Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Всех жалобщиков могут обязать предъявлять паспорт

5 октября 2016 06:18
0
4541

Представители контрольно-надзорных органов рассказали о последних изменениях в законе, которые коснутся малого бизнеса

23 сентября в рамках Всероссийского форума "Территория бизнеса – территория жизни" в Омском областном экспоцентре была организована так называемая общественная приемная, где представители контрольно-надзорных ведомств отвечали на интересующие предпринимателей вопросы. Большинство из них были те, что поступили на сайт форума. Их озвучил председатель Омского регионального отделения "Опоры России" Александр ФЕДОТОВ. Тех представителей бизнеса, которые находились в зале, интересовали проблемы, связанные не столько с чрезмерным обилием проверок органов надзора, сколько с их отсутствием в отношении тех, кто официально не оформлен. Предприниматели жалуются, что их коллеги из "тени" отбирают их хлеб, экономя на налогах и штрафах и предлагая клиентам более низкие цены.

"КВ" предлагают самые интересные вопросы и ответы из беседы с региональными контролерами бизнеса.

– Как обезопасить добросовестных предпринимателей от внеплановых проверок Роспотребнадзора?

Екатерина ЛАВРИНОВА, заместитель начальника отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора Омской области. 224-й Федеральный закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей содержит исчерпывающий перечень оснований для внеплановых проверок. В прочих случаях мы их не можем проводить. Что касается частоты таких проверок, она зависит от обращений граждан. Если к нам поступают жалобы с информацией об угрозе причинения вреда здоровью или о нарушении прав потребителей, естественно, мы, как контролирующий орган, обязаны отреагировать и провести проверку. Хотелось бы сказать о грядущих изменениях 224-го закона, которые вступят в силу с 1 января 2017 года. Несколько изменятся основания для внеплановых проверок. В частности, если сегодня потребители могут обратиться в Роспотребнадзор с заявлением о нарушении их прав и мы обязаны отреагировать, то, начиная с будущего года, гражданин должен будет сначала обратиться к тому юридическому лицу или предпринимателю, который, по его мнению, его права нарушил. Я считаю, это снизит количество внеплановых проверок. Если потребитель придет в магазин, предъявит свою претензию, а добросовестный предприниматель рассмотрит ее и удовлетворит при наличии оснований, соответственно, нашей проверки не будет. Также вводится понятие предварительной проверки. Если сегодня мы на основании обращения должны сразу же выписывать распоряжение, проводить проверку, то с 1 января вступят в силу изменения в 224-й закон, в соответствии с которыми контролирующий орган предварительно будет направлять хозяйствующему субъекту запрос по поводу поступившего обращения. Если юридическое лицо или предприниматель ответит на все наши вопросы и у нас не будет к нему претензий, то вопрос будет урегулирован уже на этом этапе. Хотелось бы отметить, что больше внимания будет уделяться профилактике правонарушений. Есть специальный закон "Об основах системы профилактики правонарушений в РФ", в который также внесены изменения, вступающие в силу 1 января 2017 года. Ими вводится такая мера реагирования госорганов, как предостережение о недопустимости нарушения закона. Сегодня этой мерой могут пользоваться только органы прокуратуры. Допустим, если из поступившего обращения усматриваются признаки какого-либо нарушения, то при условии, что эти нарушения не создают угрозу вреда жизни и здоровью граждан, мы будем вправе направить предпринимателю или юридическому лицу предостережение без проведения внеплановой проверки.

– Жалобы ведь могут поступать и на сайт Роспотребнадзора. Как определить, что автор обращения – это не вымышленное лицо?

– На сегодняшний день это остается проблемой. Требования к обращению закреплены 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ". Там указано, что обращение должно содержать фамилию, имя, отчество, почтовый или электронный адрес обратившегося, но при этом законом не предусмотрена обязанность контролирующих органов устанавливать личность заявителя. Особенно это актуально, если мы говорим об электронных обращениях. Здесь нас ожидают изменения закона. С 1 января вступают в силу изменения в 224-й закон, которые сформулированы следующим образом: граждане могут обращаться по электронной почте только в том случае, если их личность может быть удостоверена через обязательную авторизацию. Как это будет происходить на практике, я пока сказать не могу, но мне кажется, что это будет наподобие сайта госуслуг, где для регистрации необходимо подтвердить свою личность паспортными данными. Кроме того, согласно изменениям в законе в случае, если у должностного лица возникнут обоснованные сомнения в авторстве заявителя, то оно вправе предпринимать "разумные меры по установлению его личности". Пока такая формулировка. Естественно, правоприменительной практики еще нет. Какие сомнения должны возникнуть и какие разумные меры может предпринять должностное лицо, пока непонятно. На сегодняшний день мы стараемся, если возникают вопросы, связываться с заявителями по их обращениям. Если выясняется, что гражданин к нам не обращался, а кто-то написал от его имени, то мы обязательно приглашаем человека к себе, берем с него объяснения о том, что он не обращался, и снимаем жалобу с контроля. Проверок по таким обращениям не проводится.

