Региональный ОНФ требует, чтобы мэрия допустила общественность к решению вопросов о судьбе зеленых насаждений и изменила систему управления парками
Омские общественники при поддержке депутатов горсовета создали при региональном штабе Общероссийского народного фронта рабочую группу, которая пытается бороться с застройкой коммерческими объектами территории омских парков и скверов. На первом круглом столе, который состоялся 3 марта, общественниками обсуждались варианты спасения парков 30-летия Победы и 30-летия ВЛКСМ, где омские чиновники уже часть земли успели раздать. А на минувшей неделе, 14 июля, участники круглого стола в Доме союзов обсуждали вопросы необоснованного сноса омских зеленых насаждений и пытались докопаться до причин неэффективности существующей системы компенсационных посадок.
Земельный вопрос
Первым делом участники круглого стола обратили внимание, что разрекламированная мэрией работа по приданию омским паркам статуса особо охраняемых природных территорий почему-то затормозилась. Как подписал мэр в феврале 2015 года постановление о создании ООПТ «Прибрежный» (парк Победы), так на этом все и замерло. Но глава департамента имущественных отношений администрации города Омска Сергей ХОРОШИЛОВ заверил «фронтовиков», что его департаментом еще в марте были подготовлены проекты постановлений о придании статуса особо охраняемых природных территорий парку «Зеленый остров» и парку им. 30-летия ВЛКСМ, но эти проекты застряли на этапе согласования с другими департаментами.
– Есть вопросы у департамента архитектуры, – пояснил Виктор ХОРОШИЛОВ. – По территории парка «Зеленый остров» проходит силовой кабель, участок земли закреплен за владельцем кабеля на правах бессрочного пользования, а вся территория парка должна быть целостной. Аналогичная ситуация и по парку им. 30-летия ВЛКСМ. На территории парка есть участки в аренде, арендаторам фактически выданы разрешения на строительство. Мы не продлили договоры аренды ООО «Кедр» и ЗАО «Деловые встречи», как рекомендовала рабочая группа. Компания «Деловые встречи» обратилась в суд и выиграла иск.С «Кедром» мы ожидаем судебного разбирательства. А если будет вестись строительство в парке – невозможно придать территории парка статус особо охраняемой природной территории.
Проблема с землей есть и в парке 300-летия Омска. К строительству еще даже не приступили, а вокруг этого парка уже давно сформировалась зона деловой застройки (ОД-1). По словам заместителя директора городского департамента архитектуры Светланы ШЕВЧЕНКО, эти участки по периметру предоставлялись арендаторам в 2007 году, еще до утверждения правил землепользования и застройки. А препятствием для придания парку 300-летия Омска статуса ООПТ, по словам Сергея ХОРОШИЛОВА, стал сегодня участок земли, который в свое время передавался Омскоблстройзаказчику под размещение культурного комплекса «Национальная деревня».
Проблему сокращения зеленых зон продолжил председатель правления Омского регионального отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство», замдиректора по развитию МП города Омска «Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ» Андрей ДВОРЕЦКИЙ. По его словам, в 1940 году территория парка составляла 135 га, в 2008 году от этой территории осталось всего 73,8 га, что составляет 54,6% от прежней площади. В том же году городской властью под благовидным предлогом было выделено предпринимателям 11 земельных участков общей площадью 8,68 га, что составляет 11,7%. При этом площадь уже занятых и эксплуатируемых участков – 8,75 га, что также составляет 11,8%. То есть сегодня от оставшейся части более 23% используется под кафе, аттракционы и тому подобные цели.
– ООО «Промтур-5» был выделен земельный участок площадью 4 934 кв. метра, где на сегодняшний день находится капитальное здание ремонтных мастерских, которое стоит на балансе муниципального предприятия, – возмущался Андрей ДВОРЕЦКИЙ. – Этой весной ко мне пришли хозяева фирмы и заявили: сносите свое здание, мы будем строить здесь кафе. Понимаете, что происходит? Чиновники, когда распределяли землю, даже не выезжали на место, не смотрели.
