Все рубрики
В Омске воскресенье, 18 Января
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 77,8332    € 90,5366

Книжный клуб: Записки уцелевшего Кракена

6 апреля 2016 10:22
0
3798

Чайна МЬЕВИЛЬ

Кракен

Серия «New fiction»

М.: Эксмо, СПб.: Домино, 2013 год. – 640 стр.

Доп. тираж 2 000 экз.

Глаз, изменяясь, изменяет все

Под толщей вод, в глубинах потаенных, Вдали от волн, ветров и сотрясений

В декабре 2012 года в мире ждали конца света. Так было предсказано в древнем календаре майя. Этой теме были посвящены сотни тысяч веб-страниц, статьи в СМИ, книги и фильмы. Роман Чайны МЬЕВИЛЯ «Кракен» был опубликован на языке оригинала в 2010-м – за два года до ожидаемых событий. В нем нет ни слова о предсказании майя. Но речь в нем идет о преддверии апокалипсиса. Мир начал движение к нему после того, как из Дарвиновского центра при Лондонском музее естествознания исчез девятиметровый аквариум, где в формалине и солевом растворе хранился гигантский кальмар. Этот экспонат и на самом деле существует в Дарвиновском центре, но никуда не исчезал, в чем может убедиться каждый желающий, зайдя на сайт музея. Но роман – не действительность, он создает свои реалии, в которые читатель погружается параллельно с главным героем Биллом Харроу, работником центра и куратором кальмара. Обычный британский м.н.с. (работа, дом, немногочисленные приятели) попал в центр непонятных ему событий: полиция пытается его завербовать, кто-то за ним следит, какие-то криминальные и опасные личности его ищут. Да еще и пропажа заформалиненного экспоната из закрытой комнаты с узкими дверьми и окнами: кому он мог понадобиться и каким образом его похитили? Однако попытка натянуть унылую маску реальности на стремительно становящиеся ирреальными события не удается: из маленького пакета, который ему прислали, неожиданно вылезают мужчина и мальчик. Страшный парализующий волю говорливый Госс и вялый одутловатый Сабби. Госс, растянув рот как в мультфильме, не поперхнувшись, заглатывает Леона, приятеля Билли.

Ошеломленный Билли погружается в Лондон, которого он не знал. Криминальные группы, которыми управляет Тату, нарисованный на спине безвольного панка, церковь великого Кракена, спрятанная в подземелье под обычной христианской церковью, забастовка голубей, котов, мышей и других помощников магов, требующих обеспечения своих прав, лондонманты, предсказывающие будущее по окровавленным внутренностям города Лондона. Не говоря уже о фермерах-оружейниках, выращивающих оружие из пуль, застревающих в телах жертв, о нацистах хаоса, о подразделении полиции под названием ПСФС, официально занимающемся сектами, а на самом деле – магическими артефактами и магами.

«Ах, вот оно что!» – скажет читатель. – Это очередное фэнтези из серии «невидимый город» – о магах, оборотнях и вампирах, незримо сосуществующих рядом с нами. А-ля Гарри Поттер. И ошибется. «Кракен» – роман о современном мегаполисе, где сотни тысяч людей толкаются, незнакомые, рядом друг с другом, о десятках сект, группировок, соцгрупп, в которые они объединяются, пытаясь обрести нечто более значимое, чем обыденное существование, но чаще всего становясь штампованной деталью другого, пусть и более причудливого механизма. Кто создал их? Кто создает всех нас ежедневно? То, что нас окружает. То, что мы смотрим, слушаем, читаем. Кино, музыка, СМИ. Одни и те же для всех. Или протест против кино, музыки, СМИ – та же панковая культура. Массовая культура и создает реальность. Вера в апокалипсис – приближает его. Напомню, что 30 октября 1938 года в ходе радиопостановки «Война миров» по Уэллсу миллионы американцев покинули дома и кинулись в бегство, испуганные вторжением марсиан. Мир формируется из нашей уверенности в него, нашей веры в его прочность, в то, что он именно такой. В 1917 и в 1991 годах великие империи в течение одного лишь года рухнули не только и не столько из-за экономических причин, сколько из-за потери веры в их власть и могущество.

Параллельно погружению Билли в изнанку Лондона отдел полиции ПСФС ведет расследование пропажи кракена, Тату тоже ищет похищенного кальмара, а также сбежавшего от него Билли. Но в игре есть еще кто-то, кого считали давно умершим. Кто существует, лишь будучи написанным на бумаге. Но, как показал Оруэлл, истина – то, что написано на бумаге сегодня. И неважно, что было написано на ней вчера. 150 лет назад ученые не очень-то верили в гигантских кальмаров. Но после того как Япетус Стенструп в 1857 году опубликовал свою историческую статью «Некоторые особенности гигантских спрутов Атлантики», эти самые кракены начали попадаться чуть ли не каждый год, периодически выбрасываясь на берег. Ранее таких массовых встреч с ними не отмечалось, а может, просто местные рыбаки растаскивали их на мясо. Впрочем, кракен в романе МЬЕВИЛЯ – это всего лишь МакГаффин.

mif1959

Время сердца: книга писем/ Целан, Бахман

М.: Ад Маргинем Пресс, 2016 год. – 416 стр.

