С благоустройством Зеленого острова и улицы Бударина дела обстоят глаже.
16 апреля состоялось заседание архитектурно-градостроительного совета под руководством мэра Оксаны ФАДИНОЙ. Обсуждение прошло в режиме видеоконференции, участие в которой приняли 52 человека (вместе с журналистами). Дискуссия шла по поводу благоустройства трех проектов – Зеленого острова, улицы Бударина и Театральной площади. Концепции представляли сами авторы. Затем следовало внесение предложений и озвучивание критических замечаний.
Зеленый остров
Проект Зеленого острова Андрея СЕРГЕЕВА, разработанный с участием мнений омичей, в целом пришелся по вкусу членам совета. Сейчас, как подчеркнула градоначальница, идет этап «осмысления». Дальнейшие заседания позволят проработать детально конкретные замечания. Строительные работы на Зеленом острове начнутся в этом году. Благоустройство должно быть выполнено в течение трех лет по федеральной программе «Формирование комфортной городской среды» в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда».
Проект предполагает максимальное сохранение природного ландшафта. Помимо рекреационной будут выделены зоны для занятий спортом, проведения культурно-массовых мероприятий, фудкорт, детская площадка с аттракционами. Рассматривается возможность установки колеса обозрения и аэротрубы. Будет усовершенствована система велодорожек со специальным покрытием. Для пешеходов планируется организовать по парку маршрут по «Экотропе», разбитый на станции («Пойменный лес», «Ссыпной берег», «Затон») с целью экологического просвещения. В холодное время года, помимо традиционных катков, обустройства лыжных трасс, снежных городков и скульптур, для жителей в зоне набережной предусмотрены теплые павильоны с инфракрасными панелями на потолке.
Планируются работы по ликвидации подтопления южной части парка со стороны набережной Тухачевского. Также возможна закладка дренирующих труб для поступления воды из основного русла Иртыша во внутреннюю акваторию слева от яхт-клуба, что позволит предотвратить ее заиливание.
После сорокаминутного выступления СЕРГЕЕВА, экстравагантно говорящего в микрофон, установленный на большой банке с цветными карандашами, посыпались вопросы. Депутата городской думы Юрия ФЕДОТОВА интересовало, почему в проекте не учтено предложение омичей связать парк с островком напротив открытого бассейна – зимой там можно было бы прокладывать по льду лыжную трассу. Автор объяснил, что не видит смысла замыкать объекты в единый пешеходный променад:
– Мы не хотели летом делать связи с тем островом. Хотелось его оставить необитаемым, как символ. Это фактически единственный оставшийся остров. Учитывая, что сейчас малый полуостров за яхт-клубом не освоен, давайте его сначала приведем в порядок, а потом будем думать о мостах.
Обсуждалось и отсутствие связи парка с территорией Советского округа. Но СЕРГЕЕВ ответил, что не хотел перегружать ту часть трафиком.
Архитектор Никита ШАЛМИН заметил, что в концепции очень много разрозненных деталей – локальных решений, зон, подзон, которые находятся в отрыве от всего замысла. Вернее, самого замысла эксперт так и не обнаружил:
– В проекте очень много деталюшечек, а идеи или пластического образа, который бы собрал все и превратил в хороший объект, пока не просматривается. У предыдущих авторов была такая же ситуация. В итоге это привело к неиспользованию территории. Как бы и здесь такой беды не получилось! С одной стороны, объект большой, но с другой – камерный. Здесь нужна одна крупная идея, затрагивающая весь остров. А к ней уже подстраивать детали. Пока же все детали живут своей жизнью и в гармоничное целое не вписываются. Для такого места проект должен быть идеальным! Сейчас он напоминает решение проблем сегодняшнего дня, а мы должны глядеть в будущее.
Как это ни странно, но другие участники совета, напротив, сочли, что проекту как раз не хватает мелких особенностей, эдаких фишек парка. «Конечно, лучше было бы провести конкурс, чтобы произошло столкновение идей, но мое отношение к Зеленому острову не революционное, а эволюционное, без дополнительных эмоциональных всплесков», – парировал СЕРГЕЕВ.
Зато проект пришелся по душе мэру. Оксана ФАДИНА похвалила четкое разделение парка на зоны. Она сообщила, что департамент имущества выясняет, какие земельные участки есть на Зеленом острове и кто ими владеет. С ними будут работать отдельно. Как и с недостроями, и прочими неприглядными сооружениями, соседствующими с парком. Архитектор Андрей СЕДАЧЕВ подтвердил, что есть проблема:
– Зеленый остров – единственная более-менее живая рекреация, которая осталась в городе. Я бываю там через день и меня сильно раздражает история с эко-деревней! Можно ее убрать оттуда? Это какое-то безумие! Большого криминала в ней, конечно, нет, но как они там живут! Они же сливают стоки прямо в парк! Это неприемлемо.