Деревья без перспектив
Еще одна проблема омских парков – отсутствие какого-либо ухода за зелеными насаждениями. Формально за судьбу деревьев и кустарников отвечает муниципальное предприятие, а по факту – никто, поскольку у департамента культуры нет для этого людей. Да и вообще, как считает депутат Омского городского совета Юрий ФЕДОТОВ, неправильно нагружать хозяйствующий субъект несвойственным ему функционалом.
– Задача МП города Омска «Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ» – получение прибыли. Они что, из своей прибыли будут оплачивать посадки и уход за зелеными насаждениями? – удивлялся Юрий ФЕДОТОВ. – Если мы хотим сохранить зеленые насаждения в парках, то надо говорить об этом, а не об организации досуга населения.
О низком качестве работ по уходу за зелеными насаждениями говорили и главный агроном БУ Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» Галина ЦЫГАНОВА, и Андрей ДВОРЕЦКИЙ, пояснивший, что с 16 июня 2015 года своим распоряжением директор городского департамента культуры Владимир ШАЛАК вообще ликвидировал как класс агротехнический участок в МП города Омска «Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ», которое обслуживает все омские парки. А специалисты управления дорожного хозяйства и благоустройства, которое находится в структуре департамента городского хозяйства, поливают только посадки вдоль дорог. Зеленые насаждения в парках не входят в их зону ответственности.
– Я думаю, нам следует перевести дискуссию в практическую плоскость и предложить администрации Омска изменить систему управления парками, – добавил Юрий ФЕДОТОВ. – Забрать зеленые территории парков у муниципального предприятия, поскольку оно не может обеспечить уход, и передать их в управление благоустройства. Понятно, что денег в бюджете нет. Но так хотя бы какой-то уход за деревьями будет.
Массовый снос
После депутатского запроса Юрия ФЕДОТОВА омская мэрия предоставила протоколы специальной комиссии, которая рассматривает вопросы сноса, обрезки и восстановления зеленых насаждений в городе Омске, и если судить по этим протоколам, то с января по июль 2015 года муниципальной властью был согласован снос 7 585 деревьев. При этом большая часть вырубки позиционируется как снос так называемых аварийных деревьев, а поскольку эти работы проводятся по заявкам структурных подразделений самой мэрии (департамента строительства, управления дорожного хозяйства и благоустройства) и бюджетных учреждений, то никакого компенсационного озеленения не предусматривается вообще.
Управлению дорожного хозяйства и благоустройства, например, всего лишь за одно заседание комиссии, которое состоялось 5 февраля 2015 года, был согласован снос не только 2 138 аварийных, но еще и 1 416 неаварийных деревьев на улице Хабаровской.
Большой общественный резонанс может вызвать и планируемая вырубка зеленых насаждений в рамках реализации проекта по реконструкции улицы Ленина. Согласно протоколу комиссии от 2 июля 2015 года, Фонд стратегического развития Омской области (заказчик работ) уже получил разрешение на снос 59 деревьев на самой улице Ленина. Кроме того, что-то непонятное происходит вокруг сквера им. Дзержинского. Известно лишь, что фонд запрашивал разрешение на снос 437 деревьев в этом сквере и хотел получить одобрение на снос 83 деревьев в Северо-театральном сквере, 37 деревьев – в Южно-театральном и еще 72 деревьев – на участке от площади Победы до улицы Партизанской. Одобрение на весь запрос не получено, но формулировка в решении комиссии весьма расплывчатая – «согласовать работы по сносу деревьев в необходимом количестве».
– Я много видел чиновников, и сам когда-то был чиновником, и я точно знаю, что если в бумаге нет точного количества, то потом «необходимым» можно объявить любое количество деревьев и весь сквер Дзержинского выпилить. И я опасаюсь, что так и будет, – подчеркнул Юрий ФЕДОТОВ.
