О решающей роли университетов в развитии региона.
Олег РОЙ,
профессор, завкафедрой «Региональная экономика и управление территориями» ОмГУ им. Ф.М. Достоевского
В Сибири есть немало примеров, свидетельствующих о высокой роли университетов в развитии отдельных регионов. К примеру, на небольшой по численности населения г. Томск с 573 тыс. жителей приходится почти 90 тыс. студентов, обучающихся в 8 вузах города. Томский госуниверситет и Томский политехнический университет пользуются высокой международной репутацией. Не меньшую роль в развитии своих регионов, выражающуюся в объемах осваиваемых финансовых средств, играют и ведущие вузы Красноярска и Новосибирска (в первую очередь Новосибирский государственный университет и Сибирский федеральный университет), сформировавшие благоприятный имидж далеко за пределами мест своей дислокации. Как правило, эти вузы возглавляют ведущие отечественные специалисты, обладающие высоким авторитетом в органах государственной власти и являющиеся составной частью крупных народно-хозяйственных комплексов.
Тот самый «массовый выезд»
Высшее образование складывается из двух основных сфер научного и учебно-практического знания: естественно-научного (технического) и гуманитарного (социально-экономического, правового и пр.).
На протяжении всей своей истории государственная власть СССР и России сохраняла баланс между техническим и социально-гуманитарным знанием путем равномерного распределения административной и финансовой поддержки, обеспечивая этот баланс в границах каждого регионального образования. Однако утрата властью способности регулировать образовательные процессы в 90-е гг. привела к серьезному дисбалансу между обеими сферами, продемонстрировавшему безудержный рост имитирующих качественное гуманитарное образование квазиобразовательных учреждений. Все это вызвало впоследствии значительное (в 2 – 3 раза) сокращение числа бюджетных мест на специальности социально-экономического и правового профилей, фактически лишив абитуриентов, преимущественно проживающих в провинциальных регионах страны, права рассчитывать на получение бюджетного места по наиболее востребованным в регионах специальностям.
В качестве ключевого инструмента стимулирования отдельных направлений высшего образования федеральная власть использует контрольные цифры приема (КЦП), которые она определяет в отношении каждой укрупненной группы специальностей (УГС) и распределяет их среди университетов на конкурсной основе. Не рассматривая вопрос о непрозрачности и неопределенности конкурсного размещения бюджетных мест между вузами, приходится констатировать, что эта прак...
Полную версию материала можно прочитать в бумажной версии газеты "Коммерческие вести". Покупайте в киосках Роспечати, в сети «Дилижанс» и у частных распространителей. Или подписывайтесь на полную электронную версию по телефону 95 – 61 – 46.