Все рубрики
В Омске вторник, 5 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 97,5499    € 106,1426

«Нам повезло быть рядом с Виктором КРАСКОВЫМ»

26 августа 2015 10:07
0
5562

Памяти основателя ЗАО «ПИРС» Виктора Александровича КРАСКОВА

10 августа 2015 года коллектив ЗАО "ПИРС" попрощался с любимым руководителем, основателем предприятия Виктором Александровичем КРАСКОВЫМ. Внутреннего огня президента  ЗАО «ПИРС» хватило на то, чтобы зажечь идеей сердца сотен своих сотрудников и продвинуть нефтегазовую отрасль России по уровню развития на десятки лет вперед.

Начало

Можно сказать с уверенностью, что те двенадцать человек, которые отважились в 1990 году уйти из государственного института "Сибгипрогаз", поддавшись силе убеждения своего коллеги Виктора КРАСКОВА, ни разу об этом не пожалели. Руководство не поддержало идею проектирования подводных переходов магистральных трубопроводов, которой загорелся Виктор Александрович, и лишилось талантливого начальника отдела, рискнувшего открыть собственный проектный центр.

При региональных комсомольских организациях стали возникать хозяйственные субъекты, одним из которых и стал Фонд молодежной инициативы ОК ВЛКСМ города Омска, филиал "Магистраль", – рассказала супруга Виктора Александровича, экс-начальник Управления системой качества ЗАО «ПИРС» Рашида КРАСКОВА. –Арендовали небольшое помещение, и на голом энтузиазме работа началась. Не было не только компьютера, но даже калькулятора.

Первые проекты новая организация готовила для заказчиков, с которыми Виктору КРАСКОВУ удалось не потерять связь со времен работы в "Сибгипрогазе". Как и планировалось, это были подводные переходы газопроводов. Вскоре к ним добавились заказы на наземные участки. Коллектив рос количественно и качественно, и уже через 9 месяцев "Магистраль" превратилась в малое предприятие "ПИРС". Еще через пару лет компания перерегистрировалась в закрытое акционерное общество.

– Комсомольские корни сыграли роль стартовой кнопки, но развивающейся на проектном рынке организации требовался более серьезный правовой статус. Классически проектные организации именовались проектными институтами. Из этого и исходил Виктор Александрович, придумывая новое название. Вариантов было не так много. Были и шуточные, но когда прозвучало "ПИРС", стало понятно, что название родилось: красивое, короткое и по смыслу подходит – проектировали подводные переходы, речная тема была близка. Оставалось только логично расшифровать две последние буквы: Реконструкция и Строительство. И очень хотелось, чтобы в названии звучали "нефть и газ". В результате получилось то название, которое существует и сейчас: Проектный институт реконструкции и строительства объектов нефти и газа. В аббревиатуру все название не вошло, но из песни слов не выкинешь, – отметила Рашида КРАСКОВА.

Первый логотип организации, по ее словам, генеральный директор нарисовал самостоятельно. Лишь через несколько лет дизайн был изменен на более лаконичный.

– Первые проекты Виктор Александрович тоже пропускал через себя, выполняя функции и ГИПа, и исполнителя, и нормоконтроля.

Лидер

– Только Виктор Александрович мог убедить 12 человек уйти с госпредприятия, чтобы начать свое дело. Он был безусловным лидером, который не только умел убеждать, вдохновлять людей своей уверенностью, но и никогда не давал повода для разочарования. Поэтому ему верили безоговорочно, – говорит бывший главный инженер проектов ЗАО "ПИРС" Жанна САМОРУКОВА.

Жанна Николаевна рассказала, что сама она не сразу присоединилась к команде, но когда все же решилась, у нее наступила "самая яркая полоса в жизни": интересная работа, заграничные командировки, постоянный профессиональный рост... А также то, что даже для самого увлеченного человека не на последнем месте, – благосостояние и уверенность в завтрашнем дне.

В эпоху краха всего и вся, от карликовых производств до промышленных гигантов, ЗАО "ПИРС" росло и развивалось, а его сотрудники раскрывали свой потенциал на объектах государственной важности. Уже в 1992 году после судьбоносной встречи Виктора КРАСКОВА с генеральным директором ОАО "Сибнефтепровод" Владимиром ЧЕПУРСКИМ молодым омским проектировщикам был доверен капитальный ремонт подводного перехода через протоку Юганская Обь нефтепровода "Усть-Балык — Нижневартовск". ПИРС не подвел, и с тех пор институт и АК "Транснефть" стали надежными партнерами. Для специалистов ПИРСа защита каждого проекта становилась праздником. Опыт, авторитет и портфель заказов института росли пропорционально.

Новатор

Руководитель института испытывал искреннюю тягу к освоению новейших технологий, а там, где натыкался на пробелы, стремился их восполнить собственными разработками. Автор 19 научных статей, успешно защитивший кандидатскую диссертацию, Виктор КРАСКОВ не только предугадывал практические потребности добывающей отрасли, но и совершенствовал ее в интересах будущих поколений.

– Любая интересная идея, которая могла поднять ПИРС выше в каком-нибудь направлении, начинала быстро реализовываться – особенно в те времена, когда еще не надо было согласовывать затраты с акционерами. Именно благодаря смелости Виктора Александровича в Россию пришли бестраншейные технологии строительства подводных переходов, – говорит Жанна САМОРУКОВА. – Постоянная модернизация изыскательской техники, оргтехники и программного обеспечения являлись обязательными пунктами планов. Как руководитель, от которого зависит финансирование, он всегда поддерживал новаторство.

