Умберто ЭКО
Как путешествовать с с лососем
М.: Издательство СЛОВО/SLOVO, 2018 год. – 208 стр.
ЭКОлогия личности
«Количество глупости в мире стремительно увеличивается»
В конце 90-х Умберто ЭКО побывал в Санкт-Петербурге. Интервью с ним, опубликованное потом в майском «Ex-Libris-НГ» за 1998 год, делала Маруся Климова. Она спрашивала знаменитого писателя, считает ли он себя постмодернистом, что в мире вызывает у него наибольшие опасения, как отличает глупцов от умных и пр. Любопытная Климова поинтересовалась еще, почему это интеллектуал ЭКО так много внимания уделяет человеческой глупости, как, например, в своем сборнике рассказов «Как путешествовать с лососем». Писатель пересказал совершенно замечательную историю, как вез из Швеции лосося и решил остановиться на пару дней в Лондоне. Дело даже не в том, что именно произошло с этим самым лососем. «Дело в том, что количество глупости в мире стремительно увеличивается, – заметил писатель. – В основе некоторых историй из этого сборника лежат реальные ситуации, которые я сам лично пережил. История с лососем тоже мной не выдумана». Итальянский ученый и философ Умберто ЭКО ушел из жизни в феврале 2016 года, практически все тексты известны поклонникам его творчества. Тем, кто не знаком, самое время полистать вновь изданную книгу, рукописи-то не умирают. Как отмечают издатели, «это сборник вредных и не очень вредных советов от великого Умберто Эко, причем советов, касающихся самых обыденных ситуаций, в которые попадал знаменитый писатель, и к которым он призывает относиться с юмором и иронией». По мнению издателей, блестяще написанные эссе запросто могли бы стать в наши дни хитами среди лонгридов в Фейсбуке, но их автор и здесь опередил время, начав писать свои острые и смешные заметки в далеком 1975 году.
Е.К.
Алексей САЛЬНИКОВ
Петровы в гриппе и вокруг него
Серия «Классное чтение»
М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2018 год. – 411 стр.
«Приставать к Петрову»
Хтонь и жуть современной жизни за Уралом
«Стоило только Петрову поехать на троллейбусе, и почти сразу же возникали безумцы и начинали приставать к Петрову. Был только один, который не приставал, – тихий пухленький выбритый старичок, похожий на обиженного ребенка. Но когда Петров видел этого старичка, ему самому хотелось подняться со своего места и обидеть старичка еще больше». Что еще за безумцы были в троллейбусе? Ну, например, был дядька, похожий на кузнеца из советских кинофильмов. Дядька читал пожилой кондукторше стихи про годы, которые летят как птицы. Кондуктор, улыбаясь, слушала. Но это бы что: за троллейбусом ехал и призывно махал гриппозному Петрову приставучий знакомец. В последний раз, когда Петров виделся с этим знакомцем, а звали того Игорь, «все чуть не закончилось тем, что оба они, Игорь и Петров, по пьяной лавочке едва зачем-то не уехали в Ирбит. Благо Игорь еще по дороге до железнодорожного вокзала стал грубить прохожим, а поскольку день отъезда совпал с днем ВДВ, путешествие, так и не начавшись, завершилось побоями, пьянкой на островке возле УрГСХА и песнями про голубые береты в компании каких-то загорелых, покрытых татуировками, мускулистых мужиков, словно разом вышагнувших на улицы города из бара «Голубая устрица». попутной Игорь». От Игоря надо было бы отвязаться, но это редко кому удавалось. Не удалось и сейчас: вот так как-то все само собой складывалось. А там еще и жена гриппует... Алексей САЛЬНИКОВ живет в Екатеринбурге. Критик Галина ЮЗЕФОВИЧ отозвалась о сальниковском опусе многообещающе: «Все случайные знаки, встреченные гриппующими Петровыми в их болезненном полубреду, собираются в строй-
ную конструкцию без единой лишней детали. Из всех щелей начинает сочиться такая развеселая хтонь и инфернальная жуть, что Мамлеев с Горчевым дружно пускаются
в пляс, а Гоголь с Булгаковым аплодируют...» Роман претендовал на «Большую книгу» и дошел до финала.
Е.К.
Люси ДОУСОН
Кто прислал мне письмо?
Серия «Психологический триллер»
Пер. с англ.
М.: Издательство АСТ, 2017 год. – 320 стр.
