Все рубрики
В Омске суббота, 16 Октября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 71,2371    € 82,7276

Налоговая ловушка для КОКОРИНА

19 октября 2016 11:13
2
2925

Правительство Омской области пытается резко увеличить налог на имущество торговых и офисных помещений

7 октября состоялось совместное заседание двух общественных советов – министерства имущественных отношений и министерства экономики. На обсуждение были представлены проект регионального закона «О внесении изменений в Закон Омской области "О налоге на имущество организаций" и проект изменения в указ губернатора по поводу полномочий министерства имущественных отношений. Впрочем, ключевой вопрос был один: вводить налог от кадастровой стоимости объектов недвижимости торговых и административных имущественных комплексов с 1 января 2017 года или с 1 января 2018 года.

Позиция минэкономики

Как сообщила заместитель министра экономики Омской области Анна НЕГОДУЙКО, в Налоговый кодекс соответствующие изменения были внесены еще в 2012 году. Речь идет об изменении налога на имущество в отношении объектов торговли, коммерческого, административного назначения: «Переход неизбежен: порядка 64 субъектов Федерации уже приняли законы по этому поводу». Омская область не торопилась: лишь в 2016 году был согласован поэтапный рост ставок: за пять лет с 1% до 2%. Но учли, что есть организации, которые пока не являются плательщиками налога на имущество организаций, – те, что находятся на спецрежимах – по упрощенной системе, ЕНВД: «Для этой категории мы предусмотрели рост от меньшего порога – от 0,1%. Но шаг роста там будет более существенный. Когда обсуждался антикризисный план федерального правительства, там в связи с данным налогом прозвучала цифра 500 квадратных метров как вычет. Мы ее тоже заложили. Но чтобы исключить злоупотребление нормой, заложили, что воспользоваться ею может тот, кто на протяжении трех лет уже находится на упрощенке либо на ЕНВД, и имеет не менее 5 работников.

В проекте закона, представленном минэкономики, от налогообложения по кадастровой стоимости освобождаются рынки, потому что они играют социальную роль, здания, где размещаются органы власти и местного самоуправления, и заводоуправления, где располагается административно-управленческий персонал промышленных предприятий. Проект предусматривает в первый год работы закона ограничиться объектами с площадью не менее 5 тыс. кв. м. А потом ежегодно уменьшать площадь объектов, которые будут облагаться новым налогом.

Как выяснилось в процессе обсуждения, представленный общественным советам проект, который прошел оценку регулирующего воздействия, оказался не догмой. На прямой вопрос предпринимателя Олега ЛИЗГУНОВА, с какого числа предполагается ввести налогообложение, первый замминистра экономики Расим ГАЛЯМОВ заявил, что «у нашего министерства есть дискуссия с министерством финансов и министерством имущественных отношений, предполагающих другие сроки. То, что нами представлено, – это 2018 год. То, что сейчас мы будем обсуждать, – это другие критерии и другие координаты – и по квадратуре и по переходу». И напомнил коллегам историю с кадастровой оценкой 2007 года в Омске, когда платежи за землю резко увеличились, так, что потом пришлось их уменьшать.

Позиция минфина

Министр имущественных отношений Борис СМОЛЬНИКОВ прямо заявил: «Мы обсуждаем два варианта законопроекта – или с 2017 года, или с 2018. Минэкономики высказало свое мнение, сейчас мы выслушаем министерство финансов».

Министр финансов Вадим ЧЕЧЕНКО, понятно, был за 2017 года. И даже более жестко: он не понимал,«зачем предоставлять льготу по налогу на заводоуправления? То есть тем крупным налогоплательщикам, которые, мягко говоря, не очень-то обеспечивают наш бюджет..». Если минэкономики планировало в первый год обложить налогом от кадастровой стоимости торговые и административные комплексы площадью не менее 5 тысяч квадратных метров, Вадим Алекандрович предложил уменьшить эту пороговую площадь до 3 тысяч кв. м: «Почему закон нужен, и быстрее? Чтобы наступила справедливость. Потому что сегодня у двух по сути одинаковых объектов, расположенных рядом, налоговые платежи за имущество оказались в несопоставимых объемах. Тот, кто вчера построил, – платит гораздо больше того, кто отремонтировал здание, построенное 15–30 лет назад. Второй момент – для бюджета это дополнительные доходы, которые нам очень важны и нужны. Москва ввела этот налог и имеет от него порядка 30 миллиардов рублей в год. И третий момент – сегодня Федерация будет предоставлять регионам помощь только при условии эффективной работы субъекта по наполнению доходной базы и оптимизации расходов. Если регион не предпринимает усилий по этим направлениям – помощь оказана не будет. Отсутствие законопроекта – это минус нам в диалоге с центром на финансовую поддержку».

