«Омск Карбон Групп» инвестирует в омский завод более миллиарда рублей.
24 мая «Омск Карбон Групп» провел пресс-тур для журналистов и блогеров на завод по производству технического углерода стандартных и специальных марок – ООО «Омсктехуглерод». Мероприятие приурочено к профессиональному празднику – Дню химика.
Экскурсию на старейшее предприятие Омска (ему исполнилось 74 года) провел директор омской производственной площадки Алексей ПОДДУБНЯК, попутно отвечая на наболевшие вопросы – в основном, конечно, про экологию.
Настоящее и будущее
Но начали все-таки с истории компании и нынешних ее достижений. На сей день «Омск Карбон Групп» входит в десятку ведущих мировых производителей технического углерода и является его крупнейшим производителем в России и странах СНГ. Как рассказал ПОДДУБНЯК, градообразующее предприятие нашего региона, входящее в топ-10 его крупнейших налогоплательщиков, три года подряд становится, по данным Омскстата, «самым эффективным предприятием Омской области». А в прошлом году предприятие заняло первое место в конкурсе «Лучший работодатель Омской области» по итогам 2017 года в номинации «Улучшение условий и охраны труда в производственной сфере».
Затем директор озвучил немного любопытной статистики. Производственная мощность омской площадки «Омск Карбон Групп» составляет 265 тыс. тонн в год. Завод насчитывает 12 производственных линий и производит более 30 марок технического углерода. У компании есть еще предприятие в Волгограде и строящийся завод в Могилеве. Свои логистические центры – в Германии, Польше, Румынии, Турции, Канаде. Что касается положения на рынке, то мировая доля «Омск Карбон Групп» составляет 3%, а в России компания лидирует – у нее 42%. Более 70% продукции завода идет в производство автомобильных шин. Более 10% – в выпуск резинотехнических изделий. Более 5% используется при производстве пластиков (например, это повышает срок службы полимерных труб). Еще примерно 2% применяется при изготовлении печатных красок, тонеров и других лакокрасочных материалов.
Продажи растут с каждым годом, – рассказал гостям ПОДДУБНЯК, поэтому, учитывая потенциал производственных мощностей, компания намерена войти в топ-5 ведущих мировых производителей высокодисперсных, среднедисперсных, низкодисперсных, электропроводных и пигментных марок технического углерода к 2021 году.
Планов много: в списке инвестиционных проектов Омсктехуглерода, готовящихся к реализации в ближайшие годы, строительство технологического потока мощностью 60 000 тонн технического углерода в год (инвестиции – 780 млн. рублей), что увеличит годовой объем производства технического углерода более чем на 20%. Проектом предусматривается строительство реакторного отделения, оснащенного комплектом энергоэффективного оборудования, отделений улавливания и упаковки, а также технологических сетей и объектов инфраструктуры. Поток обещают запустить летом 2020 года. В этот же период планируется ввести в эксплуатацию дополнительный резервуарный парк общим объемом хранения 13 тыс. кубических метров, участок слива сырья и насосную станцию для подачи сырья на технологические потоки.
Построит компания и современный логистический центр. Вложенные в строительство 275 млн. рублей должны дать возможность увеличить объемы хранения продукции и скорость загрузки транспортных средств. Его запустят в четвертом квартале следующего года.
Бесчеловечные девяностые
Когда презентация завершилась, заговорили о наболевшем. В последнее время на предприятие обрушиваются потоки критики: его подозревают в существенном ухудшении экологии нашего города. Инспектировать Омсктехуглерод пригласили в том числе известного эколога, к слову, намеревающегося побороться за пост регионального министра природных ресурсов, Сергея КОСТАРЕВА. Он-то и стал первым задавать вопросы про запах, на который периодически жалуются жители Московки и Кордного, и который предположительно идет с территории предприятия.
Отвечать взялся начальник службы охраны труда и промышленной безопасности завода Станислав КУСАНОВ:
«Напомню, что был разработан проект экологического паспорта, который всем предприятиям будет предложено заполнить и обнародовать. С Омским нефтезаводом, ТГК-11 и заводом технического углерода были заключены соглашения об экологической модернизации. В планах мероприятий по снижению негативного воздействия на атмосферный воздух также предусмотрено оснащение стационарных источников на объектах первой категории автоматическими средствами измерения и учета массы выбросов».