ФАДИНА согласилась:
– Это не только вопрос эстетики, но и санитарии. Мы уже посмотрели с департаментом имущества собственников участков, будем прорабатывать эти вопросы, да.
Сошлись на том, что и с ларьками у входной группы надо разбираться, и с заброшенным велокафе, и со спа-центром, чьи хозяева не желают приводить в порядок здания, поскольку вынашивают затею их продать.
Зеленый остров будут развивать в рамках муниципально-частного партнерства, городская администрация уже подыскивает инвесторов. ФАДИНА объяснила, что проект будет дорогостоящим и вся нагрузка не может лечь на плечи властей:
– Если мы хотим выдержать соотношение «цена – качество – красота», хотим за три года получить для себя обновленную жемчужину, то без привлечения стороннего финансирования мы не обойдемся. Мы должны предложить что-то инвесторам. Клиентоориентированность, количество посетителей парка должно быть больше, чем до благоустройства.
Бударина
Следующей темой для обсуждения стало благоустройство улицы Бударина. Мэр признала, что исполнение проекта вызвало немало нареканий со стороны общественности – впрочем «Коммерческие Вести» весьма подробно освещали сопутствующие скандалы:
– Вторая очередь улицы Бударина с переходом на Щербанева – это работа над ошибками. Мы переформатировали работу. Для меня сейчас важно грамотно прописать ТЗ и оперативно зайти в торги. Подрядчику нужны хорошие погодные условия, чтобы сделать работы качественно. Процесс торгов с учетом заключения контракта – 40 дней. Хотелось бы, чтобы подрядчик уже в июне зашел на объект, учитывая наше сибирское лето.
Реконструкция набережной вдоль улицы Щербанева – один из этапов создания пешеходной, автомобильной и велосипедной связи между Комсомольским и Фрунзенским мостами. Работы на этом направлении будут финансироваться из трех источников: программы – «Формирование комфортной городской среды», национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и с участием внебюджетных инвестиций.
Работы пройдут в три этапа: благоустройство набережной от Комсомольского моста до дома № 3 по улице Чехова, благоустройство набережной вдоль этого дома (включая строительство автомобильной дороги от улицы Щербанева до улицы Краснофлотской) и благоустройство территории вокруг здания по адресу: улица Чехова, 3.
Проект был разработан на основе концепции архитектурного ателье «Рим». В этом году на набережной установят лавочки, качели под навесом и выполнят озеленение. В следующем году при благоустройстве будет задействован и другой берег Оми. Проект представил архитектор Андрей СЕДАЧЕВ:
– Проблема с береговой территорией Оми на повороте. Мы вынуждены сделать проект берегоукрепления. Плюс в этом узком месте масса сетей, которые недавно сделаны. Мы должны придумать схему их сохранения. На самом деле ситуация с сетями на этом склоне тяжелая. Теплотрасса находится в нижней части, и никуда деть мы ее не сможем. Мы предполагаем, что будем ее нивелировать: работать с откосами и делать футляры – это максимум, что мы можем сделать в этом случае. Проект усложнился дорогой и ушел на 2021 год.
Требуется согласование с ресурсоснабжающими организациями для размещения велодорожек и смотровых площадок с учетом размещения сетей. Вопрос сейчас прорабатывается. «Прикроем красотой теплотрассу», – резюмировала градоначальница.
Театральная площадь
Наибольшее количество замечаний вызвал проект благоустройства площади у Музыкального театра от ООО «Престиж-ЛТФ», выигравшего контракт на 1,67 млн. рублей. Перед тем как дать слово разработчикам, мэр призналась:
– Честно говоря, территория для меня уже выстраданная. Хочется, исходя из названия «Музыкальный театр», чтобы территория звучала в унисон. Первый заход с точки зрения визуализации нас не очень удовлетворил.
Но и новый проект особого энтузиазма со стороны слушателей не вызвал. Проектировщики разделили территорию на шесть зон: площадь у фонтана, площадь перед театром, сквер со стороны улицы Думской, автомобильная парковка со стороны улицы Пушкина, сам музыкальный театр и пешеходная зона, охватывающая по периметру все перечисленное.
Площадь у фонтана предлагается дополнить двумя амфитеатрами, выполненными из бетона с деревянным настилом. С их появлением планируется решить проблему нехватки посадочных мест, что особенно актуально в летнее время при проведении уличных мероприятий. Фонтан предлагается снова сделать светомузыкальным. Разработчики отказались от размещения арт-конструкции в виде информационной стелы в пользу аккуратных рекламных стендов. Их они поставили так, чтобы реклама не раздражала прохожих и не отвлекала от основного здания, но при этом тактично информировала театралов о предстоящих событиях. Для сохранения газона пешеходные тропинки виртуально выложили поребриками и посыпали мелким гравием, в том числе превратив в дорожки стихийно протоптанные пути.
