Проект генплана города чрезвычайно рафинированно обсудили в узком кругу.
28 января в ресторане «Клуб деловых людей» состоялся открытый диалог между органами власти и представителями бизнеса: «Генеральный план города Омска и стратегия развития Омской области». Правда, заявленные в списке участников заместитель председателя Правительства Омской области Дмитрий УШАКОВ, мэр Омска Оксана ФАДИНА, президент РОО «Омского областного союза предпринимателей» Димитрий ГАЛАВАНОВ и мероприятие проигнорировали. Профессиональные юристы, архитекторы (за редким исключением вроде Никиты ШАЛМИНА) – тоже.
В итоге на протяжении часа руководитель ООО «Институт территориального планирования «Град», разработчика нового генплана, Анна БЕРЕГОВСКИХ читала лекцию о том, что сам по себе обсуждаемый документ не в силах обеспечить комплексное развитие города:
– В генплане можно лишь уточнить местоположение объектов, которые предусмотрены на региональном и муниципальном уровнях. На федеральном уровне решаются вопросы, например, размещения аэропорта. Суть же красной линии – разделить территории общего пользования, публичные территории от приватных, на которых может располагаться жилая застройка, располагаться бизнес.
Говорила прозрачные вещи о том, что власть должна делать жизнь людей комфортной, а генплан без консолидации власти и бизнеса бесполезен:
– Генплан в рамках муниципальных полномочий не справляется с задачами. Нам важно понять, как объединить усилия и сформулировать целеполагание. Концепция пространственного развития Омска уже отдана заказчику. Она включает в себя весь комплекс задач стратегии социально-экономического развития Омска.
БЕРЕГОВСКИХ сообщила, что «Градом» был проанализирован жилой фонд за последние годы:
– Жилищное строительство находится на очень-очень низком уровне, совсем не на том, на котором должно. Оценили состояние жилья, выделили ветхое, аварийное, проанализировали инфраструктуру домов. Выделили территории, на которых в первую очередь нужно проводить реновацию. Очевидно, что сейчас наиболее развит центр Омска, а его периферии – слабо. Это влияет и на транспортное состояние, и на сферу услуг.
Начальник управления градостроительства и архитектуры регионального минстроя Оксана СПИРИНА пустилась в воспоминания:
– Многие помнят, как утверждался генплан 2007 года. Проектировщикам было предложено два варианта – оптимистический и пессимистический. Второй предполагал сокращение числа жителей и темпов жилищного строительства. Первый был, конечно, грандиозный, предполагающий увеличение численности жителей до 1,3 миллиона с колоссальной застройкой территории ввысь и верх, строительством инженерных коммуникаций, мостов, развязок. На практике оказалось, что мы не совпали с реалиями бюджета. Большая часть жителей стала заложниками этой ситуации. Конечно, нам хотелось пойти по оптимистическому пути... Сейчас мы находимся уникальном этапе: нами накоплен некоторый опыт, у нас на руках одновременно все стратегические документы, а значит, мы можем учесть ситуацию на всех уровнях, учесть все предложения. Проект генплана не должен быть результатом научных, кулуарных разработок, должны быть услышаны мнения общественности.
Николай ЛИЦКЕВИЧ, президент Союза строителей Омской области развил банальную мысль о том, что любой город начинается с производственных сил, а «потом уже все остальное». С этим все любезно согласились, как водится, не вдаваясь в подробности.
С единственным дельным, не абстрактно звучащим предложением выступил упомянутый архитектор Никита ШАЛМИН, призвавший обратить внимание на историческую составляющую города:
– Исторические здания – большой ресурс для предпринимательства, для экономики города, привлечения внимания, увеличения комфортности города, очень недооцененный у нас. До 90-х годов мы обладали статусом исторического поселения. При развале Союза в нашем городе не написали письмо в Минкульт, чтобы восстановить статус. Между тем исторические поселения финансируются из федерального бюджета. Потенциал – очень большой. Не забывайте, что в следующем году юбилей Достоевского. А у нас есть подлинные, уникальные объекты с ним связанные. Как раз с этим мы и можем заявиться на участие в программе.
ШАЛМИН корректно напомнил присутствующим, что общественные собрания – это, разумеется, славно, но все же негоже забывать о профессиональных градостроителях, которых, по идее, необходимо спрашивать о представлениях по поводу генплана в первую очередь.
Загвоздка в том, что делегированные на мероприятие чиновники средней руки своими пространными речами не смогли внести ясность в совместные планы, как и парировать претензии участников, внятно ответить на конкретные вопросы. Так, уполномоченный по правам предпринимателей в Омской области Юрий ГЕРАСИМЕНКО поинтересовался, когда состоится следующее заседание инвестиционного совета, на котором можно было бы более предметно обсудить разработку генплана с его непосредственными заинтересантами – местными предпринимателями. Заместитель директора департамента архитектора и градостроительства Кирилл БРЮХОВ не смог сориентировать омбудсмена.
Как не сумел успокоить руководителя Ассоциации перевозчиков Западной Сибири «Автодор» Николая АРТЕМЬЕВА, посетовавшего на то, что он полтора года не может ввести в эксплуатацию уже построенное здание на Герцена из-за того, что депархитектуры тормозит процедуру оформления документов:
– Мы тут все обсуждаем, что может быть сделано, а что нет. Давайте обсуждать конкретные проблемы. Нам отказывают во вводе в эксплуатацию то из-за того, что мешает красная линия, то из-за неправильного размежевания участка. Какая у города позиция-то? Если вы хотите, чтобы у нас были предприниматели, так помогайте. Через пять лет в Омске нас может и не остаться.
Светлана ГОНЕНКО, председатель некоммерческого партнерства «Лига профессионалов в недвижимости» подтвердила, что вопрос с красными линиями для предпринимателей стоит особенно остро:
– Процентов 30 улиц в городе, на которых расположены объекты недвижимости, перерезаны красными линиями. Предприниматели не могут из-за них осуществлять строительство, проводить реконструкцию помещений на первых этажах. Анна Николаевна (БЕРЕГОВСКИХ) объяснила нам, что красные линии лишь элемент стратегии, территориального планирования. Нужно смотреть комплексно, предлагать общие варианты решения.
Тем не менее БРЮХОВ весьма лихо стал отрицать наличие проблем и то, что чиновники за последние годы воспрепятствовали кому-то в оформлении документации. Респонденты «Коммерческих вестей», впрочем, скорее солидарны с АРТЕМЬЕВЫМ.
В марте состоится более предметное обсуждение изменений в генплан.