КУСАНОВ напомнил, что Омсктехуглерод относится к объектам третьей категории, поэтому обязательств ставить датчики у них нет, но вопрос «прорабатывается на перспективу»:
– Стационарным источником завода разрешается выброс определенного количества объема веществ каждый год. По факту в 2017 году объем выбросов составил 64% от разрешенного. С учетом того, что с 2010 года предприятие начало выстраивать планомерный курс по строгому соблюдению требований природоохранного законодательства, постепенно, поэтапно проводится работа. У нас имеется проектная группа, которая занимается вопросами фильтрации выбросов, применением новых технологий. За счет этого мы планируем снижение выбросов. Если будет необходимость, планируется установка средств автоматического контроля.
ПОДДУБНЯК добавил деталей в рассказ начальника промышленной безопасности:
– В 2010 году нами была реализована совместная разработка с Институтом проблем переработки углеводородов СО РАН, введены в эксплуатацию установки улавливания вредных веществ при сливе сырья. Это снизило негативное воздействие на окружающую среду, позволило довести выброс вредных веществ до показателей, не превышающих предельно допустимые концентрации с 10% гарантированным запасом. В 2014 году степень улавливания была доведена до 99,9%, что обеспечило практически полное отсутствие выбросов технического углерода в атмосферу. В августе-сентябре 2018 года мы планируем завершить модернизацию участка слива и хранения сырья. На реконструируемой сливной эстакаде применена схема герметичного слива сырья без предварительного удаления жидкой фазы, что также значительно сокращает выбросы в атмосферу.
КОСТАРЕВ вспомнил, что проблема слива возникла еще в середине 90-х.
«Она возникла с момента образования предприятия», – поправил эколога КУСАНОВ.
«Почему так долго она не решается? – поинтересовался кандидат в министры природных ресурсов. – С чем связана специфика? Почему нельзя было за год –два-три решить вопрос?»
«Требований по нормированию запаха не было, – признался начальник безопасности. – В том правовом поле, в котором было создано предприятие, интересы человека находились где-то между небом и землей. Жилая застройка велась у всех предприятий, включая нефтезавод, Омсктехуглерод. Соответственно, в будущем никто не прогнозировал подобные проблемы, на них закрывали глаза. Во главу угла ставилась близость проживания людей к работе. Цель была не сохранить здоровье, а повысить обороноспособность страны».
«Ну так это было давно, – возразил КОСТАРЕВ, – а мы ведь говорим про 90-е».
«В 90-х было много проблем, которые никак не решались, – продолжил спорить КУСАНОВ. – Проблема удаления запаха была далеко не самой важной. Главным было получить продукцию и прибыль. Даже больше скажу – в те времена стоял вопрос, как бы вообще сохранить завод, его рабочие места. Сейчас другая ситуация. Учитывая, что объемы производства мы постоянно наращиваем, мы стараемся доставлять населению минимум дискомфорта. Мгновенно реагируем на любые жалобы. Но с 2015 года я не припомню случаев, когда это бы требовалось. Чтобы запах не оказывал влияния на селитебную зону, нам приходится вести слив не на полный объем, а частично. Установка решит задачу на всех постах одновременно. При этом выброс будет минимальный и влияние запаха тоже будет минимальным».
КОСТАРЕВА заинтересовала стоимость этого проекта. ПОДДУБНЯК ответил, что установка в итоге потребовала около 30 млн. рублей вложений.
Проблема с полигонами
«А с какой территории в основном поступают жалобы?» – продолжал задавать вопросы КОСТАРЕВ
«Все зависит от направления ветра, – ответил КУСАНОВ. – От его скорости и от того, как работают предприятия, которые находятся рядом с нами. Есть предприятия, которые периодически осуществляют собственный запуск. Например, асфальтобетонный завод, включаемый по потребности. Естественно, никаких особых технологий там нет, все производится на воздухе. Когда проводили беседы с КТОСами, сами люди жаловались на неизвестные производства на территории складов. Например, на 3-й Молодежной шел явно химический запах. Похоже, чистого фенола, примерно как при изготовлении пластмассы. Обязательно надо учитывать, что здесь есть ТЭЦ-5,и то, что это промышленная зона, и то, что у нас тут железная дорога. Проводили эксперименты по замерам – влияние железной дороги очень приличное».
Кстати, по данным предприятия, в прошлом году в отношении завода проведено шесть проверок – Роспотребнадзором, Росприроднадзором, прокуратурой Октябрьского округа, Омской межрайонной природоохранной прокуратурой. Фактов, подтверждающих обоснованность жалоб населения, выявлено не было.
Вспомнили и о судебном заседании по иску прокуратуры Октябрьского района к Омсктехуглероду, которое состоялось 23 мая. Оказалось, что предприятие работало без утвержденного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Действие же прошлых нормативов истекло в январе 2018 года. Первоначально прокуратура наказала заводу разработать и утвердить новый проект до 1 августа, но в итоге срок сдвинули на месяц – 1 сентября, что и было утверждено судом. Журналисты попросили прояснить сложившуюся ситуацию, и слово держал снова Станислав КУСАНОВ, который, кстати, и представлял предприятие в суде.
