Первая омская общественная телефонная станция
Сегодня стационарный телефон есть в квартире у каждого. А в конце XIX – начале XX веков домашний индукторный аппарат был редкостью, диковинным заграничным аксессуаром, наподобие килограммовых сотовых «раскладушек» у «новых русских» в 1990-е годы. В Россию телефонная связь пришла в 1881 году, пять лет спустя с момента, когда Александру Беллу был выдан патент на его изобретение. А в Омске первый телефон появился спустя еще три года.
Телефонная связь в Омске была построена по заказу военных и введена в эксплуатацию 11 ноября 1884 года. Самыми первыми телефонными устройствами были оснащены генерал-губернаторский дворец, войсковая канцелярия, а затем штабные подразделения Степного края. Воздушная столбовая линия протяженностью в одну версту 396 сажен была подвешена на 33 основных столбах и проходила по улицам Капцевичевой, Глазенапа, Шпрингеровской и далее через Омь.
В 1903 году предприниматель Иван Кравцев обратился в Министерство внутренних дел Главного управления почт и телеграфов с просьбой предоставления ему концессии на строительство телефонной линии. Вскоре, 1 марта 1904 года, в Омске была принята в эксплуатацию первая городская телефонная станция общественного пользования. Центральная ручная станция расположилась в небольшом деревянном доме на ул. Гасфортовской (К. Либкнехта). Изначально коммутатор однопроводной системы МТ (местной батареи) шведской фирмы «Эриксон» имел емкость 60 номеров. Провода подвешивались на деревянных опорах. Первыми абонентами телефонной станции стали наиболее состоятельные горожане: чиновники, купцы, священнослужители. Абонентская плата составляла немалые по тем временам деньги — 500 рублей в год. Каждый коммутатор был емкостью 300 номеров и оборудован гнездами для всех абонентов и запасными для дальнейшего развития телефонной сети.
На телефонной станции работали преимущественно незамужние молодые девушки. Зарплата их была низкой – 22 рубля 50 копеек в месяц. А принимавшиеся на работу ученицами иногда работали до трех лет бесплатно, в знак благодарности своей хозяйке – вдове Кравцева, унаследовавшей его бизнес, за «милостивое дозволение работать в ее владении». Работа телефонисток, несмотря на кажущуюся внешнюю простоту, была тяжелой хотя бы потому, что весь день девушки проводили на ногах.
К началу 1917 года абонентская емкость составляла 1270 номеров. У пользователей в домах устанавливались настенные и столовые аппараты. Особой популярностью у горожан пользовался номер «184» – заказ пива завода Екатерины Губарь.
Владелица телефонной сети София Кравцева оказалась весьма предприимчивой дамой и к 1916 году на оказании услуг связи населению сколотила приличный капитал – 205 тысяч рублей. Валовой доход ее бизнеса составлял 98 тысяч рублей ежегодно. Годовая чистая прибыль (без учета побочных доходов) в 1916 году составляла 21 тысячу рублей. В феврале 1918 года с формулировкой «за саботаж и невыполнение указаний горсовета» частная городская телефонная сеть Кравцевой была национализирована советской властью. Когда город заняли «белые», ГТС была денационализирована и возвращена владелице, а когда в ноябре 1919 года вернулись «красные», была вновь национализирована.
В 1924 году станция была передана Губисполкому, а в 1925 году был разработан пятилетний план развития Омской телефонной станции и переоборудования ее в связи с переходом на центральную батарею.
В последующие десятилетия сеть автоматических телефонных станций стремительно расширялась. Со временем профессия телефонистки на коммутаторе полностью изменила свою внешнюю атрибутику, но именно образ девушки-телефонистки рисуется воображением при упоминаниях о той эпохе, когда телефонный аппарат еще был скорее роскошью, нежели средством коммуникации.
Сергей НАУМОВ
При поддержке передачи "Удивительное рядом. Омская версия" телеканала "Продвижение".