В основном изменения касаются департамента имущественных отношений, чьи полномочия распределены между другими подразделениями.
В среду, 6 февраля, на заседании Горсовета депутаты проголосовали за изменение организационной структуры мэрии Омска – 37 поддержали, один воздержался. Проект внесла на рассмотрение в ГС мэр города в конце прошлого года. Позже его обсудили во всех парламентских комитетах.
Разработкой проекта занимались вице-мэр, управляющий делами горадминистрации Олег ЗАРЕМБА, заммэра, директор департамента правового обеспечения и муниципальной службы Андрей ПОДГОРБУНСКИХ и его заместитель Светлана КОПЫЛОВА.
В пояснительной записке к проекту отмечается, что в новой структуре мэрии сохраняется общее количество структурных подразделений горадминистрации и заместителей мэра. Остается один первый зам, пять замов главы города, 27 подразделений: пять администраций округов, 16 департаментов, три управления, аппарат мэра и два отдела.
Вводится должность вице-мэра, директора департамента архитектуры и градостроительства, который будет заниматься формированием и реализацией единой политики в сфере градостроительства, архитектуры и строительства.
Значительные перемены касаются департамента имущественных отношений. Исключается должность заммэра, директора депимущества. Его полномочия перераспределяются между директором департамента жилищной политики и руководителем департамента правового обеспечения и муниципальной службы. При этом из компетенции депимущества исключаются полномочия по формированию и предоставлению земельных участков и в сфере рекламы и дизайна. Они передаются в депархитектуры и управление делами мэрии. Новые задачи для директора депимущества требуют юридического образования, в связи с этим и были приняты изменения в руководстве этого департамента, пояснила глава города Оксана ФАДИНА.
Отметим, у ушедшего в отставку Дениса ДЕНЕЖКИНА экономическое образование, у нового руководителя депимущества Дмитрия МАХИНИ, перешедшего из министерства имущественных отношений, – юридическое.
Согласно новой структуре лично мэру будут подчиняться окружные администрации, аппарат мэра, департамент информационной политики, первый вице-мэр и пять заместителей. Регулируемые ранее главой региона департамент архитектуры и градостроительства и депстрой теперь будут в полномочиях нового заммэра, директора депархитектуры.
Первому вице-мэру, директору департамента городского хозяйства к ДГХ и департаменту транспорта добавится в управление департамент жилищной политики, принадлежавший ранее депимущества. У заммэра, управляющего делами администрации исключается из полномочий Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, которое вообще убирается из структуры мэрии.
Заммэра, директор департамента правового обеспечения и муниципальной службы будет руководить еще и департаментом имущества.
Увеличение штатной численности администрации не планируется. Все изменения предусмотрены за счет перераспределения служащих между подразделениями и использования существующих вакансий. Дополнительных расходов также не планируется.
Как напомнила Оксана ФАДИНА, изменения в системе управления городом она предложила еще в ноябре 2017 года в своей программе, когда проходили слушания с кандидатами на должность мэра.
– Уже тогда я определила семь приоритетов видения муниципального развития, одно из них обозначила с названием «Системный город». Очень важно было выстроить работу не только муниципального уровня и регионального, но и отмечалось, что не люди создают структуру, а структура формирует и предопределяет расстановку людей. Это было принципиально важно. В этом направлении я медленно, но верно шла. Очень мудрое было мнение у губернатора – не ломать структуру сразу, а поработать в ней и посмотреть, может, сложится новое мнение, — рассказала она.
В целом структурные изменения, по ее словам, связаны с выполнением национальных проектов:
– Спустя год работы в тех структурных рамках, которые были приняты на тот момент, у меня появилось стойкое ощущение необходимости перемен и совершенствования системы управления. Это особенно актуально сегодня, когда в стране началась реализация приоритетных национальных проектов. По некоторым из них мы уже работаем, а это требует качественно нового менеджмента и пересмотра функционального взаимодействия в структурных подразделениях. Поэтому я обозначила достаточно сложные задачи заместителям мэра, которые им предстоит решать начиная с 2019 года. Собственно, этим и было обусловлено внесение изменений в организационную структуру администрации Омска.
Изменения в структуре мэрии прокомментировал и председатель омского Горсовета Владимир КОРБУТ:
– Больше года городская администрация отработала с той структурой аппарата, которая досталась ей в наследство. Считаю вполне оправданным то перераспределение полномочий, которое произошло между заместителями мэра. Право руководителя сделать структуру более устойчивой. То, что эти изменения не приведут к увеличению численного состава муниципальных служащих, фонда оплаты труда, говорит о том, что изменения сделаны не для того, чтобы раздуть штат. На переход от одной структуры к другой дается два месяца.
Кроме того, глава города сообщила, что обновленный депимущества в ближайшем будущем внесет в Горсовет инициативу по решению ГС № 432, касающемуся скандального 108-го постановления по определению размера арендной платы за земельные участки, предоставленные предпринимателям в аренду без торгов.
– Это наболевший с 2015 года вопрос – отмененное уже постановление №108-п, которое вызвало дикий резонанс. Наши действия продиктованы тем, что обеспечивать балансировку бюджета, формировать плановые неналоговые доходы, когда в юридической плоскости непонятен регламент взаимоотношений с предпринимателями, которым идет начисление, – это достаточно сильная турбулентность бюджета в течение года, поскольку дебиторская задолженность становится практически неуправляемой и, более того, в большинстве случаев безнадежна к взысканию, а в некоторых случаях при судебных спорах грозит большими изъятиями из бюджета, – рассказала Оксана ФАДИНА.
По ее мнению, работать в таком контексте нельзя. Планирование должно быть эффективное, поэтому в департаменте должны де-юре понимать, какую норму законодательства формируют и как в ней дальше работать с оценкой всех возможных рисков.