Тираж 15 000 экз.
«В спальне темно»
Он попросил прочитать письмо
«Мой сон потревожен в двадцать минут третьего, среди ночи с пятницы на субботу. Я сплю чутко, когда Марка нет рядом, слышу малейший шум на улице и всегда ложусь на кровати так, что прямо передо мной оказывается открытая дверь. К тому же оставляю включенным свет в ванной – только для того, чтобы видеть коридор. Мама говорит, что я вела себя совершенно нормально, пока в восемь лет не посмотрела
у подружки по телевизору фильм «Женщина в белом». Теперь мне тридцать девять, и я до сих пор стараюсь не натолкнуться на какую-нибудь жуткую теледраму, когда ночую одна. Резко проснувшись, я сажусь на постели и моргаю. В спальне темно. Сбитая с толку, я таращусь в темноту, лихорадочно ищу объяснение. Наверное, электричество отключилось, но, прежде чем могу предположить что-либо еще, я слышу негромкий щелчок, и на ковре, справа от гардероба, вспыхивает крохотное яркое солнце». Хорошее детективное начало: дверь скрипит, оконная створка хлопает, ручка медленно поворачивается, свет сам собой гаснет. ДОУСОН написала не зубодробительный боевик и не леденящий душу триллер, так что читать можно даже тем, кто и в самом деле оставляет включенным свет в ванной. Занимательный вечер им тоже гарантирован: «Я гляжу на кружок света, но, когда мои глаза начинают привыкать к темноте, замечаю прямо над ним большой незнакомый силуэт. Осматриваю его – и замираю. Это человеческая фигура. В моей спальне кто-то есть, он сидит на низком стуле в углу и глядит на меня. Резко подняв мощный карманный фонарик, он направляет его ослепительный луч прямо мне в лицо». Все закончится более-менее хорошо: ведь все люди так или иначе связаны между собой.
Е.К.
Уильям ГИБСОН, Брюс СТЕРЛИНГ.
Машина различий
М.: Иностранка, Азбука-Аттикус, 2014 год. – 448 стр.
Серия: Современная классика
Тираж 3000 экз.
Королева машин
Причудлив он в хитоне дымном, В хитоне смутном, как хаос.
Известна ли вам Ада Байрон? Она стала известна миру не как единственная дочь Байрона, а как первый в истории программист, автор наипервейшей программы. Она ввела в употребление слова «цикл» и «рабочая ячейка». Все вышесказанное – реальная историческая правда. ГИБСОН и СТЕРЛИНГ выписали Аду Байрон как одну из главных персонажей своего романа в жанре стимпанк. Мир, где паровые машины взяли верх. Мир, где Чарльз Бэббидж все-таки построил свою «Большую разностную машину». Мир, где действие проистекает примерно с 1855 по 1880 год в викторианской Англии.
В реальном мире Бэббидж представил премьер-министру Великобритании чертеж счетной машины с многочисленными валиками и шестеренками. В реальном мире в 1823 году правительство страны выделило деньги на постройку куда большей машины, чем предусматривал этот чертеж. И она все усложнялась по мере 10-летней стройки. В итоге была построена только ее часть, но вычисления она начала делать куда более точные, чем даже предполагалось вначале. Так появился первый компьютер, или, точнее, его прообраз.
В романе он располагается под Лондоном: «Как вам, вероятно, известно, я палеонтолог, но все же имею какое-то представление о клакерстве. Сколько у вас тут ярдов зацепления?» «Ярдов? Мы считаем шестеренки милями, доктор Мэллори». Такой же компьютер на шестеренках располагается под Парижем.
Авторы описывают мир, где Байрон со товарищи поднял восстание в Великобритании и победил. В палате лордов верховодят ученые и поэты: лорд Бэббидж, лорд Гексли, лорд Байрон. Мир, где Китс пытается делать кино, а Лоренс Олифант не просто авантюрист, а агент британской разведки, коим он, честно говоря, и был. Здесь Карл Маркс построил коммуну в Манхэттене, а Уильям Коллинз пытается поднять восстание в Лондоне.
При этом вторая половина девятнадцатого века описывается верно и психологически точно. Нет ощущения, как во многих исторических фильмах, что на наших современников напялили парики и выдали жестяные шпаги. И это все накладывается на авантюрный сюжет с убийством, погонями, расследованием. Книга умная и не фальшивая. Читать стоит.
mif1959