УФНС. По поводу идентификации заявителя на сегодняшний день на уровне законопроекта рассматривается возможность введения во все нормативно-правовые акты, в которых речь идет о жалобах, изменений, согласно которым заявитель обязан будет либо лично приносить жалобу в тот орган, куда он ее подает, и предъявлять свой паспорт, либо – если жалоба направляется по почте – прикладывать к ней нотариально заверенные паспортные данные. То есть, конечно, если закон пройдет, уже нотариус будет идентифицировать личность и заверять. Думаю, коллеги со мной согласятся, что проблема идентификации личности заявителя существует во всех органах. Надеюсь, в следующем году это изменится.

Дмитрий ЦИНДИК, предприниматель. Меня в этом вопросе интересует защита от недобросовестных действий конкурентов. Много ли сейчас таких "массовых" заявлений? Например, рядом с одним магазином открылся второй – и тут же на этот второй пошли массовые жалобы в электронном виде, которые невозможно проверить.

Роспотребнадзор. Безусловно, у нас бывают такие ситуации. Кроме того, у нас много обращений, в каждом из которых содержится целый перечень магазинов либо юридических лиц, которые якобы нарушают законодательство. В последнем таком обращении было указано 49 объектов.

Дмитрий ЦИНДИК. От одного частного лица?

Роспотребнадзор. От одного лица. Он указал 49 объектов, которые якобы нарушают законодательство о реализации табачной продукции.

Дмитрий ЦИНДИК. Пока законодательством не предусмотрена проверка, идентификация личности, какова практика по подобным обращениям?

Роспотребнадзор. Я уже сказала, что законодательно это не урегулировано. В законе не прописана обязанность заявителя подтвердить указанные им личные данные о себе. В законе написано, что контролирующий орган обязан рассмотреть любое обращение, где содержится информация о каких-либо нарушениях. С 1 января мы ожидаем, что эта ситуация изменится и у госорганов появится возможность фильтровать обращения явно анонимные и, возможно, недобросовестные.

Анатолий ЕВЛАНОВ, руководитель Русско-Полянского районного отделения Ассоциации развития малого и среднего предпринимательства. Расскажите, каким образом определяется перечень объектов, которые включаются в плановые проверки Роспотребнадзора?

Роспотребнадзор. Хороший вопрос. У нас и у других контролирующих государственных органов сейчас меняются принципы планирования. На первое место выходит риск «ориентированное планирование». Те объекты, которые подлежат контролю, подразделяются на различные категории, в зависимости от их опасности. Объекты с низким уровнем опасности вообще не должны попадать в план. Мы уже направили в прокуратуру план на 2017 год. Всего у нас запланированы проверки 1021 объекта – если прокуратура часть не уберет. И только 6% из них относятся к малому предпринимательству. Это 68 субъектов малого бизнеса. По 284-му Федеральному закону с 2016 по 2018 годы проверки в отношении малого бизнеса не проводятся, но из общего правила есть исключения. В том случае, если в отношении субъекта малого бизнеса было применено такое наказание, как административное приостановление деятельности, либо им были допущены грубые нарушения, то в течение двух последующих лет мы вправе включать его в план.

Анатолий ЕВЛАНОВ. К сожалению, здесь не присутствует представитель Россельхознадзора. У меня вопрос, с Роспотребнадзором тоже связанный. Хотелось бы поблагодарить представителей пожарной и налоговой инспекции, а также и Роспотребнадзора за то, что адекватно реагируете на наши вопросы. Мы этим часто пользуемся. Чего не скажешь о представителях Россельхознадзора, которые говорят: "Мы инспекторы. Мы только проверяем". И в результате таких проверок, я считаю, не очень справедливых, получаем штрафы неимоверные: за 3 кг пельменей – 100 тысяч штраф. Проверяется предприятие, 17 лет работающее без единого замечания, без единой жалобы со стороны клиентов. Но со стороны инспектора – сразу замечание. Конечно, оно обосновано. Деятельность общественного питания зарегламентирована, работать не так просто. Вы знаете, сложно. И всегда можно найти какую-то зацепку. Инспектор – человек знающий, авторитетный. Он обязательно найдет. Но подсказать – не подскажет. Почему? Бывают ведь и молодые предприниматели, которые только начинают свою деятельность.

