Бюджетной системе региона, нарастившей в прошлом году небольшой жирок, в ходе публичных слушаний пожелали успешно пройти в 2020 году проверку на прочность.
Надежда БОКОВАЯ
30 июня проект Закона Омской области «Об исполнении областного бюджета за 2019 год» прошел публичные слушания, а 9 июля Заксобрание приняло этот закон сразу во всех чтениях. Слушания впервые проходили в режиме видеоконференцсвязи, собрать участников в одном помещении организатор – профильный комитет Заксобрания – не смог из-за сохраняющихся из-за COVID-19 ограничений.
Третья часть бюджета – вливания из Федерации
Министр финансов Омской области Вадим ЧЕЧЕНКО, отчитываясь, сообщил, что Омская область стала привлекательнее выглядеть с точки зрения динамики поступлений – поднялась по темпу роста налоговых и неналоговых доходов с 74 места среди всех регионов России в 2018 году на 47 место по итогам 2019 года.
Доходы бюджета Омской области, составив за год 95,6 млрд. рублей, почти на треть (31 млрд.) сложились из безвозмездных поступлений. Две трети бюджета составили оставшиеся на территории налоговые и неналоговые доходы – 64,6 млрд. рублей. Для сравнения: у соседней Новосибирской области налоговые и неналоговые доходы в областной бюджет поступили в объеме свыше 125 млрд. рублей.
В целом же прошедший год для региона был «жирненьким» – например, налог на прибыль вырос на 9,6%, а платежи по упрощенке – вообще на 19,8%. 27% поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет Омской области обеспечили налогоплательщики из топ-10, на первом месте в десятке АО «АБ ИнБев Эфес», на втором АО «Газпромнефть-ОНПЗ», на третьем – ПАО «Сбербанк».
Кстати, в брошюре к отчету о бюджете, подготовленной областным Минфином к слушаниям, есть данные об объеме доходов, выпадающих в связи с предоставлением налоговых преференций. По 2019 году по прогнозным подсчетам это сумма порядка 870 млн. рублей. Более точная цифра станет известна в августе, когда свою отчетность сформируют налоговики. Для сравнения: в 2018 году из-за льгот по трем налогам – по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций и по транспортному налогу – выпадающие доходы областного бюджета составили без малого 1,5 млрд. рублей.
Социалка или инвесты
Исполнение по расходам сложилось на уровне 94,6 млрд. рублей. В расчете на одного жителя – это 49 тыс. рублей. В целом же министр выделил два ключевых направления расходования средств по итогам года – фонд оплаты труда работников бюджетной сферы (в расходах областного бюджета в прошлом году составил без малого 34 млрд. рублей) и реализация мероприятий национальных проектов, которые в 2019 году обошлись в 9,8 млрд. рублей. С учетом строящихся в рамках нацпроектов объектов баланс приоритетов в областном бюджете, надо сказать, несколько сдвинулся: если обычно растет одна социалка, а инвестиционные расходы стремятся к нулю, то в 2019 году пропорция другая. Так, рост расходов на социально-культурную сферу составил 7,7%, а расходы на отрасли национальной экономики выросли на 19,3%.
Из значимых сумм упомянуты были следующие: 2 млрд. рублей привлечено в период подготовки к российско-казахстанскому форуму на капитальный ремонт многоквартирных домов в городе Омске; 293,4 млн. рублей направлено на завершение реконструкции здания страхового товарищества «Саламандра», 276,6 млн. рублей – на завершение строительства детских садов в городе Омске в микрорайоне № 13 и по ул. Краснознаменная, 153,1 млн. рублей – на строительство жилого корпуса «Омского психоневрологического интерната» по нацпроекту «Демография», 138,8 млн. рублей – на консервацию объектов метрополитена, 316,3 млн. рублей – на обеспечение жильем детей-сирот.
