Вспоминая Юдину
Автор-составитель Анатолий КУЗНЕЦОВ
М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008 год. – 312 стр.
Тираж 2 000 экз.
«Необыкновенная духовная мощь»
Таких людей уже нет
«Мария Вениаминовна Юдина... В ней сочетались парадоксальность мышления и резкость суждений, энергия неутомимой подвижницы и просветителя, поистине фанатичная преданность своему пути в искусстве и православной вере, позволявшие ей в открытую выступать против сильных мира сего», – предуведомляют читателя издатели. Еще в начале 1970-х годов автор-составитель книги Анатолий КУЗНЕЦОВ начал фиксировать то, что говорили о великой пианистке друзья детства и члены семьи, коллеги и ученики, литераторы и ученые, лица духовного звания и многие другие. «Те, кто прошел с ней большую часть жизни, и те, встречи с которыми были мимолетны... Эти высказывания за более чем 30 лет превратились в огромный архив, а теперь легли в основу настоящего издания». Внятная, проникновенная книга, в которой можно расслышать голоса людей, чьи имена вошли в историю культуры. «Я впервые увидел М.В. у Бориса Леонидовича Пастернака (в Переделкине), где они играли в четыре руки, а вот что – я не помню. Но я был поражен тем, как профессионально играл Борис Леонидович. Может быть, это было и недостаточно профессионально, но мне так, во всяком случае, не показалось. Она его обожала», – это говорит Евгений Евтушенко. «Не помню... Все соединилось в памяти... Но помню один вечер, где она играла и читала стихи, была в мягких туфлях, которые ей мешали, что ли... она освободилась от них, осталась в шерстяных носках, подходила к краю сцены в них, что-то говорила, и это воспринималось нормально. Ей прощалось, зная ее...», – а это Никита Заболоцкий в ответ на вопрос, помнит ли он первый вечер памяти его отца в Литературном музее, где играла Юдина. «Необыкновенная духовная мощь, поэтому с ней трудно было говорить. Любой разговор переводила в нужное ей русло... Сама для себя создавала парадоксальные ситуации – приходила на концерт, в котором должна была играть целый вечер, и вдруг объявляла: играть не буду, буду читать стихи», – это рассказывает Ираклий Андроников.
Е.К.
Джон Ле КАРРЕ
Ночной администратор
М.: Издательство АСТ, 2016 год. – 704 стр.
Тираж 3 000 экз.
«Обломок эдвардианской эпохи»
Книги про шпионов всегда к месту
«Вьюжным январским вечером 1991 года англичанин Джонатан Пайн, ночной администратор цюрихского отеля «Майстер-палас», охваченный непривычным волнением, покинул место за регистрационной стойкой и прошел в вестибюль, чтобы прямо у дверей встретить позднего важного гостя, которому следовало оказать радушный прием». В 1991 году, если и пробежал бы первую строку мученик железного занавеса, то ни с чем, кроме вьюги, она бы не ассоциировалась. Не то сейчас: многие поездили по Европе, почти как по Михаилу Жванецкому: мне в Париж — по делу, срочно. В девяностые хорошее было время, но «Война в Персидском заливе только началась. Сводки о воздушных налетах союзников на Ирак, как ни смягчало их военное командование, вызывали панику на Цюрихской бирже. Гостиничные сборы, и без того низкие в январе, катастрофически упали. Не в первый раз за свою долгую историю Швейцария оказалась на осадном положении. Однако «Майстер-палас» держался. «Майстер», как называли его таксисты и завсегдатаи, в силу местоположения и традиции царил над Цюрихом – этакий обломок эдвардианской эпохи, вознесшийся на холм и свысока взирающий на лихорадочную суету города».Как подчеркивает издатель, в центр романа «Ночной администратор» мастер головоломных шпионских историй Джон Ле КАРРЕ поместил Джонатана Пайна. Отличный разведчик, Пайн оставил службу после трагедии, в которой погибла дорогая ему женщина. И вот он, ночной портье самого респектабельного цюрихского отеля, встречает человека, виновного в смерти любимой. Чтобы покарать врага, Пайну приходится вернуться в строй. «Мягкость манер в сочетании с атлетическим сложением придавала облику Джонатана интригующую выразительность». Роман не нов, однако после прочтения можно посмотреть сравнительно свежий сериал о том же призводства Великобритании и США.
Е.К.
Артуро ПЕРЕС-РЕВЕРТЕ
Добрые люди
Серия «Обаяние тайны. Проза А. Переса-Реверте и И. Фальконеса»
М.: Издательство Эксмо, 2016 год. – 576 стр.