Роспотребнадзор. Я, конечно, за Россельхознадзор сказать не могу, но отвечу в меру своей компетенции. Хочу сказать, что в законодательство о штрафах у нас тоже внесены изменения. С 4 июля 2016 года введены особые условия привлечения к административной ответственности субъектов малого и среднего предпринимательства и их работников. Если субъект привлекается к административной ответственности впервые и нарушение не представляет собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, то штраф подлежит замене на предупреждение. Даже если санкция статьи не предусматривает такого наказания, как предупреждение. Это закреплено в КоАП РФ. Кроме того, у нас в прошлом году были внесены изменения в кодекс. Появилась возможность наказания ниже низшего предела санкции, указанной в статье. Практика такова, что эту возможность применяют суды. Допустим, если сумма штрафа от 100 тысяч рублей, то суд может снизить до 50 тысяч – максимум на 50%.

Анатолий ЕВЛАНОВ. Две инстанции прошли – бесполезно. Ну, придется в третью подавать. За 3 кг пельменей! Из училища пришел практикант – не положил мульку. Инспектор нашел, обрадовался. Радости не было предела! Какая мотивация дается инспекторам, какая задача ставится?

Роспотребнадзор. И по поводу консультаций, как я уже говорила, есть закон об основах профилактики. В соответствии с этим законом каждый государственный контролирующий орган обязан будет разработать программу профилактики правонарушений, в соответствии с которой должны даваться разъяснения и на сайтах госорганов, и в порядке консультаций. Каждый госорган должен будет вести такую работу.

Анатолий ЕВЛАНОВ. А могут по закону в комиссии работать родственники? Два брата или муж и жена.

Роспотребнадзор. Требования к госслужащим закреплены 79-м Законом "О государственной службе РФ". Там установлен запрет только на прямое подчинение родственников друг другу. Если нет прямого подчинения, то запрета нет.

Анатолий ЕВЛАНОВ. В данном случае было два брата – проверяющих.

– Вопрос о развитии контрольно-надзорной деятельности и изменениях в законодательстве Российской Федерации в области пожарной безопасности.

Александр РЕКИН, заместитель начальника Главного управления МЧС России по Омской области. Для МЧС России одним из главных приоритетов является снижение административной нагрузки на малый и средний бизнес. От тотального надзора – к рискоориентированному подходу, а также использование потенциала профилактических мероприятий по новому Федеральному закону, о чем уже говорила коллега из Роспотребнадзора. Если посмотреть на то, что делается для малого и среднего бизнеса, можно привести простой пример – планирование проверок. В 2016 году у нас их количество, в сравнении с 2015 годом, было сокращено на 54,1%. Если смотреть на 2017 год, отдано было на согласование в прокуратуру Омской области 1343 проверки, что на 1111 проверок меньше, чем в 2016 году. Уже в прошлом году мы начали применять при планировании рискоориентированный подход. На объектах высокого риска проверки проводятся один раз в три года, значительного риска – раз в 4 года, среднего риска – не чаще одного раза в 7 лет, умеренного риска – не чаще, чем раз в 10 лет. Если объект попадает под категорию низкого риска, то мы его в принципе не проверяем. До 1 ноября перед нами стоит задача формирования и утверждения перечней этих объектов. Они будут размещены на сайте Главного управления МЧС России, чтобы каждое юридическое лицо, каждый предприниматель знали, к какой категории его объект относится и как часто он будет проверяться. Еще внесены изменения в ст. 20.4 КоАП РФ о нарушении требований пожарной безопасности. На сегодня там 9 частей, а со следующего года 3-я, 4-я, 5-я и 8-я будут упразднены. Останется только часть 1, которая будет распространяться на всех. По штрафным санкциям мы с прошлого года перестали применять такую норму, как составление протокола при внеплановой проверке. Та норма о замене штрафов на предупреждения, которую обозначила коллега из Роспотребнадзора, распространяется и на нас.

Анатолий ЕВЛАНОВ. Почему проходят проверки только законные предприниматели, а кто работает нелегально – нет? Из пяти объектов один работает легально, его мы проверяем – еще и штраф выписываем. Разве нельзя провести мониторинг по электроэнергии, по газу, что человек потребляет слишком много энергоресурсов для обычного жителя? Это нечестная конкуренция.

УФНС. Думаю, все слушают новости. Обратите внимание на вчерашнее выступление президента. Политика им внедряется как раз несколько иная. Речь шла о самозанятых гражданах. Дается поручение правительству рассмотреть возможность освобождения этих граждан от уплаты налогов и так далее. Если говорить непосредственно о налоговых органах, их функция – борьба с незаконным предпринимательством, но в рамках своих компетенций. Если законодатель внесет соответствующие изменения, то борьба эта будет происходить на том уровне, на каком вы бы хотели. Ни один из государственных органов не вправе превышать свои полномочия.

Анатолий ЕВЛАНОВ. Хорошо. У нас есть транспортные перевозки. Возьмем такси. Скажите, в каждом районе Омской области сколько у вас зарегистрировано такси? И почему такое маленькое количество? Официально зарегистрировано одно-два, хотя на каждый район в реальности приходится по 50 – 60.

