Шестая «Академия» прошла как по маслу.
С 27 июня по 1 июля в Омске проходил VI-й Международный театральный фестиваль «Академия». Он стал самым масштабным за всю историю существования «Академии», поскольку в этом году состоялся при содействии глобального театрального проекта Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры РФ «Большие гастроли».
Омичи смогли увидеть аншлаговые и премьерные постановки Государственного академического театра им. Евг. Вахтангова, Центрального академического театра Российской Армии, а также спектакли театральных коллективов из Армении, Израиля, Молдовы, Сербии и Швеции.
В голубой гостиной Омского академического театра драмы перед открытием фестиваля состоялась пресс-конференция. Директор театра им. Евг. Вахтангова Кирилл КРОК ожидаемо напомнил, что вахтанговский театр исторически связан с Омским театром драмы – именно здесь во время Великой Отечественной войны приняли эвакуированную московскую труппу, именно на сцене вахтанговского театра служил Михаил УЛЬЯНОВ, родившийся на земле Прииртышья. В рамках того же проекта «Большие гастроли» омский театр в октябре нанесет ответный творческий визит, и московские зрители смогут увидеть премьерный спектакль «Время Секонд хэнд» в постановке Дмитрия ЕГОРОВА, спектакль «Искупление» Алексея КРИКЛИВОГО (сценическая постановка романа Фридриха ГОРЕНШТЕЙНА) и кроме того спектакли «Инкогнито», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Три товарища». Этими планами поделился с журналистами и коллегами Георгий ЦХИРАВА.
В первый день форума на основной сцене Омского театра драмы вахтанговцы представили трагедию Жана АНУЯ «Медея» в постановке Михаила ЦИТРИНЯКА с Юлией РУТБЕРГ в главной роли. На Камерной сцене – кишиневский театр дал спектакль «Про любовь» (реж. Юрий ХАРМЕЛИН). А на сцене Омского музыкального театра зрители увидели «Евгения Онегина» в постановке Римаса ТУМИНАСА. По окончании спектакля врио губернатора Омской области Александр БУРКОВ поздравил зрителей и актеров с открытием VI Международного фестиваля «Академия»:
– Для нас это всегда праздник, потому что мы посредством этого Омского фестиваля открываем мировые театральные границы. И можем на нашей сцене видеть лучшие спектакли России и Европы. И мы рады сегодня встрече с вахтанговским театром, потому что он для нас родной. Говоря об актерской профессии, хочется сказать словами Михаила УЛЬЯНОВА: «Это трудное, очень трудное и благородное дело – театр», но главная оценка этого труда и главная награда – аплодисменты зрителей.
Врио губернатора вручил театральному коллективу в лице Сергея МАКОВЕЦКОГО диплом и статуэтку «Крылатый гений» в память о фестивале.
За время работы фестиваля зрители увидели пять постановок театра им. Евг. Вахтангова, спектакль «Омлет» Театра Российской Армии (реж. Александр ВИСЛОВ) и пять спектаклей пяти зарубежных театров. Омская публика была счастлива.
Фестиваль – это не только гастроли, но и работа Лаборатории современной драматургии. Накануне открытия зрители увидели три эскизные постановки пьес, в которых были заняты омские актеры. По словам PR-менеджера Омского театра драмы Варвары КАЙДАЛОВОЙ, «лаборатория работала до 1991 года и за время своего существования открыла имена многих известных ныне драматургов. Ее открытиями стали пьесы начинающих драматургов Владимира ГУРКИНА (Омск), Юрия КНЯЗЕВА (Ангарск) и других. С 2006 года началась новая эпоха Лаборатории современной драматургии. Ежегодно авторы присылают на конкурс несколько сотен пьес. Нет ни тематических, ни географических ограничений. Принимаются все работы. Экспертный совет отбирает из них лучшие, драматургов-победителей приглашают в Омск на сессию лаборатории». Состоялись читки и эскизные показы пьес: Анастасии БУКРЕЕВОЙ «Ганди молчал по субботам» (реж. Галина ЗАЛЬЦМАН), Алекса фон БЬЕРКЛУНДА «На самом краю земли» (реж. Денис КОЖЕВНИКОВ), Артема ГОЛОВИНА «Кальяри пацаны» (режиссер Степан ПЕКТЕЕВ). Зрители выделили как особенно понравившуюся работу «Ганди молчал по субботам».
Также в формате VI Фестиваля состоялись дискуссии на тему, каким должен быть театр XXI века в эпоху цифровой революции, новой реальности и информационных войн.