В руки активистов из регионального отделения ОНФ попал и любопытный документ, касающийся сноса зеленых насаждений на строительной площадке ООО «Партнер-Инвест», которое возводит восьмиэтажный офис во дворе главного корпуса Омского государственного педагогического университета на набережной Тухачевского. Комиссия в апреле согласовала работы по вырубке 42 деревьев и кленовой поросли, но с условием, что еще до начала работ по сносу зеленых насаждений компания-застройщик выполнит компенсационные посадки 53 трех лиственниц высотой 3 метра в парке им. 30 лет ВЛКСМ, а также кустарника и 73 крупномеров (березы, яблони, липы, дубы, ивы шаровидные) на улице 4-я Линия. Снос по факту был выполнен, а компенсационные посадки – нет. Как пояснила главный агроном города Галина ЦЫГАНОВА, по техническим причинам. Мол, начало уже положено, а завершение перенесено по согласованию с комиссией на 2016 год.
– Основная проблема в том, я считаю, что протоколы комиссии не публикуются, – пояснил Юрий ФЕДОТОВ.– Все протоколы и решения комиссии обязательно должны быть в открытом доступе. И тогда каждый житель будет знать, что деревья у него под окном будут пилить, а компенсационные посадки выполнят на улице Богдана Хмельницкого в такой-то срок.
А вот вам компенсация!
Существенные недостатки участники круглого стола увидели и в существующей системе компенсационного озеленения. Эту систему раздирают, по мнению Юрия ФЕДОТОВА, внутренние противоречия. Земельными участками под застройку ведают департаменты архитектуры и имущественных отношений, компенсационным озеленением занимается департамент городского хозяйства в лице управление благоустройства, а зеленые зоны в парках находятся в ведении муниципального предприятия «Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ». И все это при полном отсутствии межведомственного взаимодействия.
Если спилили березовую рощицу, то посадить новые березы или липы бюджетное учреждение «Управление дорожного хозяйства благоустройства» в парке Победы, к примеру, не сможет. У бюджетного учреждения своя зона ответственности – скверы и на улицы Омска. А как результат такой системы управления – выпиливание деревьев в Омске происходит дважды. Первый раз деревья сносит застройщик, получив решение комиссии, чтобы освободить площадку под застройку. Второй раз деревья выпиливают на улицах под предлогом болезней уже городские службы, которым нужно освободить место под компенсационные посадки.
Чтобы разорвать этот порочный управленческий круг, по мнению участников дискуссии, городским властям нужно поменьше трогать существующие зеленые насаждения, а под компенсационное озеленение отдавать пустыри, которых в Омске много. Снос деревьев, которым по 20-30 лет, далеко не всегда оправдан. А зачастую не оправдан вообще. Особенно в тех случаях, когда абсолютно вполне здоровые деревья спиливаются, чтобы обустроить какую-нибудь очередную парковку.
– Если решения о сносе деревьев будут приниматься публично и открыто, мы всегда сможем найти специалиста-дендролога, который даст независимое заключение, на самом ли деле больны деревья, которые предназначены под снос, – рассказал председатель правления НП «Экологический комитет» Сергей КОСТАРЕВ. – И у меня еще есть предложение по составу комиссии. Сегодня там 25 человек, из которых только четверо представляют независимое экспертное сообщество. Остальные – чиновники, которые проголосуют так, как скажет начальник. Нужно, чтобы чиновников в комиссии была только треть. Еще треть – специалисты. И треть – просто граждане. И пусть все вместе принимают решение.
По итогу круглого стола члены регионального ОНФ еще порекомендовали омской мэрии побыстрее завершить формирование особо охраняемых природных территорий в парках, не продлевать договоры аренды с компаниями, планирующими застраивать рекреационные зеленые зоны, а горсовету порекомендовали рассмотреть вопрос о компенсационных посадках даже в том случае, если бюджетное учреждение сносит действительно аварийные деревья.