– В 1995 году Виктор Александрович стал одним из первых в стране инициаторов внедрения метода наклонно-направленного бурения, – рассказала бывший начальник отдела экологии ЗАО "ПИРС" Галина ЛЕГАЧЕВА. –Он изучал опыт США и Германии, лично читал нам курс лекций. Его даже приглашали другие организации в качестве эксперта.

Галина Ивановна объяснила, что ННБ позволило резко снизить воздействие строительства переходов на окружающую среду. В отличие от траншейных работ открытым способом этот метод не нарушает ни прибрежной зоны, ни дна рек и озер, так как труба закладывается в грунт на безопасном расстоянии. На этом специалисты института не остановились и вскоре освоили проектирование по методу микротоннелирования. Первый "микротоннель" был построен в 2000 году под Невой.

Как рассказали в институте, еще до появления соответствующих методик в ПИРСе было создано подразделение по ликвидации и локализации аварийных разливов нефти. "Специалисты нашего института выполняли расчеты по определению необходимых сил и средств для ликвидации возможных аварийных ситуаций на нефтеперерабатывающих производствах РФ, – сказала Галина ЛЕГАЧЕВА. – Это очень большая работа".

Инженеры ПИРСа являются авторами стационарных боновых заграждений на Оби, Волге, Москве-реке и многих других водных артериях. Символично, что первым зарегистрированным в 1997 году в Роспатенте объектом авторского права ЗАО "ПИРС" стало устройство для сбора нефти с поверхности воды.

Лучшее будущее

Наработки в области экологической безопасности, как и все прочие знания и умения, пригодились коллективу ПИРСа при проектировании самого крупного в России нефтепровода для ОАО "АК "Транснефть" — ВСТО ("Восточная Сибирь — Тихий океан", I очередь). Его будущие координаты в 2006 году Виктор КРАСКОВ определял лично, летая на вертолете над Якутией и Восточной Сибирью.

– Когда Виктор Александрович летал над территорией, я была у себя в кабинете. Сидела на полу перед разложенной картой и по телефону говорила ему: "Здесь все в порядке – пройдем. А здесь особо охраняемая зона – не пройдем". Работы было очень много, но я до сих пор вспоминаю это время с удовольствием, – говорит Галина ЛЕГАЧЕВА.

– Мы горели делом, жили самоотверженно, – рассказывает Жанна САМОРУКОВА. – Возвращаясь из командировки, мы в тот же день шли на работу. И в выходные – без проблем. Сдать объект было естественным желанием, и других забот на сердце не было.

Сам Виктор КРАСКОВ гордился причастностью к ВСТО не только как профессионал, но и как человек с большим сердцем. В одном из интервью он сказал: "Во время вертолетных облетов трассы нам пришлось увидеть замершую жизнь заброшенных поселков, населенных людьми без будущего. Для нас это была большая ответственность и вместе с тем — гордость реализовать данный объект, так как появление в Республике Саха такого важного промышленного объекта, как нефтепровод, открывало перспективу развития края, давало надежду людям на новое будущее".

Параллельно работе на ВСТО ПИРС занялся еще одним важнейшим и трудоемким заказом – нефтепроводом "Балтийская трубопроводная система II". Оба проекта были сданы в срок. Два года работы в режиме нон-стоп позволили сотрудникам ПИРСа улучшить личное материальное положение и получить более совершенные условия работы: на строительство нового здания и закупку современного оборудования ПИРС потратил внушительную часть заработанных средств.

Впрочем, многие специалисты вспоминают не столько видимые награды, сколько то моральное удовлетворение от стопроцентной самореализации, которое им довелось ощутить в работе над проектом исторического значения.

За четверть века созданный Виктором КРАСКОВЫМ институт превратился в мощный проектно-изыскательский центр. Фундамент, заложенный основателем и командой сподвижников, позволяет ПИРСу смотреть в завтрашний день с уверенностью и оптимизмом.

В памяти

Жанна САМОРУКОВА: Я очень благодарна Виктору Александровичу за то, что он заражал нас своим энтузиазмом и повышал нашу самооценку, открывая в нас самое лучшее – то, о чем мы часто даже не догадывались. Цели организации становились нашими личными целями, и, достигая их, мы росли и в глазах окружающих, и в собственном представлении о себе.

Галина ЛЕГАЧЕВА: Виктор Александрович был увлекающийся человек. Мы находились внутри института, а он как бы вовне. Со своими передовыми идеями он всегда шел впереди, а нас за собой подтягивал. Такой руководитель – большая редкость! Нам очень с ним повезло.

Рашида КРАСКОВА: Виктор Александрович умел жить красиво и насыщенно. Его жизнь пронеслась яркой кометой на небосклоне и погасла. Но при этом успела осветить и выстроить жизненный путь многим людям, которым повезло быть с ним рядом. Виктор Александрович надолго останется в нашей памяти. Самый большой памятник себе он выстроил сам. Это его ПИРС.

P.S. Попрощаться с Виктором Александровичем пришло очень много людей. И это лишь малая часть всех тех, кто его помнит и ценит.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.