» не представляется возможным, я обратился в прокуратуру, предупредив, что из-за неплатежей «Карата» есть опасность, что ресурсоснабжающая организация может не дать газ к отопительному сезону.

— Котельные они  вернули в казну?

— Вернули. Но остался долг перед поставщиком газа. Прокуратура ответила, что по их информации «Карат»  осуществляет действенные меры по погашению задолженности. Также говорилось о направлении письма в УМВД для назначения дополнительной проверки. После этого меня вызвали в министерство строительства и ЖКК, где спросили, как я буду рассчитываться за компанию "Карат". Никак не буду рассчитываться, ответил я. У меня нет законных механизмов, чтобы  рассчитываться за частную компанию. Если говорить о статье  78 Бюджетного кодекса, то она – да, позволяет решать такие вопросы, но эта субсидия должна быть прописана  в бюджете заранее, причем четко на конкретные мероприятия. Поэтому мы ее применить были не вправе.

— Какова задолженность?

— Порядка 16 млн рублей.

— Как развивалась ситуация с МУП «ТЭК»?

— К прошлому отопительному сезону компания подошла без особых проблем. МУП «ТЭК» имело 33 тепловых источника. При этом два из них, располагающихся в поселках Ростовка и Ключи, очень мощные. Они составляли 47% от всего теплового баланса предприятия и  были  очень прибыльными. Еще 19 тепловых источника МУП «ТЭК» — убыточные напрочь. Фактически убытки этих 19 котельных  компенсировались этими  двумя, а тариф, как вы знаете, считается в среднем, так что в целом по району тариф был нормальным -  народ устраивал.  Но эти два тепловых источника являлись не муниципальными, а принадлежали  коммерческому предприятию «Октан-Сервис». Когда оно обанкротилось, все их тепловые источники были выставлены на торги. Естественно, мы обращались в том числе в министерство строительства с предложением выкупить эти две котельные. Но финансовая помощь нам оказана не была.

Мы даже собрали депутатов и предложили им поискать деньги в  бюджете района. Пообрезали  все, что возможно, и нашли 23 млн рублей.  Мы вышли на торги. Но на торгах нашу цену перебила частная компания.

— За сколько они выкупили эти две котельные?

— Более 23 млн рублей.

— Если вы принимали решение о выделении средств официально, то они вполне могли знать, сколько у вас денег выделено для торгов?

— Видимо, так и было.   Мы обратились к победителю торгов  ООО «РусВентПром» и предложили: продайте нам тепло на коллекторе  по тарифу, утвержденному  РЭК,  - 900 рублей  за одну гигакалорию, плюс мы будем платить за аренду оборудования. По такой же схеме мы работали с «Октаном». Тогда если у нас даже доходная часть в целом по МУП «ТЭК» и снизится, то это не будет так критично. Но собственники нам отказали и передали  с 1 ноября в аренду эти две котельные МУП города Омска «Тепловая компания».

— Что произошло дальше?

— И с баланса районной Тепло-энергетической компании сразу же ушла  почти половина доходов, и она мгновенно становится убыточной.  За ноябрь — декабрь ТЭК претерпел убытки  на 14,5 млн рублей. Компания, естественно, заявилась на новое тарифное регулирование, поскольку два тепловых источника выбыли. Но РЭК решает повысить тариф не с 1 января, а с 1 июля, по окончании отопительного сезона 2013/2014. Получается, что затраты первого полугодия легли  на второе полугодие. Но если бы РЭК приняла новый тариф  с 1 января, то фактическое повышение составило бы 39%. А с 1 июля повышение получилось 79%. Вся эта ситуация была очевидной, и я по этому поводу бил во все колокола  заранее. Писал официальные  письма, предупреждал.  В итоге МУП «ТЭК» было доведено до коллапса, компания не смогла рассчитываться за ресурсы, накопила порядка 30 млн рублей долгов за газ.

— К сезону?

— Да. Все меры, которые мы могли применить, применили. Более того, мы изыскали из бюджета Омского района 14,5 млн рублей на компенсации части убытков – так как это муниципальное предприятие, там  проще решить такой вопрос. Еще 16 млн рублей пообещал губернатор.

— Компенсаций хватит для покрытия убытков?

— В целом по году убытки МУП «ТЭК» по предоставлению тепловой энергии жителям будут составлять порядка 50 млн рублей в год. Но у нас ведь есть еще и объекты социальной сферы на территории Омского района: школы, детские сады, Дома культуры и т.д. То есть еще и здесь порядка 40 млн рублей  потребуется компенсаций из бюджета.

— Недавно к вам зашла «Тепловая компания Омского района». Что они предлагают?

— По сути, это московский инвестор. Связано это с тем, что с 1 января 2014 года законодательство в теплоснабжении изменилось кардинальным образом. В первую очередь в части того, что использование котельных на основании торгов запрещено. Только на условиях  концессионных соглашений. С этой тепловой компанией мы заключили соглашение  1 октября. Но концессия — это, по сути, долгосрочная аренда по минимальной сумме, но с условием внесения значительных инвестиций в развитие объекта. Тепловая компания планирует вкладывать порядка 100 млн рублей, и нас это устраивает.

— Что осталось МУП «ТЭК»?

— Муниципальному предприятию осталось только исполнение по старым договорам и  обслуживание по холодной воде. Связано это с тем, что по новому законодательству компания, имеющая отрицательный баланс, не может заявляться на концессию.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.