Омская туристка о сюрпризах отдыха на Неаполитанском побережье.
Итальянский город Сорренто давно вошел в жизнь россиян: старинную песню «Вернись в Сорренто» когда-то прославили Робертино Лоретти и Анна Герман, а в современной истории название городка зазвучало благодаря популярной песне «Поздний вечер в Сорренто».
Именно музыкальный нюанс стал решающим при выборе места отдыха в несезонный апрельский период несколько лет назад: посчитала, что для романтичной натуры – про возраст в отпуске забываем! – лучшего варианта не найти. Так и оказалось.
Сюрпризы следовали один за другим, причем не только музыкальные. Надеюсь, эти заметки покажутся интересными другим романтикам, и они настроятся на неаполитанскую волну. А еще, быть может, увлекут и прагматиков – и они поверят, что в жизни все-таки есть место чудесам!
Пишите письма
Три раза перечитала письмо – двести евро. Черным по белому: «Рады предоставить вам номер с видом на море за двести евро в сутки...» Ох! Однажды в римском отеле на мои стенания по поводу маленького номера портье заметил: «В Риме надо смотреть на Рим, а не на номер». Так что же, я еду в Сорренто, чтобы любоваться номером? Надо полагать, очень просторным за такую цену.
Кроме этой виллы, фотографии которой в Интернете мне очень понравились, я написала по электронной почте письмо и в другой отель, более стандартный. Ответ с виллы пришел первым. Но увидев цену (почему раньше прайс-лист не нашла?), я отправила отказ.
«Синьора, назовите ваш бюджет, и мы постараемся пойти вам навстречу», – написал на следующий день сам владелец виллы по имени Андреа.
«Мой бюджет — сто евро за сутки с завтраком», – выдала я через день, оценив стоимость номеров в других отелях и свои возможности.
«Мы можем предоставить номер с видом на сад за 130 евро, но без завтрака, так как все номера являются апартаментами с кухней», – пришел скорый ответ.
Опять вздохнула! Готовить в отпуске я не хотела ни при каком раскладе, а завтрак в итальянском кафе – удовольствие не из дешевых. Потому села за новое письмо с отказом: «Уважаемый Андреа, 130 евро без завтрака для меня тоже дорого. Понимаю, что рассчитывать на еще большую скидку не могу. Мне было очень приятно общаться с вами. Потому хочу подарить вам стихотворение русского поэта Николая Гумилева «Жираф», которое я только что перевела на итальянский язык».
Сама не знаю, почему решила это сделать. Меня переполняли эмоции! Красивый перевод получился: «Lontano, lontano nel Lago di Ciad / Passeggia la bella Giraffa....» – «Далеко, далеко на озере Чад / Изысканный бродит жираф...». В каждой строчке звучала мелодия, хотелось со всеми поделиться. Отправила подарок на виллу и в тот же день забронировала гораздо дешевле номер в стандартном отеле. А через два дня – новое письмо от Андреа: «Синьора, вы очень интересный человек! Мы предоставим вам номер за ваш бюджет…»
Так что, пишите письма! Непосредственное обращение в отель – с уточнением цены или вопросом раннего бронирования – почти всегда гарантированная индивидуальная скидка. Конечно, не столь значительная, как случилось в Сорренто, но вполне ощутимая: бывало, она составляла от десяти до двадцати процентов.
Исторические встречи
Через три месяца после переписки я оказалась в Сорренто. Вилла мечты – здание 19 века, на утесе над Неаполитанском заливом, в двух минутах от центра города и в то же время в укромном переулке, куда не доносится шум проезжающих автомобилей. Витражные окна, мраморные лестницы и скамейки… Не могла поверить!
В мой приезд на вилле гостила Франческа, мама Андреа, проживающая в Тоскане. Узнав, что я из России, она поведала, что ее семья тоже имеет русские корни. Их родственницу в 1917 году в пятилетнем возрасте вывезли из Санкт-Петербурга. Родители той девочки были знакомы с членами знаменитого рода Оболенских. И показала сохранившуюся старинную ее фотографию. О, испытание для русской души!
После исторического восторга на иные неожиданности уже не рассчитывала. И напрасно.
– На вилле русская работает горничной, – еще при первой встрече сообщил мне Андреа.
– Сеньора, вы итальянка, – обратилась я спустя несколько дней к женщине, пришедшей убирать мой номер. – Нет? Значит, русская. Давайте знакомиться.
– Ирина, – улыбнулась она в ответ, но тут же внесла корректировку: –Я родилась в России, но уже давно переехала жить на Украину. – И через мгновение в голосе зазвучал металл: –Россия – нищая страна, там жить невозможно...
– Получается, я из нищей страны приехала на итальянский курорт отдыхать. А вы из богатой уже семь лет приезжаете сюда работать. Где же логика?
Вопрос ушел в пустоту. Вместе с Ириной, которая ушла убирать другой номер. К счастью, больше встреч с ней не случилось.
А с синьорой Франческой мы несколько дней провели в приятном общении – говорили об истории их рода и наших стран, о поэзии и литературе.
Бывает же: одно стихотворение – и столько сюрпризов! А кто сказал, что подобное возможно лишь за стихи? Каждый может отличится по-своему!
Синяя сказка
– Фотошоп?! Или выдуманная и нарисованная картинка?! Как же сложно поверить, что это настоящие виды! – в унисон восхищались друзья, глядя в Интернете на мои фотографии Неаполитанской ривьеры.
