Домашние животные сегодня есть практически в каждой семье, поэтому ветеринарные услуги имеют особенный спрос. Узнать о качестве услуг той или иной ветеринарной клиники помогает в основном сарафанное радио. О тонкостях работы и состоянии ветеринарии в городе корреспонденту «КВ» рассказал Михаил ТАСЛИЦКИЙ, директор ветеринарной клиники «Евровет», которая открылась в мае прошлого года, но уже заняла свою нишу среди высокопрофессиональных клиник Омска.
— Как вы открывали клинику?
— У меня был зоомагазин, потом я уехал в Москву, пять лет жил там, стажировался и получал квалификацию, затем вернулся сюда. Перевезли магазин и открыли клинику.
— Почему решили вернуться в Омск?
— Я омич и вернулся сюда развивать ветеринарию.
— Вы один открывали клинику или вместе с кем-то? Какой был стартап?
- Открыл один. Если брать все вместе с магазином, то в районе 500 тысяч рублей.
— Какой оборот в год?
— Оборот вместе с магазином составляет примерно 5 млн рублей.
— По-вашему, какой процент от всего регионального рынка ветеринарных услуг занимает ваша клиника?
— Невозможно ответить на этот вопрос, потому что, во-первых, зависит от специфики. Все-таки более-менее наши ветеринары стремятся к каким-то специализациям. Все непредсказуемо и зависит от сезона. Я думаю, всех людей на количество клиник примерно одинаково, потому что клиник не так уж и много. На самом деле если поездить, можно увидеть либо подвалы, либо еще что-то хуже. К нормальным полноценным клиникам, где есть приемная, зал ожидания и так далее можно отнести такие клиники, как «21 век», нас, «Аветана», «Бакс», «Друг», «Петан» и все, наверное.
— Какие достижения у вашей клиники?
— Мы единственные в городе делаем операции на позвоночнике, связках, пересадку костей, трансформацию костей. Это травматология и ортопедия. И еще у нас профессиональная кардиология.
— У вас уникальное оборудование?
— Нет, но у нас есть биохимический анализатор, который используется не в ветеринарии, а в человеческой медицине. У него погрешность 99,99%
— Что изменилось в связи с кризисом? Как он влияет на вашу работу?
— Услуги дешевеют, диагностика дешевеет. Если раньше люди готовы были оплачивать экспресс-диагностику вирусологическую и так далее, то сейчас нет. Если раньше в лаборатории мы могли делать все, мы делали даже онкомаркер. Мы единственные вообще, кто это делал в городе. У нас был заключен договор с новосибирской лабораторией. Могли делать онкомаркеры, аллергены. Мы и сейчас можем это делать, но нет спроса, люди не хотят, не готовы платить.
— Сколько примерно в год вы инвестируете в закупку оборудования?
— Мы сейчас ничего такого не закупаем, в это не инвестируем, потому что сейчас, во-первых, идет наработка имиджа клиники, потому что этот процесс долгий. У нас все работает не так, как, допустим, в продаже пельменей: дали рекламу, и люди побежали за пельменями. Здесь 90% – это сарафанное радио. Важно качество оказываемых услуг. Поэтому мы сейчас в основном инвестируем в свои знания, развиваемся, обучаемся, инвестируем в наших клиентов, потому что мы держим, наверное, самые низкие цены по магазинам. Инвестировать в оборудование пока не видим смысла: большую часть всего мы диагностируем без специального оборудования.
— Какими конкурентными преимуществами вы обладаете?
— Наше преимущество – специализированность. У нас есть врач лабораторной диагностики, врач-кардиолог – это я, врач-травматолог, врач-хирург. Травматолог у нас вообще уникальный человек, в принципе таких людей шесть человек в России, это ученик Илизарова. Это единственный человек, который имеет официальное право вносить конструктивные изменения в аппарат Илизарова. Он оперирует вообще все: мозги, челюсти, позвоночники. Ближайшие города, где это делают, Новосибирск и Москва. Вот это наше главное преимущество – лояльность к клиентам и ценовая политика.
— Сколько всего в коллективе человек?
— Семь, у нас еще есть консультанты. Бывает, что люди приходят без животного, им нужна экстренная помощь, консультанты могут их проконсультировать. А квалифицированных врачей у нас пять.
— Как вы выстраиваете отношения с персоналом? Что важно для хорошего коллектива?
- Честность, хорошая заработная плата. Врач получает 50% от того, что есть. Эта сумма абсолютно нестабильна, но в среднем в районе 40 тысяч рублей. От сезона зависит, потому что зимой людей меньше, осенью и весной – больше.
— В ваш коллектив легко влиться новичку, практикантов принимаете?
— У нас было летом много практикантов из ветеринарного института и ветеринарного колледжа, порядка 10 человек. Все удачно прошли практику.
— Вы довольны тем, как их готовят в учебных заведениях?
— Честно говоря, нет. Какие-то базовые знания теоретические есть, очень не хватает практики.
— В отношениях с клиентами с чем приходится бороться?
— Первое, с чем приходиться бороться, – с необразованностью клиентов. У нас ветеринария на каменном уровне в городе, и не только лечение, но и уход. Люди не понимают, чем кормить, как кормить, как содержать животных. Мы сталкиваемся с недоверием. Считают, что диагностика для животных не нужна, зачем дорогостоящие препараты, достаточно дать таблетку, и животное сразу поднимется. Люди не понимают, что организм животного гораздо сложнее, чем человека. Много приходится сталкиваться с проблемами людей, которые обожглись на многих клиниках, то есть очень много врачей неквалифицированных, неграмотных. Люди зачастую не доверяют врачам.