По обе стороны от театра предложено установить арт-объекты в виде скрипичного ключа и арфы, подсветить деревья. Тему музыкальности должны поддержать стилизованные под музыкальные инструменты элементы благоустройства: клумба в виде гуслей, скамейки, расположением повторяющие форму балалайки, а в скверике за театром разместить скульптуры музыкантов. Там же разместятся как традиционные лавочки, так и скамейки в виде округлых камней, большие качели-скамьи.
Исполнительный директор ООО «Престиж-ЛТФ» Михаил БУТЮГОВ объяснил:
– При разработке архитектурной концепции нами принято решение сохранить авторскую концепцию, но сделать ее более привлекательной за счет добавления малых архитектурных форм, выполнения подсветки фонтана, зеленых насаждений, современной уличной мебели и других решений. Мы отталкивались от тематики самой площади, от Музыкального театра, стилизованного под рояль. Считаем, что эти арт-объекты дополнят концепцию. Формы можно использовать как фотозоны.
«Рояль – это сильно, конечно», – поиронизировал Никита ШАЛМИН, предложив сделать амфитеатровую часть более овальной, чтобы оправдать ее назначение, а тумбы под рекламные вывески сделать все-таки более заметными.
Главный архитектор ИТП «Град» Ирина СТУКАНЕВА раскритиковала выбор материалов:
– Не только элементы благоустройства, материалы тоже важны. И камни, и музыканты, и арт-ключи с плиткой бетонной придадут кустарный вид площади, совсем не городской. Музыканты, кстати, фантомасов напоминают... Бетон нельзя использовать в столь знаковом месте! Материалы нужно пересмотреть. Я понимаю, что это ведет к удорожанию проекта, но Музыкальный театр – слишком ответственное место. На Театральной площади нужно применять те материалы, которые использовались в сквере перед мэрией. Стилистику менять нельзя, эти объекты находятся слишком близко друг к другу.
Арт-объекты не пришлись по вкусу и архитектору Леониду ГУСЕЛЬНИКОВУ:
– Скульптуры, конечно, не в бровь, а сразу в глаз. Если музыка, то вот вам скрипичный ключ и музыканты. Можно как-то более гибко к теме подходить? Идеи могут быть ведь и на уровне восприятия. Тоньше надо работать. Омичи и так знают, что это музыкальный театр. У нас в городе есть хорошие скульпторы, не стоит покупать пластиковые фигуры из типового каталога. Для центрального места города они не подойдут! Подсветка также не уместна, она слишком яркая и вызывающая, а это место монументально. Одна елочка красная, другая зеленая, третья – фиолетовая. Мы долго привыкали к красной крыше музыкального театра, а теперь вы хотите вводить такой же контрастный цвет в благоустройство площади! В сквере, мне кажется, недостаточно режиссуры. Раз мы называем его рекреационной зоной, то кроме транзитной функции должно появиться еще что-то. Как раз тема льющейся музыки и должна там найти свое отражение.
Андрей СЕРГЕЕВ поддержал коллег:
– Нужно меньше цвета, меньше разных материалов, меньше визуального шума! Должна использоваться нейтральная, монолитная подложка – из единого материала. А тут детали некоторые выпадают.
Подтвердил это и председатель Омского отделения Союза художников России Андрей МАШАНОВ: «Арт-объекты неубедительны, тем более скульптуры музыкантов».
Согласилась с этим и мэр Омска, отметив, что некоторые детали представленного проекта слишком простые, утрированные:
– Как-то это, гм, колх... излишне фольклорно, скажем так. Я посмотрела эскизные решения, и ничто так не задело, как фигуры музыкантов. Они у меня до сих пор в глазах стоят… Мне кажется, должны быть элементы, которые делают намек на связь с театром, но не выносят жизнь театра на прилегающую территорию. И да, в центре города действительно получается лоскутное одеяло, какой-то пэчворк… (имеется в виду разношерстный выбор материалов близлежащих оищественных пространств. – Прим. авт.)Я очень переживаю за эту территорию. Мне очень хочется, чтобы наша работа людям нравилась. Все остальное – сроки, контракты – это важно, но это уже наша работа, мы сделаем ее закадрово.
«Спасибо за комментарии. Мы все учтем. Над проектом работаем всего две недели», – интеллигентно ответил на шквал критики БУТЮГОВ. «Это заметно», – мрачно констатировал старший коллега ШАЛМИН. Попеняли новому подрядчику и на то, что он совсем не учитывал удачные находки своих предшественников – Сакена ХУСАИМОВА, например.
До 10 мая предстоит дошлифовать проект, чтобы успеть выставить на торги осуществление строительно-монтажных работ. Решено собрать внеплановый архитектурно-градостроительный совет в конце апреля, чтобы еще раз обсудить многострадальный проект благоустройства Театральной площади.