Джек МАКДЕВИТ
Искатель
Серия «Звезды новой фантастики»
СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014 год. – 384 стр.
Тираж 4 000 экз.
Расхитители космических гробниц
Стоит в музее античный горшок. В свое время в него объедки кидали, а сейчас он вызывает всеобщее восхищение
Повествование идет от имени Чейз Колпат. Но она – не главная, хотя процентов 70 того, что происходит в романе, – описание ее приключений. Именно она лично побывала на планете «немых» – единственной чужой цивилизации, сравнимой с нашей по уровню развития, но видом своим вызывающей у землян что-то среднее между страхом и отвращением. Именно на нее напал посчитавший себя обманутым мелкий уголовник Хэп, рассчитывая ее ограбить, а потом убить. Чейз мотается по Галактике, притворяясь то журналистом, то социологом, то еще кем, опрашивая людей в поисках крох информации. Но она – а-ля Арчи Гудвин в юбке. Рабочая лошадка на побегушках у знаменитого антиквара Алекса Бенедикта. А вместе они – помесь Индианы Джонса и Лары Крофт далекого космического будущего. Находят старинные артефакты и выгодно продают их. Так, в начале романа им в руки попала керамическая чашка, которой 9 тысяч лет. Это оказался предмет с «Искателя» – одного из первых звездолетов, отправивший с Земли поселенцев в иную звездную систему. Эта группа с тех пор бесследно исчезла, предварительно громко заявив, что построят общество на новых принципах, став некой легендарной космической Атлантидой. И вот, спустя тысячелетия, выплыла чашка. Алекс с Чейз начали расследование, распутывая по ниточке возможные источники появления артефакта. И нашли-таки «Искатель». А потом и саму планету, куда переместились поселенцы. МАКДЕВИТ написал про Алекса цикл романов, один из которых – «Военный талант» – обозревался в «Книжном клубе» в июле 2015-го. Все они построены по одному лекалу: артефакт или свидетельство о таковом, расследование и обязательно попытки неких врагов уничтожить расследователей. В обозреваемом романе мотивации этих врагов настолько неубедительны, что это просто портит повествование. А в целом автор – крепкий ремесленник – не более, без находок и блеска. Впрочем, «Археология – это поиск фактов. Не истины. Если вас интересует истина, семинар профессора Тайри по философии дальше по коридору».
mif1959
Дэн СИММОНС
Пятое сердце
Пер. с англ. Е. Доброхотовой-Майковой
СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2018 год. – 672 стр.
Тираж 4 000 экз.
«Замок легко поддался»
Дело на пару вечеров
«Холмс достал из кожаного футляра отмычки и вошел в холодные пустые комнаты, где обои, некогда тщательно выбранные с мечтой о семейном счастье, клоками отставали от сырых стен, как кожа от трупа. На втором этаже Холмс разыскал то, что ему было нужно: запертый чулан. Замок легко поддался отмычкам. Холмс расстегнул застежки объемистого портфеля и достал смену одежды. Переодев все, вплоть до исподнего, он сложил твидовый «норвежский костюм», рубашку, ботинки и нижнее белье в портфель, который положил на верхнюю полку в пустом чулане, и той же отмычкой запер взломанную дверь». Какая прелесть, однако, чувствуете? Настоящие именины сердца для всех поклонников холмсианы во всех ее видах. Великолепная, веселая и талантливая симмонсовская стилизация подарит знатоку пару чудесных вечеров, а именно так – в сумерках и возле камина – стоит читать книги, где встречается, к примеру, отличная деконструкция «Медных буков», памятных большинству с детства. Профиль знаменитого сыщика на обложке как знак даже для тех, кто романов СИММОНСА отродясь не читал. Итак, что же происходит в этот раз? А дело в том, как анонсируют издатели, что путешествующий инкогнито после своей «смерти» в Рейхенбахском водопаде Шерлок Холмс встречает в Париже американского писателя Генри Джеймса – современного классика, автора таких книг, как «Женский портрет», «Бостонцы», «Поворот винта». Тот узнает знаменитого сыщика, несмотря на всю маскировку, – и оказывается вовлечен в орбиту его нового расследования. Вместе с Холмсом Джеймс отправляется в Америку, где не был много лет; мастер слова должен помочь отцу дедуктивного метода разгадать тайну смерти Кловер Адамс, жены историка Генри Адамса (наследника династии, уже давшей Америке двух президентов), а также ответить на вопрос, мучающий Холмса последние несколько лет: а не вымышленный ли он персонаж?..
