Министр образования призналась, что самая высокая нагрузка в ее педагогической практике составляла 36 учебных часов, а самой комфортной она считает 24 – 26 часов в неделю.
26 марта в Омском государственном педагогическом университете прошел очередной «Диалог на равных».
От штукатура-маляра до министра
Гостем молодежной аудитории на этот раз стала министр образования Омской области Татьяна ДЕРНОВА. Для начала она немного рассказала о себе. В частности, призналась, что мама была против ее поступления в педагогический вуз, но поскольку как вариант юная Татьяна рассматривала только иногороднее хореографическое училище, в итоге согласилась, чтобы дочь тоже стала педагогом.
Много теплых слов министр адресовала своей школьной учительнице французского языка Алине Дмитриевне МУРАШОВОЙ, из-за которой и пошла учиться на факультет иностранных языков. Татьяна ДЕРНОВА рассказала и об опыте стройотрядовской работы: «Первый год я поехала в студотряд штукатуром-маляром. Выкладывала кафельную плитку в здании, которое потом стало коровником. До сих пор навыки, приобретенные в студенческие годы, мне пригождаются: тротуарная плитка в моем огороде выкладывается в том числе и с моей помощью. Второй студотряд был во Владивостоке, и я до сих пор очарована тем климатом, хочу когда-нибудь вновь туда съездить. Работала штукатуром, поэтому потом папин гараж был отделан моими руками. Рассказываю не в плане хвастовства, просто считаю, что любую возможность научиться что-то делать нужно использовать. В жизни все когда-то пригодится».
В основу диалога со студентами ОмГПУ Татьяна ДЕРНОВА заложила в основном педагогические темы. Она заметила, что учащимся повезло с вузом: «Думаю, вы не единожды слышали, какие профессии начнут исчезать, кого заменят роботы и компьютерные программы. Нас с вами никогда не заменят. Мы были, есть и будем всегда рядом с детьми, которых нам доверяют родители».
Земский учитель
Министр образования Омской области ответила на 12 вопросов, но попросила студентов убрать заготовки, которые им, возможно, выдали, и спрашивать о том, что их действительно волнует. Ведущий мероприятия врио ректора ОмГПУ Иван КРОТТ заметил, что подобных установок, конечно, никто не давал. В итоге оказалось, что студентам интересны и решения частных проблем учебных заведений, и глобальные темы. Так, вопрос о работе программы «Земский учитель» поднимали дважды. Об истоках темы Татьяну ДЕРНОВУ спросила студентка матфака ОмГПУ (из Павлоградки). Министр пояснила: «Как появилась тема? Думаю, от зависти педагогического сообщества к системе здравоохранения. Мы всегда завидовали, что для молодых врачей, фельдшеров такая система есть, а у нас нет. Разговоры о «Земском учителе» я впервые услышала в 2016 году на федеральном уровне. Пока, к сожалению, мы не знаем ни механизм, ни категории, ни как это будет. Но важно, что решение принято. Мы двумя руками за эту программу. Для нас – управленцев – это праздник. Очень надеюсь, что она будет реализовываться эффективно, а мы станем всячески этому помогать».
Как выращивать учителей
Когда Татьяну ДЕРНОВУ спросили, что министерство может предложить выпускникам педагогического вуза, чтобы они шли работать в школы, она поинтересовалась у автора вопроса, откуда она и почему учится в ОмГПУ. Выяснилось, девушка приехала в Омск из Павлоградки, где окончила гимназию, что стать педагогом решила из-за любимого учителя математики. «Когда в школах встречаюсь с руководителями, на вопрос, почему к ним не приходят кадры, отвечаю так: если вы как директор школы и ваш коллектив не будете хотеть получить молодого учителя, он у вас не появится. Убедить школьника из другого района, из Омска приехать в Павлоградскую гимназию, согласитесь, сложнее, чем ученицу этой же гимназии. Самый правильный путь – это выращивать из школьников будущих учителей. Мы уже классе в пятом в тех, кто склонен к педагогической профессии, эти задатки наблюдаем. Такого ребенка нужно вести до окончания школы, дать ему себя попробовать. Завлечь в профессию разговорами, как это замечательно, невозможно, только профессиональные пробы помогут ему понять, из чего профессия складывается. И во время учебы в вузе ребенка нужно вести. Школа должна всячески демонстрировать желание получить себе этого студента», — озвучила свою точку зрения Татьяна ДЕРНОВА.
Где найти деньги
Представитель Тарского филиала педуниверситета спросил министра, нельзя ли им помочь с грантами: «У нас есть территории, где можно открыть мини-стадион, детскую площадку, развить работу с трудными детьми. Мы подавали на гранты, но поскольку город маленький, нам отвечали, что проект будет нерентабельным. Планируются ли какие-то гранты от Омской области?».
– На гранты надо заявляться, – поддержала идею Татьяна ДЕРНОВА и заметила: – Но это не может делать филиал вуза. Должна быть общественная организация. Есть гранты и на федеральном уровне, и в правительстве Омской области – в главном управлении внутренней политики, в министерстве молодежи. Заявляйтесь, поддержим. Может, и не сразу весь объем работ будет выполнен, а частично, этапами. Но первый этап – это регистрация общественной организации. Я с удовольствием подпишу письмо в поддержку вашего проекта.