Виды на залив и вулкан Везувий – это, честно, исцеляющая от всех тревог красототерапия! А терраса моей виллы оказалась вообще удовольствием «три в одном»! Кроме красивых видов еще и водные процедуры – большой бассейн, и солнечные ванны – повсюду шезлонги.
Не только вилла, но и многие отели в Сорренто расположены на утесах – берег у этого города, увы, в основном скалистый. Но это абсолютно не уменьшает его пляжного великолепия. В скалах сделаны лифты – спускаешься и сразу на пляжные мостки, выходящие в море. Все удобства: лесенки в воду, шезлонги, барные стойки, кабинки для переодевания, санитарные объекты.
А кому лучше отдыхать на обычном пляже, надо лишь пройти вдоль берега, подальше от центра. По старинным улочкам, сквозь арочные повороты, мимо расписанных стен, под лимонными деревьями…
Однако кто бы какое местечко ни выбрал – терраса на утесе, шезлонг на мостках, пологий пляж каждый однозначно станет участником известной старинной игры «море волнуется три – на месте замри»! Потому что невозможно оторвать взгляд от Неаполитанского залива!
Какой цвет! Ультрафиолет, лазурь, нежно-голубой, перламутровая дымка! Сколько же оттенков синего?!
И Горький, и Голливуд
– Буря, скоро грянет буря! – очумело повторяла я горьковские строчки из «Песни о буревестнике», поднимаясь по ступенькам острова Капри с причала к центральной площади, а следом к вилле Максима Горького.
Палящее солнце, нескончаемые ступеньки, ни сантиметра тени – ни деревца, ни навеса… Двадцать минут, сорок… Как же Горький каждый день здесь ходил? Нет, точно после такого подъема у его родились строчки о грядущей буре!
Однако дома выяснилось, что с бурей я ошиблась: «Песнь» была написана за пять лет до приезда писателя на Капри. А первый вопрос так и остался неясным.
Спускалась я уже на фуникулере – второго ступенчатого похода мои ножки и душа не выдержали бы. Конечно, и вверх можно было подняться на современном транспорте, но… мы, комсомольцы, без трудностей не можем! Тем более, направляясь в гости к пролетарскому писателю!
Кроме Капри, куда из Сорренто каждый час ходят кораблики, есть и другие маршруты для отпускных впечатлений. На электричке до Помпеи — окунаешься в сумасшедшую древность, которую не описать, а надо только каждому прочувствовать. Еще до Неаполя – посетить старейший европейски оперный театр «Сан Карло».
И обязательно – городок Позитано! Из Сорренто всего полчаса на автобусе по горному серпантину. Знаменитое место, где бывали Дягилев, Нижинский, Нуреев, где снимались фильмы «Под солнцем Тосканы», «Талантливый мистер Рипли».
Пока спускалась на знаменитый пляж с «высокогорной» остановки, испытала первый шок – от лимонов размером почти с футбольный мяч! Вообще лимонные рощи на побережье повсюду. Но таких, как здесь, нигде больше не видела.
А только спустилась и успела сделать пару фотографий, как разразился ливень. В первую минуту ринулась вверх – к остановке, а потом остановилась: как уезжать? Зачем? Пошла в кафе на пляже и заказала бокал вина: любоваться морем в дождь так романтично.
– Ваш заказ, – вывел из грез голос официанта. Я подняла глаза и чуть не поперхнулась – на подносе вместе с бокалом вина лежала роза. – Это мой коллега передал, он в вас влюбился, – поспешил объяснить молодой человек.
– Кто? Где? – оглянулась в сторону, куда он показал рукой, и чуть не упала со стула: мне улыбался старичок-миллионер из фильма «В джазе только девушки»!
Вот сюрприз! То ли смеяться, то ли… Нежданно и в Голливуде побывала!
Музыка и гастрономия
В Сорренто очень почитают великого итальянского тенора Энрико Карузо. Он бывал в городе – отдыхал и выступал. Здесь он провел последние два месяца – будучи уже тяжелобольным после возвращения из Америки.
В честь знаменитого земляка одну из улиц назвали его именем. А еще в городе открыли уникальный Ristorante Museo Caruso.
Хотя Неаполитанское побережье в гастрономическом плане связывают в основном с Pizza Napolitana – пышной лепешкой, сожженной почти до черноты в дровяной печи, и с правильным соусом из итальянских томатов сорта «слива» (да, такой традиционный рецепт), но меня она не впечатлила. В отличие от музея-ресторана.
Владелец ресторана, большой ценитель таланта Карузо, собрал коллекцию из вещей и предметов, имеющих отношение к жизни певца. Архивные фотографии, карикатуры его авторства, афиши выступлений украсили интерьер залов. И музыка здесь звучит соответствующая: песни из его репертуара, и о нем.
«Нет, это не певец, не голос, это – чудо. Не будет другого Карузо в течение двух, трех веков. А может быть, и никогда…» – эти слова британского писателя и редактора Томаса Берка открывают меню необычного ресторана-музея. А среди блюд кухни есть те, которыми тенор-гурман любил потчевать своих гостей.
Все нюансы уникальной культурно-гастрономической концепции сделали ресторан-музей тем местом, где хочется побывать еще раз.
Значит, стоит вспомнить известную песню и вернуться в Сорренто!
P.S. О «потерянной голове»
Про Энрико Карузо ходит много баек. Рассказывают, что однажды в начале карьеры он выступал на сцене небольшого городка и был освистан, зрители даже запустили в него кочаном капусты. На что певец заметил:
– Ого, кто-то уже потерял голову из-за моего пения!
А может, это было в Сорренто?! Еще веселый нюанс в копилку романтичного путешествия!
Татьяна КРАВЕЦ