«Я много думала о тебе»

Поэзия на фоне катастрофы

«Рождество 1948 года. Дорогой, дорогой Пауль! Вчера и сегодня я много думала о тебе, если хочешь знать – о нас обоих. Пишу не потому, чтобы ты снова написал, а потому что это мне доставляет радость и я так хочу. А еще я собиралась на днях встретить тебя где-нибудь в Париже, но потом глупое тщеславное чувство долга удержало меня здесь, и я никуда не поехала. Как это понимать: где-нибудь в Париже? Не знаю, совсем ничего не знаю, но уж как-нибудь все получилось бы здорово». «31, Рю дез Эколь, Париж, 26.1.1949. Ингеборг! Постарайся на минутку забыть, что я так долго и так упорно молчал – у меня было очень много забот, больше, чем мог бы снова снять с меня мой брат, мой добрый брат, чей дом ты наверняка не забыла. Пиши мне так, как если бы ты писала ему – ему, который постоянно думает о тебе и когда-то вложил в твой медальон записку, которую ты теперь потеряла. Не заставляй меня, не заставляй его ждать! Обнимаю тебя».

Полностью на титуле книга озаглавлена так: «Время сердца/ переписка Ингеборг Бахман и Пауля Целана/ с приложением переписки между Паулем Целаном и Максом Фришем, а также между Ингеборг Бахман и Жизелью Целан-Лестранж». Как подчеркивают издатели, книга писем Пауля Целана и Ингеборг Бахман – шедевр вропейской «любовной речи» середины XX века. Шансов встретиться для них было мало, однако знакомство Ингеборг с Паулем все же произошло в мае 1948 года. К этому времени австриячке Ингеборг Бахман было неполных 22 года. В марте 1938-го отец Ингеборг вступил в члены НСДАП, а в сентябре 1939 года был отправлен на фронт. Родившийся в ноябре 1920 года в Черновцах Пауль потерял родителей Фредерику и Лео, погибших в концентрационном лагере в 1942/43 годах. В 1947 году он из Бухареста и через Будапешт добрался до Вены. Российскому читателю, не чуждому интереса к традиционной европейской культуре, небезынтересно будет понять, чем жила Европа в пятидесятых – шестидесятых годах прошлого века, отстоящего от нашего времени не столь далеко, как это принято сейчас думать. Книга со вкусом издана и включает не только переводы стихотворений, но и комментарии, хронологические таблицы, иллюстрации, а также поэтологическое послесловие. Переписка издана при участии Гете-Института.

Е.К.

Сергей ГОЛИЦЫН

Записки уцелевшего Бестселлер

Издательство Никея, 2016 год. – 656 стр.

Серия «Семейный архив»

Тираж 3 000 экз.

«Голицыны, Куракины, Хованские»

Документальная семейная сага

«Я принадлежу к одному из самых знатных и старинных княжеских родов, многочисленные представители которого верой и правдой служили России в течение шести веков. Князья Голицыны происходят от сына великого князя Литовского Гедимина – Наримунда, который был князем в Новгороде в середине XIV в. и при крещении получил имя Глеб. Его внук Патрикей в 1408 г. поступил на службу к великому князю Московскому Василию Дмитриевичу, а сын Юрий женился на дочери великого князя Анне. Кроме Голицыных, от Патрикея происходят князья Куракины и Хованские». «Записки уцелевшего», – сообщают издатели, – это книга воспоминаний о жизни большой дворянской семьи и ее многочисленной родни. Российская трагедия 20 века на долгое время превратила этих людей в «бывших». Вместе со всей страной они прошли войны, голод и холод, потерю близких. Подвергались арестам, обыскам, репрессиям, выселениям. Пройдя через все это, они не потеряли чувство сострадания к людям, достоинство, привили детям любовь к Отечеству. Сильные верой и любовью друг к другу, продолжали жить. Сергей Михайлович ГОЛИЦЫН (1909-1989) воевал, в качестве топографа в составе строительных частей прошел боевой путь до Берлина и был демобилизован только в 1946 году. Писал книги – детские и краеведческо-истрические. После войны работал инженером-геодезистом. Главный свой труд «Записки уцелевшего» так и не успел увидеть опубликованным. Они были впервые изданы в 1990 году. «Благодаря модному в свое время увлечению народничеством его сестра знала сапожное ремесло. Вскоре моя мать взялась шить мягкие башмаки из зеленого войлочного ковра, которым раньше был застлан пол в дедушкином кабинете на Георгиевском. Первому она сшила башмаки мне, они получились корявые и разных размеров. Она собиралась шить и чинить обувь на заказ, чтобы иметь свой заработок, но вся ее семья, а также Бобринские и Трубецкие, так нуждались в обуви, что моя мать договорилась с тетей Верой, что будет ее семью обувать, а тетя Вера нашу семью – обшивать из все тех же графских шмоток». А это был девятнадцатый год.

Е.К.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий

Директором омской «Академии велоспорта» назначена Екатерина КОЧЕТКОВА

Ранее она трудилась на должности замдиректора бюджетного учреждения «Спортивная школа «Лидер»

18 января 16:45
0
238

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.