— Часто приходят за помощью с бездомными животными?
— Нечасто, но бывает, подбирают и дети, и взрослые. Если приходят, чтобы просто посмотреть, то смотрим бесплатно. Если какое-то лечение, то у нас есть акции. Стерилизация бездомного животного стоит 800 рублей, это практически стоимость наркоза. Конечно, стараемся помогать, отдаем какие-то корма, у которых сроки годности уже подходят. Отдаем препараты с подходящими сроками в приюты.
— Это как-то сказывается на бюджете клиники?
— Сказывается скорее на расходах. Конечно, это хорошо для имиджа. Люди видят доброту.
— Какие маркетинговые инструменты вы используете?
— У нас есть акции на операции, снижены цены на кастрацию и стерилизацию. На препараты, которые люди приобретают после манипуляций, идут отдельные скидки. На каждого животного заводится карточка — это мало кто делает. Там хранится вся история его болезни. По любому вопросу или требованию она поднимается, выдается на руки. Есть пластиковая карта клиента, которая дает привилегии, всякие акции, зимой — подарки.
— Какое-то развитие вообще наблюдается в этом направлении в Омске?
— Люди из одних клиник плавно перетекают в другие, но, если взять общее количество на рынке, я думаю, оно не особо меняется. Конечно, есть какое-то развитие и животных становится больше у людей, больше американизируются. Американская мечта – ребенок, собака.
— Что бы вы посоветовали предпринимателям-ветеринарам в Омске, которые уже давно на рынке?
— Учиться, учиться и еще раз учиться. Развивать свои профессиональные навыки, потому что они окончили институт, научились делать пять манипуляций и делают их. Причем и эти пять манипуляций умудряются сделать плохо. Нужно повышать профессионализм. Оборудование, тест-системы и другие аппараты – это все неважно, надо уметь с этим работать. У нас в клинике нет УЗИ, потому что в Омске практически нет специалистов УЗИ-диагностики животных. Зачем тогда шарлатанить, с какой целью? Взять чьи-то 1000 рублей за УЗИ, в котором ты ничего не понимаешь, мы просто не видим смысла. Мы хорошо делаем лабораторную диагностику – у нас есть соответствующий аппарат.
— Существуют законы, регулирующие работу ветеринарной клиники?
— Сейчас фактически нет. Раньше должны были быть такие вещи, как ветеринарное удостоверение на клинику. В принципе любой человек, имеющий ветеринарное образование, может снять помещение, открыть клинику, прийти в управление ветеринарии, сказать: я открыл клинику, написать заявление и работать благополучно. На аптеку лицензия требуется. В области законодательства природоохранная прокуратура вроде как-то что-то делает, но это связано с неправильной утилизацией биологических отходов. Жесткого контроля нет. Ветеринары совершают ошибки, и им ничего за это не бывает. Иногда нарушают санэпиднормы, санэпидемстанция проверяет, но там тоже требования минимальные. Должен быть холодильник и светлое помещение и все. Каких-то жестких регулирований со стороны ветеринарных служб нет.
— С какими проблемами сталкивается ваша клиника и как вы с ними боретесь?
— Безумно большие налоги душат и магазин, и клинику. Пенсионные отчисления сумасшедшие. Все связано с налогообложением. Это все очень дорого. Кроме того, страдает репутация нашей клиники от работы другой. Дело в том, что на рынке под такой же фамилией как у меня, есть еще две клиники, но я к ним не имею никакого отношения. Вот, например, весь «ВКонтакте» гремел, что якобы омская клиника выбросила усыпленное животное на помойку. И это была не наша клиника. Существует такая услуга как кремация, у нас она стоит 500 рублей - это стоимость организации, которая забирает умерших животных в государственную ветеринарную службу. У нас есть специальный холодильник, где лежат животные, мы их аккуратно упаковываем, если люди не могут похоронить. Приезжает человек и забирает их на кремацию. Любой человек может прийти и проверить, где лежит его животное, посмотреть акт о кремации. А в той клинике, возможно, взяли деньги, а животное оказалось на помойке. У цирка располагается клиника моего дяди. Он был очень известным ветеринаром и первым начинал частный ветеринарный бизнес в городе. Он работал с супругой, они развелись, и она тоже открыла теперь клинику напротив нашей. Но у нас никогда не было никаких отношений, мы никогда не учились друг у друга. Но в силу того что у нас одна фамилия, мне прилетает тоже. Сейчас ее клиника называется «Аветана», раньше была Animal. Просто обидно, я устал писать везде опровержения по поводу того, что сделал не я. Вот так распорядилась судьба, что мы имеем одну фамилию, но не имеем никакого отношения друг к другу. Мы не одна сеть клиник, но все считают что это не так.
Очень остро стоит вопрос, что нужно ветеринарное сообщество. Во всем мире, в России оно фактически есть. В каждом городе есть ассоциации практикующих ветеринарных врачей, у нас в Омске ее нет. Никто этим не занимается, такой вот у нас город. Правительство не поднимает этот вопрос. Нужна патронация, т. е. сопровождение юридическое, сопровождение ветеринарных госслужб.
- Конкуренция зоомагазинов связана с ветеринарными клиниками?
— Есть десятки зооточек, например, на рынках. Они не имеют лицензий и могут продавать только корма, игрушки и так далее. Они не могут торговать ветпрепаратами, это запрещено. 90% конкуренции идет на специализированные магазины, ветеринарные аптеки. Их больше, чем клиник, в десятки раз.
— У вас лично есть домашние животные?
- Да, кошка. Кормлю ее только профессиональными кормами.