А затем министр сама приступила к расспросам. Ее интересовало, как готовятся тарские студенты к юбилею города. И общие слова ее не устроили. «Я своих подчиненных иногда за такие ответы ругаю. Задаю вопрос: «Сколько будет дважды два», а они мне: «Трижды три будет девять». Я объясняю, что спрашивала не об этом, – поделилась Татьяна ДЕРНОВА и попросила: – Нельзя ли поконкретнее, какие мероприятия готовятся?». Тарчанин под смешки из зала начал пояснять: «Песни, пляски, ансамбли, фотовыставки, фотозоны…».
Его коллегу из Тарского филиала ОмГПУ интересовало, когда в школы северных районов области придет Интернет, появятся ли там мобильные компьютерные классы. Министр напомнила, что один из нацпроектов как раз касается скорости Интернета. «К 2021 году каждая российская школа должна получить тот Интернет, который позволит полноценно организовывать образовательный процесс, – ответила Татьяна ДЕРНОВА и пояснила по второму вопросу: – Мы обновляем компьютерное оборудование в школах, но очень медленно, не теми темпами, какими это происходит вокруг. Это наша недоработка. И нацпроекты нам помогают, они направлены как раз на то, на что у регионов не очень доходят средства. Когда течет кровля, сложно направить деньги, выделенные на нее, на новые компьютеры».
О личном
Один из вопросов касался разграничения профессиональной деятельности учителя и его личной жизни. Студентка попросила министра расставить приоритеты: что важнее — выдача материала урока или внешний вид учителя. Татьяна ДЕРНОВА не стала углубляться в тему одежды и давать советы, в чем можно, а в чем нельзя ходить на уроки, она заметила, что конфликты просто так не возникают: «Если ты не хочешь конфликтовать, то способен уйти от конфликта – с учеником, его родителями, администрацией. Администрация – это не страшный зверь, который все время учителю что-то портит. Все зависит от человека, его поведения».
Руководитель студенческого отряда заметила, что сегодня в учебных заведениях несколько негативно относятся к ее коллегам, например, возникают проблемы с досрочной сдачей сессии. «Я за то, чтобы кроме учебы было море всего, – заверила Татьяна ДЕРНОВА и рассказала: – Просила известных людей посоветовать старшеклассникам, как выбрать учебное заведение. И мне понравился ответ Юрия Петровича СОЛОВЬЯ из Омской юридической академии, который сказал: «Ребята, смотрите, что происходит в вузе или колледже после обеда». Если жизнь бурлит: есть и стройотряды, и клубы, то это замечательное учебное заведение. Если в первую половину учеба, а дальше пустота — это плохой вуз. Я двумя руками за вторую часть вашей жизни, кроме учебной». Ответив, Татьяна ДЕРНОВА попросила студентку после мероприятия назвать ей адреса учебных заведений, где не любят студенческие отряды.
18 часов – не мало ли?
– Не секрет, что многие преподаватели берут дополнительные часы, чтобы получать более высокую зарплату. При этом норматив — порядка 18 часов в неделю. Считаете ли вы актуальным его на данный момент? – спросил у министра представитель факультета математики, информатики, физики, технологии. «Считаю. Кто-то же его подсчитал с точки зрения нагрузки, тем более что дальше идет масса всего остального и в сумме набирается 36 часов, – ответила Татьяна ДЕРНОВА и заметила: – Зарплата зависит о результативности. Когда я работала в школе, у нас учитель английского языка никогда больше 20 часов не брала. Но это был звездный учитель, и результаты позволяли ей получать из фонда стимулирования соответствующую сумму. Она получала те же деньги, но не за счет количества часов, а за счет результативности. Система позволяет это делать. Раньше, когда я начинала работать, зарплата формировалась по-другому». Татьяна ДЕРНОВА призналась, что самая пиковая нагрузка у нее в школе была перед уходом в декретный отпуск – 36 часов, а самой комфортной она считает 24 – 26 часов в неделю.
Когда студентка факультета культуры и искусств ОмГУ уточнила, как министр относится к семейному образованию, министр образования заметила, что право обучать ребенка на семейной форме содержится в законе, а дальше родитель сам определяет, что для его детей лучше. «Я беру на себя ответственность, забирая ребенка из школы и организуя ему учебный процесс по-другому. Я все просчитал и понял, что для нас это лучший вариант. Если я понимаю, что моему ребенку лучше и интереснее в обычной школе, то он учится там», – проиллюстрировала правильную логику при выборе формы обучения министр. Она заметила, что ее детям (сейчас уже взрослым) семейное образование не подошло бы, а вот племяннице было бы показано, но когда она училась, такой формы обучения еще не существовало.
Точки молодежного пространства
Последний прозвучавший на «Диалоге» вопрос коснулся отсутствия в Омске молодежного творческого пространства. Оказалось, что Татьяна ДЕРНОВА уже думает над этой проблемой и даже имеет на примете несколько территорий, где можно организовать подобное. Она привела в пример улицу Либкнехта: «Если молодежь все равно там собирается, значит, просто нужно создать условия, чтобы эти сборы были более цивилизованными, более интересными. Это замечательное место – рядом нет жилых домов, вы никому не мешаете. Есть еще три точки, но озвучивать их пока не буду. Обсуждаем. Одна из них мне нравится больше всего, я считаю, что ее оживить может только молодежь. Мы, взрослые, отработав, идем домой. В театры ходим, но особо не передвигаемся по городу, а вы вечерами гуляете, общаетесь, творите. Немного подождите, и я ее озвучу».