Коронавирус спутал планы
Профицит, достигнутый по итогам года, а это почти 1 млрд. рублей, направлен на гашение коммерческих кредитов, и к 1 января 2020 года объем государственного долга региона сокращен до 41,5 млрд. рублей. Долговая нагрузка областного бюджета за 2019 год снижена с 69,1% до 64,2%. За год, как добавил министр, регион вернул бюджетные кредиты на сумму свыше 821 млн. рублей, а также погасил облигации 2014 года на сумму 1 млрд. рублей.
«Факт достижения определенного уровня устойчивости регионального бюджета особенно важен сейчас, когда испытывается на прочность вся бюджетная система страны», – отметил Вадим ЧЕЧЕНКО. Председатель профильного комитета Сергей ЖИРИКОВ поинтересовался, насколько обеспечена устойчивость областного бюджета сейчас – в условиях развития неблагоприятной экономической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции. Министр, понятно, ответил, что стоит задача избежать секвестирования бюджета и на настоящий момент все риски неисполнения расходных обязательств региона удается нивелировать. Выпадающие доходы, по его словам частично будут компенсированы за счет 1,6 млрд. рублей, которые регион должен был направить на погашение бюджетного кредита, но по решению Федерации от этого обязательства в текущем году освобожден. Кроме этого, Федерация во втором полугодии планирует распределить дополнительную нецелевую финансовую поддержку регионам. «Проведен анализ всех предусмотренных в бюджете расходных обязательств на предмет создания резервов для бесперебойного финансирования всех социальных обязательств, мероприятий национальных проектов, в том числе тех объектов, которые планируется построить в рамках адресной инвестиционной программы. Резервы формируются в первую очередь за счет отмененных в связи с коронавирусом мероприятий», – заверил министр финансов Омской области. В протокол по итогам мероприятия участниками слушаний решено внести рекомендации областному правительству, связанные с необходимостью выполнить все условия соглашений, заключенных с Министерством финансов РФ, и проработать вопросы привлечения дополнительной федеральной поддержки.
Голос из Муромцева
В конце слушаний с предложениями в сфере межбюджетных отношений к микрофону традиционно подключаются представители муниципальных образований. На этот раз выступали участники от Любинского, Шербакульского и Тюкалинского районов, но наиболее примечательным, как стало известно «КВ», было выступление мэра Муромцева Федора ГОРБАНИНА. «Когда я в 2010 году заступил на эту должность, мы заканчивали год с кассовым исполнением 10,5 млн. рублей, это на душу приходилось 900 рублей, – рассказал ГОРБАНИН. – Я везде констатировал: невозможно на эти деньги обеспечить на весь год всем пакетом услуг конкретного муромчанина. Сегодня я с воодушевлением отмечаю, что на 2019 год мы принимали бюджет 22 млн. рублей, а на 2020 год – 24 млн. К этому времени собственные доходы у нас увеличились уже втрое, и это, что отрадно отметить, – на фоне намечающейся тенденции на увеличение дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. С учетом нашего участия в национальных проектах мы по кассе исполнили бюджет за 2019 год в объеме 51 млн. рублей, в этом году ожидаем не меньше». Отметил мэр Муромцева и проблемы: районам категорически не хватает средств на ремонт дорог, того, что сейчас выделяется, явно недостаточно, на ремонт периферийных улиц средств не хватает. ГОРБАНИН предложил депутатам вынести вопрос дополнительного финансирования дорожной деятельности в райцентрах на уровень главы региона. Добавим, что 8 лет назад, в 2012 году, Федор ГОРБАНИН уже брал слово на публичных слушаниях в областном парламенте и тогда тоже говорил о дорогах, правда, не о поселковых, а о трассе из Омска на север области. «Эта дорога, пропустившая через себя все оборудование, все материалы Крапивинского месторождения и в обратном направлении около одного миллиона тонн нефти, до 2016 года вновь оказывается незаслуженно забытой. А сегодня по ней едут еще и туристы со всего белого света, и она уже отражает лицо региона. Прошу к этой дороге повернуться лицом», – цитировали тогда ГОРБАНИНА «Коммерческие Вести».