Как он объяснил, требования, предъявленные прокуратурой, предприятие признает и, естественно, считает справедливыми. Однако в сложившейся ситуации завод не виноват. Дело в том, что в Омске давно возникла проблема с утилизацией промышленных и твердых коммунальных отходов. Для вторых у нас остались только два действующих полигона – называевский и черлакский, но те отказали предприятию в размещении. Поэтому Омсктехуглерод вынужден искать площадки в соседних регионах, из-за чего и затянулось заключение договора на утилизацию отходов. Сейчас прорабатывается вопрос сотрудничества с предприятием из Новосибирской области. В случае успешных переговоров проект будет передан на согласование в Росприроднадзор.
С другими видами отходов еще сложнее:
– У нас очень мало организаций, работающих с промышленными отходами, рынок не развит. Хотя закон говорит, что это обязанность региональной власти – формировать операторов, устраивать конкурсы, стимулировать развитие этой сферы. По сути, есть только ЗАО «Полигон», но в конце 2017 года оно попало под проверку Росприроднадзора. Компания получила новую лицензию, а часть наших отходов исчезла. Тему с «Мерком» вы все знаете – его руководство под следствием. Сейчас мы нашли организацию «Стрит-сервис», заключаем договор.
Как заметил ПОДДУБНЯК, у их коллег с волгоградской площадки проблем с утилизацией отходов нет: в их городе несколько полигонов для «профильных» отходов от производства техуглерода.
Свое тепло, своя аналитика...
Всего непосредственно в производстве на предприятии заняты четыре цеха. Один занимается подготовкой сырья, в трех остальных производят техуглерод. Работает завод непрерывно – круглосуточно. Производство автоматизировано, все показатели выводятся в операторную, в которой процесс контролируют уже работники завода.
Немного об энергоэффективности: 16 лет назад здесь появилась собственная ТЭЦ. Общая выработка генераторов – 18,5 мегаватта, которых хватает на отопление не только самих себя, но и на квартиры 100 тыс. жителей, больницы, школы, детские сады Октябрьского, Ленинского административных округов. Целый этаж занимает лаборатория контроля качества, официально аккредитованная для исследований по всем веществам, выбрасываемым в атмосферу при производстве техуглерода. Она ежедневно не только отслеживает все возможные источники загрязнения на предприятии, но и постоянно контролирует санитарно-защитную зону завода. Руководитель лаборатории Наталья ХОРУШКО рассказала, что система Росаккредитации исключает ангажированность данных омских ученых о качестве техуглерода и опять же выбросах – информация зашифровывается и оценивается независимыми специалистами. Без выполнения этого условия продукция завода была бы попросту не аттестована.
Кстати, о санитарно-защитной зоне, занимающей один километр вокруг предприятия. За этой территорией следят особенно пристально: здесь нон-стоп ведутся работы по благоустройству – ландшафтные, очистка и восстановление газонов, высадка газонной травы, цветов, обновление саженцев деревьев и кустарников, сезонная уборка.
Как пояснило руководство предприятия, за период с 2010-го по 2017 год в технические мероприятия, направленные на снижение негативного воздействия на окружающую среду, было вложено более пяти миллиардов рублей. Эта работа будет продолжена.
Валерий КАПЛУНАТ, председатель совета директоров ООО «Омсктехуглерод»:
– Доля Омсктехуглерода в общих выбросах в атмосферу всех городских источников загрязнений составляет 0,4%. Если брать лишь промышленные предприятия – 2,5%. Так что за счет остановки завода никак не выполнить президентский указ. А вот, к примеру, перевод двух омских ТЭЦ с угля на газ сразу бы дал сокращение выбросов на сорок процентов, что позволило бы вдвое перекрыть установленные в нем целевые показатели.
Что же касается выполнения задачи президента, связанной с увеличением экспортного потенциала региона, то уже сегодня Омсктехуглерод является абсолютным лидером в регионе по экспорту наукоемкой высокотехнологичной продукции. А нынешний год в этом отношении для нас вообще будет переломным – предприятию предстоит сделать качественный технологический скачок на базе трансфера последних достижений науки в производство. Мы готовимся запустить новый поток для выпуска электропроводных марок технического углерода стоимостью около миллиарда рублей. И это действительно настоящий хайтек. Весь мир стоит в очереди за данной продукцией. Перед компанией открываются огромные рынки сбыта, что позволит нам вдвое увеличить экспортные поставки.