По мнению экспертного совета Российского научного фонда одним из наиболее ярких достижений российской науки в 2018 году стали разработки ученых Омского государственного аграрного университета – выведение многолетней и фиолетовозерной пшеницы.
Об их плюсах, о том, как работает система роялти в омском растениеводстве, обозреватель «КВ» Анастасия ИЛЬЧЕНКО расспросила доктора сельскохозяйственных наук, профессора кафедры агрономии, селекции и семеноводства Омского ГАУ Владимира ШАМАНИНА.
– Владимир Петрович, как появилась идея создать такие необычные сорта пшеницы?
– Мы уже более 20 лет сотрудничаем с международным Центром улучшения кукурузы и пшеницы (СИММИТ). Прежде всего работаем над получением экологически чистой продукции, которая будет пригодна для здорового питания, т.е. при выращивании которой не используются химические препараты. В связи с глобальным потеплением появляются новые болезни, вредители, и чтобы получить хороший урожай, надо посевы обрабатывать фунгицидами не один, а два-три раза за сезон. Если не делать этого, то потери урожая достигают 30 – 50 процентов и более, а в зерно пойдут токсины. В Омской области раньше не было стеблевой ржавчины, в последние 10 лет проявляется практически ежегодно. В 2015 – 2016 годах мы из-за нее недобрали более миллиона тонн зерна. Во времена холодной войны стеблевая ржавчина использовалась как биологическое оружие: можно было над СССР сбросить всего 400 грамм ее спор, и страна бы осталась без хлеба. И только сейчас мы создали сорта «Элемент 22», «Столыпинская 2» с комплексной устойчивостью к бурой и стеблевой ржавчине. Недавно президент РФ подписал указ об органическом земледелии, т. е. о производстве биологически чистой продукции, без использования химических средств защиты. Наши сорта пригодны для органического земледелия.
– Указ вышел недавно, а вы занимаетесь этим уже много лет…
– Селекционер должен стратегически мыслить, просчитывать на 10 – 15 лет вперед, каким будет рынок, ситуация, климат, в каком направлении может пойти эволюционный процесс. Я в книге «Стратегия и тактика отбора в селекции растений» проанализировал климатические условия за последние 50 лет: в целом среднегодовое потепление составляет 0,03 градуса. У нас за последние полвека среднегодовая температура выросла и сейчас составляет плюс 1,8 градуса. Если раньше стерню запахивали, то теперь применяют энергосберегающие технологии, в результате она остается на поверхности, и на ней выживают все грибковые болезни, которые и уносят урожай. И мы работаем над генетической защитой пшеницы.
– Как давно вы начали работать над фиолетовой пшеницей?
– Этой проблемой мы занимались еще в 90-е годы, но в то время это было неактуально, три года назад возобновили исследования. Сделали акцент на так называемые антоцианы – биологические соединения, защищающие растения от ультрафиолета, засухи, засоления, низких температур. Человеческий организм не вырабатывает антоцианы, а они гасят свободные радикалы, которые могут вызывать раковые заболевания, снижают иммунитет, зрение. Мы в основном получаем антоцианы из овощей, ягод, фруктов. Они есть и в краснозерных сортах пшеницы, но в фиолетовозерных их существенно больше.
– Каких результатов удалось добиться за три года?
– Чтобы «поймать» гены, нужен длительный срок, но мы использовали генетические маркеры и сразу отобрали растения с нужными генами. Передали их на наши сорта «Элемент-22», «ОмГАУ-90», алтайский – «Тобольская», североказахстанский – «Айна», которые хорошо адаптированы к сибирским условиям и имеют много положитель...
Полную версию материала можно прочитать здесь.