Поддержка сельского предпринимательства в Омской области – неэффективна
29 декабря мы, депутаты, примем бюджет Омской области во втором чтении. Единороссы проголосуют солидарно за. Плохой бюджет в любом случае лучше никакого. Тем более что и дальше с ним можно и нужно работать, корректировать при необходимости. Не знаю про коллег по фракции, но я подготовлю поправку. Об этом, а также о своем видении по отдельным статьям инвестиционного блока, по всем разделам независимо от главного распорядителя средств областного бюджета и о некоторых законах, направленных на содействие бизнесу, я и хочу поговорить с бизнес-сообществом и вообще со всеми неравнодушными, заинтересованными людьми.
В бюджете существует несколько направлений поддержки предпринимательства, я затрону только грантовую, компенсации затрат и субсидии на покрытие части инвестиционных процентов. Я намеренно не пытаюсь в терминологии соответствовать тексту программ, чтобы не усложнять восприятие.
Итак, гранты!
С моей точки зрения, любая финансовая помощь должна, по идее, охватывать возможно максимальное количество участников. Замороченный конкурс с ограниченным количеством потенциальных победителей невероятно коррупционен по определению. Ну, скажем, сумма грантов по статье "Развитие системы финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства" минэка составляет 10 млн руб, реально даже для малого бизнеса это 10, ну 20 победителей. На миллионный город! Невозможно при такой мизерной сумме обеспечить хоть какое-то, даже видимое, покрытие территории. При этом велика вероятность того, что преимущественные возможности по участию и победе в конкурсе получат коммерческие структуры, в той или иной степени аффилированные с региональными чиновниками, либо "дочки" крупных компаний. В результате экономический эффект от таких расходов никакой, только что строчка забита (я эту фразу еще не раз повторю). Не менее важно то, что пролонгированный контроль эффективности применения подобных "невозвратных кредитов" вести крайне сложно. Очень сильна зависимость от человеческого фактора – системы ведь толком нет. Гранты я бы применял исключительно по стартапам в высокотехнологичных направлениях.
Компенсация части затрат.
Мера более интересная и эффективная. Но для ее осуществления необходимо очень четко очерчивать направления. Три основных признака, по которым я бы расставил приоритеты:
1. Социально значимые проекты.
В этом направлении уже неплохо себя зарекомендовал второй год проект "Дикоросы", необходимо только четко определиться в сроках выхода этого бизнес-проекта на самоокупаемость. Неэффективно при этом, считаю, расходуются средства на частичную компенсацию стоимости молока в ЛПХ;
2. Очень важные для региона коммерческие проекты, имеющие, например, инфраструктурную или экологическую направленность, иные проекты, оказывающие влияние на безопасность региона по разным направлениям. Моя поправка как раз будет касаться поддержки государственного предприятия "Кормиловский утильзавод", стоящего на последнем рубеже ветеринарной и экологической безопасности региона, но находящегося на сегодня в крайне удручающем состоянии.
3. Коммерческие проекты, имеющие серьезную финансовую федеральную направленность. К таким проектам в первую очередь я бы отнес, например, подпрограммы "Развитие производства овощей защищенного грунта", "Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания", поскольку они актуальны для региона и вне привязки к софинансированию.
При этом, недопустимо расходовать бюджетные средства по этой статье на бизнес с высокой степенью конкуренции. Так, в своей поправке я предлагаю исключить из бюджета минсельхоза "Субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат на строительство, реконструкцию, модернизацию объектов по убою скота и его переработке" в сумме 2 млн рублей и, наоборот, в том же бюджете увеличить финансирование на 2 млн подпрограммы "Утилизация и уничтожение биологических отходов" государственной программы "Обеспечение ветеринарно-санитарного благополучия Омской области".
Бойни
Два года назад была допущена стратегическая ошибка. После принятия "Таможенного регламента...", Минсельхозом было принято популистское решение по количественному размножению предприятий первичной переработки животных (далее бойни), причем с привязкой к районным центрам. Я уже третий год говорю об этом и только убеждаюсь в своей правоте. В советское время в Омской области было 13 полноценных мясокомбинатов, расположенных зонально, сейчас 49 площадок, при том, что количество скота в области сократилось в три раза. Тема мне более других знакома профессионально, поэтому остановлюсь на ней подробно. Бойня – это не просто бизнес, коммерчески выстроенный на количестве переработанных животных. Очень важной, если не основной составляющей является ветеринарный, экологический аспект, а на выходе безопасность населения. "Таможенный регламент..." как раз сильно нагружает это производство разнообразными требованиями, позволяющими обеспечить вышеперечисленные аспекты. Маленькое предприятие не в состоянии их выполнить. Поэтому нигде в мире нет, и уже давно, небольших боен. Только крупные и даже огромные с невероятным количеством заградительных барьеров. Как то:
– только государственные независимые ветеринарные врачи;
– оборудованные на высоком уровне лаборатории;
– производственные конвейеры, позволяющие минимизировать человеческий фактор;
– сложные системы контроля качества и безопасности...;
– теплые, круглогодичные мойки-дезинфекции;
– заборы с отдельными санпропускными пунктами;
– современные, разнотемпературные холодильники;
продолжать можно долго...
