Все рубрики
В Омске воскресенье, 24 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,5761    € 107,4252

Без излишеств

12 октября 2016 10:49
0
4463

Из истории строительства Дворца культуры «Нефтяник» им. А. М. Малунцева

Труд гулаговских заключенных на строительстве городка Нефтяников был как бы невидимым. О нем не упоминали в газетах, не говорили публично, а лишь перешептывались между собой на кухнях. Помпезный фасад «общества победившего социализма» скрывал за собой не самые приглядные интерьеры. Привычная манера «действовать строго по закону, то бишь действовать втихаря» распространялась на разные стороны жизни. История со строительством Дворца культуры городка Нефтяников до сих пор остается незаживающей раной для тонких душ ценителей масштабных градостроительных стилей и изящных архитектурных форм.

Проект городка Нефтяников был творением братьев Леонида, Николая и Александра Весниных — корифеев советской архитектуры. Он предусматривал планировку в виде трезубца или равнобедренной трапеции. Основанием этой трапеции должен был стать проспект Мира, а главной архитектурной доминантой его центральной части предстояло стать Дворцу культуры «Нефтяник» (ныне – ДИ им. Малунцева). В оригинальном проекте дворец был задуман как величественное здание в лучших традициях классицизма, с портиками и пропилеями.

Работы по возведению Дворца культуры начались в 1954 году, но через два года строительство было заморожено. Виной тому стало вышедшее 4 ноября 1955 года Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», а затем документ о первоочередном строительстве жилья. Именно после этих постановлений по левой стороне проспекта Мира появились жилые кварталы, заметно контрастирующие с домами на правой стороне. Слом эпохи буквально прошелся по омскому проспекту, оставшись для нас немым свидетельством того как начиналась легендарная оттепель.

К строительству дворца вернулись спустя пять лет, в 1961 году. Молодые семьи сибирских нефтяников ожидали постройку грандиозного сооружения, стройматериалы к которому подвозили на специальных вагонетках по дороге, проложенной вдоль жилых микрорайонов. В это время строящийся дворец в документах фигурировал как клуб, проект его был взят в Риге. Согласно этому проекту во внешнем облике дворца присутствовал портик с десятью величественными колоннами, а вместе с ними дополнительный зал с большим вестибюлем внутри ДК. Колонны были уже выложены, поскольку являлись несущей конструкцией. Но в 1961 году город посетил главный борец с наследием сталинизма и сопровождающими его «излишествами», первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. После заседания в Омском обкоме, на котором присутствовал Хрущев, Александр Малунцев позвонил директору омского филиала «Гипронефтезавода» Григорию Олиферову и распорядился, чтобы к полудню завтрашнего дня был проект дворца без колонн, «иначе с нас снимут деньги».

По легенде уже готовые десять колонн и стены зала с вестибюлем были растащены тракторами за одну ночь. Причиной того, что все делалось в такой спешке и тайно, является, судя по воспоминаниям старожилов, то обстоятельство, что«народ был против, но все спали в это время». Согласно изменениям в проекте несущие опоры, уже железобетонные, были спрятаны за витражи. Дворец культуры был сохранен.

В итоге от первоначального блистательного замысла осталась лишь его бледная тень. Об открытии, согласно первоначальной задумке главного здания «нового городка нового времени», в 1965 году средства массовой информации умолчали, обезопасив себя от лишних вопросов. После уничтожения дорогостоящих элементов декора здание стиля «сталинский классицизм» в одно мгновение превратилось в образец «хрущевского минимализма». Чтобы придать главному фасаду Дворца культуры хоть какие-то выразительные черты, художником Михаилом Слободиным было выполнено сграффито «Труд. Искусство».

Сергей НАУМОВ

При поддержке передачи "Удивительное рядом. Омская версия" телеканала "Продвижение".

 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий

Андрей СЕДАЧЕВ: «Это почти неприличная история, когда у региона с 2 млн жителей и огромной территорией нет главного архитектора, но при этом есть областной архитектурно-градостроительный совет»

Теплые остановки окончательно «забили» Омск. Чего хотим от молодежи, которая болезненно реагирует на эти вещи? Конечно, они хотят зелени, площадей, благоустройства, а не металлических ящиков с беляшами. Это же трагедия! 

23 ноября 16:50
2
596

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.