Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

В Институте современной политики считают, что канун выборов – самое время для реанимации стратегии развития Омской области

26 августа 2015 09:36
0
3934

А в Омске не понимают, каким образом нынешний политический расклад может уменьшить привычную смертность идей. 

14 августа Омский стратегический клуб провел заседание на тему "Активизация профессиональной общественности в целях развития Омской области и города Омска". Эксперты в очередной раз вспомнили стратегии развития Омской области и города Омска последних двадцати лет, которые объединяет одна общая черта — нереализованность. Экспертам из Омского Дома ученых, Общественной палаты Омской области и Омской торгово-промышленной палаты не удалось договориться ни о формате, ни о конкретных целях дальнейшей работы. Несколько заседаний, возможно, уйдет на поиски смысла самих этих заседаний.

О последней по хронологии стратегии регионального значения, авторство которой принадлежит сбербанковской "дочке" Strategy Partners Group, напомнил ведущий клуба, директор Центра стратегических разработок московского Института современной политики Владимир ЗЫРЯНОВ. Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2025 года была утверждена Законодательным собранием в июне 2013 года. Ее принятию предшествовала так называемая общественно-профессиональная экспертиза.

– Когда я в октябре увидел первый вариант стратегии Strategy Partners Groupчерез 2,5 месяца работы над ней, я ужаснулся, пришел к ГАМБУРГУ и показал, какие там дыры, как все не стыкуется. Началась активная проработка этого документа с профессиональным сообществом. Результатом стала экспертиза, на которую мы пригласили известного методолога ПОПОВА. В итоге был получен уже другой документ, чем тот, который я видел в октябре 2012 года, – рассказал Владимир ЗЫРЯНОВ.

Он отметил, что в своем исследовании представители SPG не учитывали (и открыто это признавали) конкретные стратегические разработки таких крупных структур, как Газпромнефть, Сбербанк, "Титан" и так далее. Что до "Титана" – несмотря на то, что и в "плане ПОЛЕЖАЕВА", и в документе 2013 года на группу компаний Михаила СУТЯГИНСКОГО возлагаются серьезные надежды, у экспертов вызывает большое сомнение, что, строя "Биокомплекс", предприниматель ориентировался на какие-то стратегии.

В 2015 году стратегия развития Омской области двухлетней давности, по мнению г-на ЗЫРЯНОВА, стала неактуальна ("После того, как наступил 2014 год, можно тот документ взять и отложить в сторону"). "Коррективы" в нее обязывают внести "та холодная война, которая опять начинается между Россией и западными странами из-за Украины прежде всего", программа импортозамещения и принятый летом 2014 года Федеральный закон № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".

– Закон о стратегическом планировании обязывает в определенной упорядоченной системе провести анализ всех стратегий, до этого принятых во всех регионах и всех министерствах. Выстраивается некая система шаблонов. Этому мы, я думаю, посвятим отдельное заседание, – сказал ведущий.

Определенные надежды, не вполне понятные большинству участников клуба, представитель Института современной политики возлагает на выборы, которые будут проходить в Омской области в ближайшие три года.

– То, что губернатор пошел на досрочные выборы, отработав три года и пообещав, что в новых условиях он сформирует новую команду и новую стратегию, приведет к тому, что все эти вопросы будут взаимоувязаны, – туманно изъяснился Владимир ЗЫРЯНОВ. – Если говорить о выборах, то этот формат годовой фактически определяет и систему публичной оценки, которая делается в городе и регионе.

В 2016 году подобными знаковыми мероприятиями для стратегов станут 300-летие Омска ("Нам есть, что предложить, и кое-что из этого мы уже формулировали в своих предложениях для администрации области и города, для организационного комитета по "Омску-300"), а также выборы депутатов Госдумы и Заксобрания Омской области.

– Если на выборах 2011 года в Госдуму РФ принимало участие одиннадцать партий, четыре из которых представлены в Государственной думе, то на сегодняшний момент только в Омской области зарегистрировано больше 50 политических организаций. Скорее всего, большая часть из них будут принимать участие в выборах, – считает эксперт. – Руководству региона надо будет отчитаться о том, что сделано. В то же время разные политические силы, партии выйдут на выборы со своими программами.

"Публичная оценка деятельности" нынешнего руководства города придется на 2017 год, когда пройдут выборы депутатов Омского городского совета, которые затем по новой системе определят градоначальника.

В 2018 году, наконец, пройдут выборы президента РФ, которые, по мнению Владимира ЗЫРЯНОВА, тоже каким-то образом могут поспособствовать реализации стратегических целей.

– Как мы доживем до 2018 года, загадывать не стоит, но это не значит, что не нужно планировать. Каждый этап нашей деятельности будет связан с вопросами оценки, перспектив, взаимодействия с властью. Мы будем стремиться к тому, чтобы формулировать подсказки и предложения для руководства города и области, министерств, партий. Будем давать возможность публичного обсуждения вопросов стратегического характера. Уверен, что наше мнение будет интересно тем, кто принимает решения, – высказал смелое предположение директор Центра стратегических разработок.

Он признает, что в 90% случаев стратегии подобного уровня "делаются не для того, чтобы их реализовывать, а для того, чтобы положить их аккуратненько в ящик стола руководителя", но верит, что, "когда появляются ПОПОВ, ЛИЗУНОВ, ЗЫРЯНОВ, которые знают, как стратегия должна реализовываться, то ситуация меняется".

Из почти трехчасовой дискуссии не удалось сделать вывод о том, что кто-то из ее участников действительно знает, как реализовать стратегию. И точно мало кто верит в такую возможность. "Когда мы пишем в повестке дня о реализации... Что-то я редко вижу, чтобы что-то реализовывалось", – сказал председатель комиссии по развитию науки и образования Общественной палаты Омской области Анатолий СОЛОВЬЕВ. Вспомнив про "брендолапу", он отметил, что не всегда это плохо — хотя выданных на эту лапу денег все равно жалко.

Анатолий СОЛОВЬЕВ предложил участникам стратегического клуба поучаствовать в собрании, которое пройдет в Омске 6 октября, накануне ВТТА-2015. Речь в нем будет идти о роли Общественной палаты и общественных организаций в развитии регионов арктической зоны России, а участниками станут представители соответствующих объединений из Мурманска, Архангельска, Камчатки, ЯНАО и других северных регионов. Что касается Омского стратегического клуба, г-н СОЛОВЬЕВ надеется, что на этом собрании можно будет выработать идеи, которые помогут "отщипнуть от арктических денег что-то в область".

– Сами знаете, приходится в Арктике теперь самим добывать — американцы с 10 августа наложили очередное вето на добычу газа и его сжижение. С нашей «Приразломной» платформы газ никто не будет покупать, потому что запрет на это. Сами понимаете, добываем, а денег нет, и это все тянется, тянется и неизвестно, чем закончится, – рассказал Анатолий СОЛОВЬЕВ.

Единственным, кто выступил на заседании с полноценным докладом, стал председатель комитета по инновационной деятельности Омской ТПП Владимир ЛИЗУНОВ. Он говорил о стоящих перед Омской областью глобальных целях (консолидация профессиональной общественности, возрождение духовно-нравственных основ, построение гражданского общества и так далее) и не менее глобальных путях их решения (создание системы стратегического планирования и управления, выявление и подготовка специалистов с системным и стратегическим мышлением, развитие культурной, инвестиционной и инновационной привлекательности территорий и многое другое). Коллеги согласились со справедливостью всего сказанного Владимиром Васильевичем, но как это все воплотить в жизнь — такой стратегии никто еще не придумал.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.