У министерства имущественных отношений в этом деле чисто техническая роль. В указ губернатора от 2004 года должно быть внесено изменение, наделяющее ведомство правом составлять перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направлять его в электронной форме в налоговый орган по Омской области.

Перечень этот будет составляться из трех источников. Туда автоматически попадают здания, расположенные на земельном участке, одним из видов разрешенного строительства которого указан торговый или административный объект. То же самое касается технической кадастровой документации, где напрямую предусматривается, например, что это офисные помещения или торговля. Но есть еще и фактическое использование объекта, нигде официально не указанное. В таком случае работники минимущества будут ногами обходить эти объекты, фотографировать их, составлять протокол и вносить в список.

Экономический эффект

На настойчивые вопросы членов общественного совета, каков предполагается экономический эффект от принятия закона, министерства давали расплывчатые ответы: «Оценить, сколько будет в рублях, сложно, потому что оценка должна коррелироваться перечнем имущества, подпадающего под эту систему. Мы видим, что отдельные объекты не платят налог на имущество – они его самортизировали, переоценку не производили, и среднегодовая стоимость недвижимости, с которой сейчас исчисляется налог, равна нулю. То есть существуют объекты, которые не уплачивают налог вообще. Есть объекты, у которых среднегодовая оценка настолько мала, что при введении налога платежи увеличатся в разы. По муниципальным рынкам рост предполагается в три раза, если я не ошибаюсь. Здание горсовета сейчас почти нулевые платежи, а рост будет в семь раз».

На это председатель общественного совета минимущества Евгений БЕЛОВ заявил:«Любой шаг, который мы делаем в экономике, должен проводиться с предварительной его оценкой. А вы говорите: это невозможно? Забота о бюджете – это и есть забота о предпринимателях – о тех, кто налоги платит. Необходимо понять, что получит от этого бюджет? Рубль, сто рублей, миллиард? Что получит предприниматель – у него на сколько увеличится налоговая база. Мы не подставим нашего губернатора? А впереди ведь выборы президента?»

Ответила замминистра Яна СТАРУХИНА: «Мы пытались сделать такие расчеты в 2014 году. Обратились к предпринимателям. Чтобы просчитать, на сколько увеличится налоговая нагрузка, разослали письма владельцам торгово-офисных зданий: сколько вы сейчас платите налогов. Нам ответили пять предпринимателей. Сколько платят остальные со своих больших помещений, мы не знаем. Но сколько они будут платить, посчитать можем, взяв открытые данные по кадастровой стоимости объектов».

НЕГОДУЙКО: «По нашим расчетам, доля налога по кадастровой стоимости составит от 2 до 8% от общего объема налогов на имущество в регионе. В Москве эта доля составляет 30%».

Заплатят потребители

Член общественного совета минэкономики Евгений РАБИНОВИЧ поинтересовался: «Как налог скажется на покупателях?»

ГАЛЯМОВ: «Куда денется налоговое бремя? В цену, в стоимость. Максимум 8% займут поступления от налога на недвижимость от кадастровой стоимости в общем объеме налога на имущество организаций в бюджете. Это порядка 400 млн руб – такую предельную сумму будем изымать от налогоплательщиков в бюджет. Сейчас в целом все платят 5 млрд руб. Но есть нюансы – кто-то вообще этот налог не платит».

На что ЧЕЧЕНКО проиронизировал: «У тех, кто не платит сегодня налог: у них дешевле товары, чем у тех кто платит?»

Борис СВАТКОВ, член общественного совета минэкономики, сообщил, что«по статистике второй год идет падение товарооборота по стране. Я вам скажу, что никогда в истории такого не было. Падает потребительский спрос. Это двигатель не торговли – это двигатель экономики. В данный момент нам спешить с принятием не стоит». И напомнил о налоге на уборку территории, введенном лет 20 назад администрацией Валерия РОЩУПКИНА, когда, по его словам, «Оша», заработав рубль, платила налогов 1 рубль 2 копейки. Тогда говорили, что сделаем великолепный город, а сделали так, что из этого города уехали все».