УФНС. Очень хороший вопрос. Мы им занимаемся очень плотно уже на протяжении двух лет. Я начну с того, кто у нас занимается предпринимательской деятельностью, но не зарегистрирован. Конечно, мы ими занимаемся, но в первую очередь – теми, кто имеет определенные объекты в собственности. Мы располагаем базами данных о владельцах объектов недвижимости, транспортных средств. Мы смотрим, какие это транспортные средства. Естественно, грузовые автомобили в количестве 3-4 для собственных нужд не могут использоваться. Мы собственными методами определяем факты ведения предпринимательской деятельности, приглашаем граждан на комиссии, разговариваем, побуждаем их к регистрации и ведению деятельности в правовом поле. Сказать, что эта работа очень успешно проходит, наверное, нельзя, но все-таки это есть. Начиная с 2012 года мы также ведем работу с транспортниками, которые оказывают услуги по перевозке людей. Это касается и маршрутных такси, и просто такси. В этом году у нас уже были встречи с представителями "Яндекс. Такси", "Джет Такси". Мы объясняли им наши требования, каким образом они должны работать, как регистрироваться. С теми водителями, с которыми не заключены трудовые отношения, есть разные формы работы. Можно таких водителей зарегистрировать как ИП и, допустим, работать по патентной системе налогообложения. Нас услышали, и уже в этом году у нас было зарегистрировано таким образом 145 водителей. По этому виду деятельности у нас каждый год на 30-40% налогов увеличивается. Эти группы лиц не остаются без контроля, но мы всегда движемся от объекта, от собственности. Еще, если говорить о перевозчиках, которые нарушают налоговое законодательство, есть опыт обращения в судебные органы, и есть решения в нашу пользу.

Анатолий ЕВЛАНОВ. Работаете, но слабо работаете.

УФНС. Сначала обсуждалось, как сократить количество налоговых проверок, а здесь обратная ситуация. Хорошо, мы учтем ваши пожелания.

Анатолий ЕВЛАНОВ. В принципе заинтересованных в этом лиц нет. Но есть два человека, которые работают легально, платят налоги, проходят проверки, а есть 48 тех, кто не платит и не проверяется, и очень довольны. При этом в конкуренции законные предприниматели проигрывают. Да, если все будут работать легально, цена на такси, конечно, повысится. Это не только о такси, а обо всем.

Александр ФЕДОТОВ. Вопрос к УФАС. В отношении каких объектов предпринимательства антимонопольная служба проводит проверки?

Вадим КАБАНЕНКО, руководитель Омского управления ФАС России. Начиная с 2015 года мы в плановые проверки вообще не включаем субъекты малого и среднего предпринимательства. Во-первых, проверка может быть осуществлена только в рамках поступившего заявления о нарушении антимонопольного законодательства. Это касается только тех предпринимателей и юридических лиц, которые пытаются совершить акт недобросовестной конкуренции. В рамках таких заявлений мы проводим проверки и по результатам делаем вывод о наличии либо отсутствии фактов нарушения антимонопольного законодательства. Хочу обратить внимание, что перед комиссией УФАС, напротив, стоит задача защиты предпринимательства от недобросовестной конкуренции. Мы осуществляем защиту малого и среднего предпринимательства от субъектов естественных монополий, от тех организаций, которые занимают доминирующее положение на том или ином товарном рынке.

Вопрос к «Омскэнерго». Как быстро можно подключить объект к энергоснабжению?

Сергей МОДЕНОВ, директор филиала ПАО "МРСК Сибири" – «Омскэнерго». Чтобы сократить сроки подключения объекта, нужно на стадии разработки плана, технико-экономического обоснования уже учитывать вопросы, связанные с технологическим присоединением – со сроками, с источниками финансирования. Само по себе технологическое присоединение производится в соответствии с правилами № 861, утвержденными 27 декабря 2004 года. За истекший период в них вносился ряд изменений. На сегодняшний день все сроки в правилах прописаны достаточно четко. Если говорить об оформлении договора для потребителей, чьи энергопринимающие устройства не превышают 150 кВт, срок заключения договора не превышает 15 дней. Если говорить о филиале "Омскэнерго", начиная с 2014 года на оформление договора уходит 5 – 8 дней. Для энергопринимающих устройств большей мощности определен срок до 30 дней, если при этом не требуется согласований системного оператора – Единой энергосистемы России. Как правило, системный оператор заявку дольше 30 дней не рассматривает. Сроки исполнения для различных категорий потребителей варьируются. Для потребителей, максимальная мощность установок которых не превышает 670 кВт, срок исполнения обязательств по практическому присоединению не должен превышать 4 месяцев. Если мощность больше, то срок составляет 1 год.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.