Тираж 8 000 экз.
«Я знал о ее существовании»
Тайны, шпаги, дружба и любовь
Когда еще и читать приключенческие книги, как не на отдыхе? «Я обнаружил их случайно в дальнем углу библиотеки: двадцать восемь увесистых томов в переплете из светло-коричневой кожи, слегка потертой и попорченной временем – их как-никак использовали два с половиной века. Я не знал, что они там, – на этих стеллажах мне понадобилось что-то совершенно другое, – как вдруг меня привлекла надпись на одном из корешков: «Encyclop?die, ou dictionnaire raisonn?» [«Энциклопедия, или Толковый словарь» (фр.).]. Самое первое издание. То, что начало выходить в 1751 году и чей последний том увидел свет в 1772-м. Конечно, я знал о ее существовании. Как-то раз лет пять назад я даже чуть было не приобрел эту энциклопедию у своего друга – собирателя старинных книг Луиса Бардона, который готов был уступить мне ее в том случае, если клиент, с которым они предварительно договорились, внезапно передумает. Но, к несчастью, – или, наоборот, к счастью, поскольку цена была заоблачная, – клиент ее купил». Франция, конец XVIII века. Время интересное, но смутное: назревает революция, уничтожаются книги, в тюрьмах оказываются сотни людей. Дон Эрмохенес Молина, блестящий знаток латыни и несравненный переводчик Вергилия, вместе с отставным командиром Педро Сарате отправляется в Париж – им необходимо найти первое издание «Энциклопедии» Дидро и Д’Аламбера. Но это совсем не просто, потому что книга давно уже под запретом. Наемники со всего мира охотятся за ней и готовы пойти на все, чтобы ее заполучить. Друзьям надо во что бы то ни стало первыми добраться до заветного труда и постараться не погибнуть в столь опасном приключении. «Так или иначе, в то утро я увидел ее в библиотеке Испанской королевской академии – вот уже двенадцать лет она занимала полку под литерой «Т». Передо мной было произведение, ставшее самым захватывающим интеллектуальным приключением XVIII века: первая и абсолютная победа разума и прогресса над силами тьмы».
Е.К.
Кристофер ГОЛДЕН.
Обманный лес.
Серия «Роман Mistique»
М.: Эксмо, СПб.: Домино, 2006 год. – 432 стр.
Тираж 5 100 экз.
Если посмотреть в бездну…
Пока не начался настоящий кошмар
«Обманный лес», наверное, не самый точный перевод названия романа Кристофера ГОЛДЕНА «Strangewood». Точнее будет «Странныйлес», «Удивительныйлес» или, на крайний конец, «Чуднойлес». Это мир книг главного героя Томаса Рэнделла, популярного писателя, автора знаменитого детского сказочного цикла об обитателях этого самого леса. Он на грани подписания договора о фильме по своим романам, а также – после недавнего развода с женой. Но у них есть сын, который живет то у отца, то у матери. Сам РЭНДЕЛЛ несколько подустал от цикла, хотя читатели неизменно требуют продолжения. Он сам понимает, что последние его произведения уже не такие яркие, не совсем живые, вымученные, придуманные, написанные, скорее, ради денег. И вот в этот пограничный период его жизни начинают происходить странности. На улицах Нью-Йорка ему чудятся герои его книг. Кто-то оставил липкие следы во дворе его дома и отпечаток лица в окне, липкие и пахнущие арахисом. Такие мог оставить Генерал Арахисовое Масло, всегда сопровождаемый роем пчел. На оконных сладких пятнах возилась пара таких пчел. У сына есть воображаемый друг Дичок, которого, как он утверждает, убили пони Султанчик и гном Ворчун, обитающие в книгах отца. Какой-то читатель-маньяк преследует его, думает Томас. А тут еще сын ни с того ни с сего впал в кому – может его отравили? Полиция успокаивает его: яда не обнаружено, но мозговая деятельность сына такова, будто он в полном сознании. Но не здесь. Взрослый писатель не может поверить в чушь: наверное, у него галлюцинации? Тем более что в детстве была травма головы. Он идет к психиатру. Далеко не сразу он начинает верить в то, что и в самом деле герои его книг взывают к нему: кто-то с надеждой, а кто-то с ненавистью. Тело его сына в больнице, а сознание – в «Обманном лесу». И не такой уж теперь добрый и уютный этот лес. Теперь он страшный. Одни его обитатели убивают других. И только сам Томас может попытаться изменить лес. Не вернуть уже тот, который был, а взрастить новые отношение между сказочными персонажами. По крайней мере, теми, кто выжил.