Министры в ответ напомнили о врачах и учителях. А еще о том, что не у всех налоговые платежи увеличатся: у кого-то они даже уменьшатся. По словам Анны НЕГОДУЙКО, с площадью свыше 5 тысяч квадратов в Омской области 140 объектов. Это порядка 100 млн руб., исходя из кадастровой стоимости. Но ряд этих объектов новые и уже платят налог на имущество по ставке 2,2%. Это больше, чем ожидаемые 2% или изначальный 1% к кадастровой стоимости: «В этих 140 объектах рост получается минимальный».

На вопрос, не «Икею» ли она имеет в виду, она ответила: «Не только».

Еще один немаловажный аспект отметил предприниматель Денис КОШЕЛЬ: в ноябре 2014 года Омский горсовет принял решение «О налоге на имущество физических лиц», где говорится о том, что с начала периода, когда начнет применяться ставка налога от кадастровой стоимости, физические лица – собственники объектов недвижимости, входящих в перечень, сразу же начнут платить 2% без всякого переходного периода, предусмотренного для организаций. А налоговый период начнется на следующий же год после того, как минимущества сдаст в УФНС перечень объектов. Если сделает оно это в ноябре текущего года, то автоматически налог будет начисляться с 1 января 2017 года, независимо от принятия закона, о котором говорилось выше.

КОШЕЛЬ не указал, кого коснется это нововведение. Но один предприниматель – владелец крупных объектов торговой недвижимости известен всем: это Валерий КОКОРИН. Ему в этом случае придется платить просто гигантскую сумму налогов.

ОПОРА не защитила

По настоянию Олега ЛИЗГУНОВА был составлен протокол голосования членов двух общественных советов, где написали, что подавляющим большинством присутствовавших проект закона одобрен при условии вступления его в силу с 1 января 2018 года (лишь один человек проголосовал за январь 2017 года).

И вот тут-то начались странности. Общественный совет минимущества проголосовал за 1 января 2018 года, и это голосование было легитимным, хотя председатель совета Евгений БЕЛОВ протокол пока не подписал. А вот у общественного совета минэкономики не оказалось кворума. Было сказано, что 18 ноября этот совет соберется отдельно, и этот вопрос там еще раз обсудят. Потом было сказано, что отсутствовавших членов общественного совета опросят под личную подпись по отдельности. Но не произошло ни того, ни другого. Возможно, на мнение министерства, ранее поддерживавшего 18 год, кто-то сильно повоздействовал. Так что в итоге общественный совет минэкономики, в который, кстати, входят аж пять представителей «ОПОРЫ России», не выразил своего консолидированного мнения по поводу даты вступления в силу закона о переменах в налоге с имущества.

Так что вполне возможно, что законопроект (и уже не тот, что предлагался для оценки регулирующего воздействия) все-таки будет представлен Законодательному собранию. А минимущество в свою очередь подготовит перечень объектов и представит его в УФНС.

Комментарии через Фейсбук
Денис 12 января 2017 в 09:01:
В городе пустеет арендная площадь, народ уезжает а тут такие льготы придумывают чтоб оставшихся пенсионеров и бюджетников содержать. Да кто вообще тогда захочет здесь заниматься предпринимательством?
киви 25 октября 2016 в 14:38:
"...сегодня у двух по сути одинаковых объектов, расположенных рядом, налоговые платежи за имущество оказались в несопоставимых объемах. Тот, кто вчера построил, – платит гораздо больше того, кто отремонтировал здание, построенное 15–30 лет назад". Это справедливо. Тот, кто вложил б)льшие деньги в ремонт и освоил бросовое имущество, достоин скидки. А недальновидный лох, выстроивший такое же торговое здание рядом — пусть и платит больше.Вообще новость двоякая. Это ударит по кошельку покупателя, тот уйдет навсегда, тут Сватков прав. С другой стороны, станет меньше нахалов, лепящих свои сундуки-ТЦ куда и где попало без учета спроса и градостроительства.
Показать все комментарии (2)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.