Меценатом проектирования и строительства выступает омский бизнес.
11 июня в департаменте архитектуры и градостроительства омской мэрии состоялось заседание художественно-экспертного совета, посвященное проекту памятного знака основанию Омска.
Мэр Омска Сергей ШЕЛЕСТ объявил, что на площади Бухгольца у речного вокзала вместо стоящего почти 30 лет макета шара «Держава» авторства Василия ТРОХИМЧУКА наконец-то появится полноценная скульптурная композиция на средства группы компаний «Титан» и лично ее главы Михаила СУТЯГИНСКОГО.
Скульптор Михаил МИНИН представил обновленный проект. Но сначала рассказал историю объекта:
– Установленный в 1997 году макет шара «Держава» был принят горожанами неоднозначно. Но со временем он настолько влился в облик Омска и полюбился омичам, что мы уже не представляем наш город без него. Изображение шара присутствует во всех книгах, посвященных Омску, на всех заставках местных телеканалов.
Композиция будет повторять знаменитую разработку ТРОХИМЧУКА: сохранятся линейные размеры – диаметр шара семь метров. Однако МИНИН иначе трактовал шесть рельефных изображений, опоясывающих памятник. После консультаций с учеными и краеведами изображения в обобщенно-отвлеченной манере заменят на более содержательные с исторической точки зрения. Вертикальные рельефы представляют великих личностей, а горизонтальные – исторические события:
– В 1628 году царь Михаил Федорович издал указ о постройке крепости на слиянии двух рек – этот указ до сих пор хранится в архивах. На первом рельефе изображена встреча царя и двух тарских воевод – князей Юрия Ивановича Шаховского и Михаила Федоровича Кайсарова.
На следующем рельефе – горизонтальном – бурлаки тянут баржи по Иртышу, на них нападают джунгары:
– Крепость планировалось построить, чтобы как раз защитить обозы – князья обратились с этим к царю. Третий рельеф показывает нам, как Петр I отправляет Ивана Бухгольца в Сибирь на поиски песошного золота. На четвертом предполагается изобразить последствия неудачной зимовки. Мало кто знает об этом историческом моменте нашего региона: если бы джунгары не разбили отряд Бухгольца, скорее всего, он не основал здесь крепость. Опять же немногие в курсе, что Бухгольц не присутствовал на строительстве – этим занимались его офицеры: артиллерийский поручик Каландер, майоры Аксаков и Вельяминов-Зернов. Они на пятом рельефе. На шестом изображено непосредственно строительство крепости.
Фигуры на «именных» рельефах прорисованы так, что вместе с шаром, представляющим букву «О», они складываются в название города – Омск. Материалы, из которых будет изготовлен памятник, пока обсуждаются:
– ТРОХИМЧУК изначально хотел сделать эмалированный шар, чтобы в нем отражался город. Но по деньгам это сейчас получается просто космос… Следующий вариант – нержавейка и бронза для рельефов. Тоже очень дорого. Можно весь шар сделать бронзовым, можно сделать бетонный памятник с бронзовыми рельефами. Лучший, на мой взгляд, выход – искусственный темно-серый камень, который стоит покрыть специальной краской на основе смолы, «встраивающейся» в покрытие. Выглядит, будто он натерт воском, неуязвим для дождя. Можно нанести металлическую пудру, чтобы он искрился, и не выглядел «пластмассовым».
Ориентировочно скульптура будет установлена в ноябре этого года – ко Дню народного единства. МИНИН подчеркнул, что меценат берет на себя проектирование и строительство памятника, опоры для него – причем с ориентацией на долговечность минимум в век, а благоустройством площади Бухгольца займется городская администрация. Главный архитектор Омска Роман ВОРОБЬЕВ подтвердил, что обсуждение этого ведется, запущен процесс геодезической съемки. Мэр пообещал, что проект будет реализован комплексно, изыскиваются источники финансирования, в том числе среди меценатов, поскольку городские средства на подобные работы бюджетом не предусмотрены.
По словам заслуженного художника РФ Георгия КИЧИГИНА, идеи ТРОХИМЧУКА неизменно вызревали необычно прогрессивными для своего времени, и обсуждаемый проект – тому подтверждение:
– Сначала шар был просто точкой основания города, потом ядром, а «Державой» мы называем его только сейчас – после вкраплений работ художника Виктора ЯРЧУКА. У ТРОХИМЧУКА все было выполнено в одном материале – медно-темном. Там ничего не выделялось, все было цельным, именно это и предлагает вернуть МИНИН. Все мелочи, детали, пропорции утрясутся во время работы. А ее нужно ускорить – макет и так неприлично долго для подобного масштаба памятника застоялся на месте.
Большое значение для города этого памятника подчеркнула и председатель правления Омского регионального отделения Общественной организации «Союз дизайнеров России» Наталья ЯРОХ:
– Мне повезло работать с ТРОХИМЧУКОМ в Омскгражданпроекте. О шаре было очень много разговоров. Замысел был грандиозный – автор хотел отразить в нем величие Отчизны. Пропорциональность шара, его соразмерность, соподчиненность горизонталей, вертикалей, стилизация фигур – вещь получилась уникальная, визитная карточка города.
Проект был принят единогласно. Михаил МИНИН поблагодарил членов совета за высказанные конструктивные предложения и подчеркнул, что открыт для творческого диалога – ждет коллег архитекторов, скульпторов, художников и дизайнеров в своей мастерской для дальнейшего обсуждения нюансов реализации проекта.
P.S. Пару дней спустя Сергей ШЕЛЕСТ встретился с Михаилом СУТЯГИНСКИМ, чтобы закрепить принятое художественно-экспертным советом решение. Также с председателем совета директоров ГК «Титан» было подписано меценатское соглашение об этой социальной инициативе на условиях меценатства.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 19 июня 2024 года.