Не все знают, что животные болеют в том числе "человеческими" болезнями: туберкулезом, бруцеллезом, лейкозом, паразитами и пр. Диагностировать происхождение которых уже в больнице не представляется возможным. Именно исключение попадания зараженного мяса в пищу является основным предназначением бойни. Так вот "КОМПУР" ежемесячно направляет на утилизацию субпродуктов и мяса на сумму более 1 млн руб. Занимается этим на предприятии помимо технологических служб отдел производственно-ветеринарного контроля, состоящий из 20 человек. Далее, более 500 тысяч рублей в месяц "КОМПУР" тратит на саму процедуру утилизации. Это при том, что "КОМПУР" работает только с сильными животноводческими хозяйствами. Подавляющему же количеству действующих на сегодня боен такие расходы и вышеперечисленная обеспеченность просто недоступны. Формально, имея договоры с утильзаводом, они фактически не вывозят на утилизацию ни кг, не имея при этом других законных инструментов для уничтожения отходов животного происхождения, сами додумайте дальше...
"Расклонировав" количественно, без какого-либо планирования, минсельхоз расплодил в нашей отрасли бедность. Бойни не могут загрузиться, следовательно, работать рентабельно. Т.е. сначала загнали в яму, а теперь предлагаем копеечную помощь на модернизацию.
Чтобы строчку забить...
Я подробно очередной раз рассказал уже новому министру, как надо организовать процесс. Очень коротко для читателя. Необходимо было составить "дорожную карту" по размещению на территории области перерабатывающих предприятий, не только боен. Специализированных кишечных цехов, утильзаводов, жирокомбината, молокоперерабатывающих предприятий, комбикормовых заводов и пр. не в привязке к районным границам, а исходя из наличия поголовья скота и перспективы его прироста, наличия кормовой базы, инфраструктуры и кадрового потенциала. Конечно же, надо учитывать логистические особенности региона и только тогда определяться с приоритетными проектами в этой сфере и думать о мотивационных инструментах.
Аргументация же сотрудников министерства в части проблем закупа скота и молока у населения несостоятельна. Для этого не бойни надо строить безбашенно и субсидии копеечные в расчете на голову КРС платить ЛПХ за молоко, а, опять же, планово развивать цивилизованную инфраструктуру закупа. Самостийные "перекупщики" сегодня никем не контролируются. Тогда и предприятия будут загружены, и селяне не будут крохи от государства дожидаться, а будут наращивать поголовье, уверенные в том, что их продукция будет закуплена вовремя и по рыночной цене. Именно в этом направлении надо работать наиболее активно. По опыту из заграничных командировок, если вы, скажем в какой-нибудь немецкой земле решите построить бойню или птицефабрику – неважно что – и обратитесь за разрешением в муниципалитет, никто вам с порога не обрадуется. Сначала изучат потенциал и риски, в том числе социальные, развития предложенного вами бизнеса на конкретной территории, с учетом защиты уже существующего. Думающим людям не нужны никакие потрясения и искусственная конкуренция. Называется это в экономике просто – планирование, а в быту – плановое ведение хозяйства, или просто – "хозяйствование". Наша, советская школа, кстати. Чаще вам предложат развивать что-то совершенно иное или порекомендуют обратиться в другую землю, скажем, бывшую ГДР, где, возможно, еще есть дефицит производств.
Субсидии на покрытие части инвестиционных процентов
Самая эффективная и коррупционно не нагруженная схема поддержки бизнеса. Во-первых, определив приоритетность направления, власть не проводит отбор как таковой. Эффективность того или иного проекта определяют профессионалы – банки. Они же лучше кого-либо отследят процесс выполнения проекта и его окупаемость, а та же сумма в 10 млн руб. позволит поддержать в 20 раз больше предпринимателей...
Подобная схема активно реализуется и у нас в регионе по федеральным программам. Я же предлагаю разрабатывать аналогичные местные программы – вместо грантов и компенсаций затрат, и не важно в данном случае, что не будет федерального софинансирования. Эффект будет все равно выше.
Отдельно хотелось еще затронуть ситуацию с законом "Об отдельных вопросах установления налоговой ставки в размере 0% для ИП, применяющих УСН и (или) патентную систему..." С июля 2015 года, после его принятия ЗС по инициативе минэка, вновь зарегистрировалось аж 10 ИП, на всю область. Очевидно, что закон не работает. Зато строчку заполнили, птичку поставили.
Одновременно закон провоцирует уже работающих собственников к перерегистрации, очередной раз дает понять бизнесу, как власть его не уважает. Заставляет думать не о коммерции, а об уходе от налогов, чтобы выравнять конкурентные преимущества с вновь зарегистрированными. Притом что администрировать этот момент невозможно. Я согласен с позицией коллеги, депутата ЖАРКОВА, высказанной им по этому вопросу на предыдущем заседании ЗС. В таком виде закон не работает. Необходимо внести изменения.
Считаю правильным обнулить только ставки по патентам для определенного перечня услуг, как то: сдача квартир в аренду, репетиторство и пр., по которым в принципе в бюджет ничего не поступает, причем для всех – и новых, и действующих предприятий.
Всерьез рассмотрел бы возможность обнуления областной части налогов фермерам, занимающимся животноводством. Внесу это предложение на очередном заседании аграрного комитета.
Пишу об этом, потому что именно в жестком бюджете надо учиться расходовать средства наиболее эффективно, а не заполнять строчки и получать плюсики...
Если моя позиция вызывает у уважаемого читателя желание подискутировать, готов организовать круглый стол на основе либеральной платформы «Единой России», которую я представляю в президиуме политсовета.
Димитрий ГАЛАВАНОВ, председатель совета директоров ЗАО «Мясоперерабатывающий концерн "Компур", депутат Законодательного собрания Омской области