Е.К.
Елена БОННЭР
Дочки-матери. Мемуары
Серия «Биография эпохи»
М.: Издательство АСТ, 2018 год. – 352 стр.
Тираж 2 000 экз.
«Окончательным рубежом стал 1968 год»
Воспоминания диссидентки
«У дяди Моси было четыре сына. Старший, Борис (юрист), был арестован в 37-м году и погиб. Его жена Леля тоже была вскоре арестована и впоследствии находилась в одном лагере с мамой. Совсем маленьких внуков забрал к себе дядя Мося. Средних его сыновей — Шуру (химик, доктор наук или, может, академик) и Володю (музыкант) — я знала мало. Младший, Виктор (писатель Виктор Важдаев), после ареста старшего брата и до ареста его жены часто бывал в Ленинграде, опекая невестку и маленьких племянников. В это время я много с ним общалась и даже дружила, несмотря на разницу возрастов. Но с годами мы как-то разошлись. В конце 50-х — начале 60-х годов общение наше совсем прекратилось, думаю, оттого, что он становился все более ортодоксальным, а я все более — нет. Окончательным рубежом стал, наверное, 1968 год» — обычное российское дело, сейчас многие размышляют над историей не только страны, но и семьи. Эта книга была написана Еленой БОННЭР в конце восьмидесятых годов. «Дочки-матери» вышли впервые по-русски в начале 1991 года в издательстве имени Чехова в Нью-Йорке, за этим последовало много изданий на разных языках. В России книга была издана один раз четверть века назад, в 1994 году. Теперь — еще одно издание. Тем, кто знает Елену БОННЭР, рекомендовать ее нет смысла, а тем, кто не знает, тем паче. И все же, как напоминают издатели: это мемуары супруги академика Андрея Сахарова Елены Георгиевны БОННЭР: публициста, общественного деятеля, одной из ключевых фигур диссидентского движения СССР. Свой рассказ она посвящает событиям в жизни целой страны и отдельно – своей семьи советского околовоенного периода. В книге приведены уникальные фотографии нескольких поколений семьи Елены Георгиевны. «Люся с ее открытой и действенной человечностью способствует усилению гуманистической конкретной направленности моей общественной деятельности, стойко и самоотверженно поддерживает меня все эти годы, часто принимая основной удар на себя, помогает мне словом и делом» (А.Д. Сахаров).
Е.К.
. |
Джулиан БАРНС
Одна история
Пер. с англ.
М.: Издательство: Иностранка; Азбука-Аттикус, 2018 год. – 320 стр.
Тираж 12 000 экз.
«Южнее Лондона, милях в пятнадцати»
Когда любят не тех
В России любят читать о любви. Наверное, в любви человек более-менее свободен от диктата долга, идеологии или морали. Любит – и все, что здесь поделаешь. Вот и тираж новой барнсовской книги впечатляет. «Время, место, социальная среда? Не знаю, насколько они важны в рассказах о любви. Возможно, в старинных книгах, в классической литературе, где ведутся битвы между любовью и долгом, любовью и верой, любовью и отечеством. Эта история – другого рода. Но если уж вы так настаиваете… Время: более полувека назад. Место: южнее Лондона, милях в пятнадцати. Социальная среда: как раньше говорилось, «маклерский пояс», правда, биржевых маклеров я там в глаза не видел. Особняки – либо фахверковые, либо облицованные камнем. Живые изгороди из вечнозеленых кустарников, лавра и бука. Еще не знающие желтой разметки и парковочных «карманов» шоссе с придорожными канавами. В ту пору на пути в Лондон можно было припарковаться почти в любом месте. Наша пригородная зона носила уютное прозвание «Деревня» и когда-то давно, по всей видимости, таковой и считалась» – вот и англичанин БАРНС так же считает. БАРНС – плодовитый писатель, и Россию знает неплохо. К Тургеневу благоволит, совсем недавно о муках Шостаковича написал. Теперь впервые на русском издан новейший (опубликован в Британии в феврале 2018 года) роман лауреата Букеровской премии, командора Французского ордена искусств и литературы. Итак, Полу – девятнадцать лет. В теннисном клубе в тихом лондонском пригороде он встречает миссис Сьюзен Маклауд; ей сорок восемь. С этого и начинается их история.
Е.К.