Отдаление от центра страны стимулирует развитие региональных игроков.
10 ноября в рамках VI международного бизнес-форума «Неделя ритейла» состоялась экспертная сессия «Региональный рынок в условиях вызовов и угроз. Новые стратегии развития в 2021 году». По неясным причинам спикер из Омска – председатель координационного совета Союза независимых сетей России, собственник ТС «Победа-Маркет», «Низкоцен», «SPAR-Омск» Дмитрий ШАДРИН к обсуждению положения в Сибирском федеральном округе так и не подключился. Однако, как заметили модераторы мероприятия, в целом картина по СФО довольно однородна.
Иван ФЕДЯКОВ,
генеральный директор INFOLine: «Отдаление от центра России позволило сформировать сильных региональных представителей как в FMCG-торговле, так и в непродовольственных сетях»
Сибирский федеральный округ – это три триллиона розничного товарооборота нашей страны, чуть меньше 10% от общего объема. По итогам прошлого года прирост в регионе составил 2,9% – чуть лучше, чем среднероссийские показатели. Динамика положительная, если смотреть на все года. Конечно, в 2020 году в СФО, как и везде, произошел спад, но острый период фазы пандемии прошел лучше, чем в целом по стране. Спад розничного товарооборота достигал только 23% в апреле, в то время как для страны он составил 35%.
Регион сбалансирован по сравнению с ДФО по численности населения, по плотности розничного товарооборота, но, к сожалению, характеризуется показателями реальных доходов населения ниже среднего и соответствующими тратами населения на покупку товаров первой необходимости и других розничных товаров на душу населения. С 2017 года видим резкий спад численности населения в регионе, что довольно тревожно и для развития округа в целом, и для розничной торговли в частности.
Отдаление от центра России позволило сформировать сильных региональных представителей как в FMCG-торговле («Красный Яр», «Слата», «Сибирский гигант»), так и в NON-FOOD сетях («Обувь России», «Apteka.ru», «Посуда-центр»). Однако, начинают присутствовать и федеральные игроки – «Магнит», «Лента» и другие, выходящие в лидеры по региональному товарообороту.
Максим ОСТАНИН,
заместитель министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области: «Каждый четвертый-пятый офлайн-шопинг стал включать в себя посещение аптеки»
Сейчас у нас функционируют около 30 тыс. объектов потребительского рынка: в торгово-сетевом ритейле около 12,3 тыс. магазинов всех форматов. Доля торговли в валовом региональном продукте – около 15%. Во всем округе мы занимаем первое место по количеству занятых людей в торговле. Сегодня наш регион – это транспорный и логистический хаб: за последние пять лет свой распределительный центр у нас построили Х5 Retail Group («Пятерочка») и «Магнит».
Что касается того, как изменился ритейл за время пандемии... Покупатель сориентировался на небольшие форматы – магазины у дома, минимаркеты, супермаркеты. Обороты гипермаркетов упали. Стабильно развивается сельская торговля (порядка 700 магазинов), изменения коснулись только районных центров, в которых присутствует крупный сетевой ритейл. Жители стали активней замечать нестационарные объекты, отвыкнув от них – их у нас около 4,5 тыс. возросла популярность остановочных павильонов.
Многие товарно-сетевые компании активно призывали местных производителей к формату собственной торговой марки. Были проблемы с непродовольственными товарами, ведь действовали ограничения на подобные магазины, находящиеся в основном в торговых центрах. В магазинах с отдельным входом – «Леруа Мерлен», «Спортмастер» и других – тоже был определенный негатив особенно у тех, кто приобретал крупногабаритные товары, из-за ограничения пропускной способности, образовывались очереди. Произошел отток потенциальных покупателей с рынков из-за отсутствия местных товаропроизводителей.
Недовольны были покупатели и масочным режимом, порой доходило и до того, что в торговые сети приходили с оружием... Маска, по сути, стала элементом дресс-кода: человек прошел мимо охранника, снял маску и ходит дальше без нее – непонятно как штрафовать. Мы провели порядка 5 тыс. рейдов, в основном занимались разъяснительной работой, протоколами завершились 12% проверок, выписано 47 штрафов – причем чаще всего нарушения зафиксированы в магазинах у дома в связи с санитарным состоянием.
Средний чек увеличился на 12% (за счет одноразовых масок, санитайзеров), но количество чеков сократилось. После пика в марте – апреле онлайн-продажи вернулись к прежним нормам 65 – 70%. Каждый четвертый – пятый офлайн-шопинг стал включать в себя посещение аптеки. Люди стали более внимательны к акционным товарам, шопинг стал более продуманным. Время посещения магазина сократилось до 30 минут. Большим спросом стали пользоваться товары для дома, спорта, табачная продукция, снеки. Подобная картина характерна почти для всех регионов России.
Анжела РЯБОВА,
генеральный директор ТС «Красный Яр» (Красноярск): «В специальной господдержке мы не нуждаемся – есть куда более пострадавшие отрасли»
Мы оперируем двумя форматами – сетью дискаунтеров «Батон» и сетью супермаркетов «Красный Яр», у нас 191 магазин. Дискаунтеры чувствуют себя прекрасно, в гастрономах упали продажи, EBITDA. Но темпы открытия мы не снижали, активно запускали новые дискаунтеры в крае. В марте запустили интернет-магазин, но он до сих пор сохраняет скорее сервисную функцию. У нас около 50-60 заказов через него в день, средний чек – 1600-1800 рублей. Конечно, это меньше, чем продажи в одном магазине. Но эта технология будет рабочей, поскольку подрастает поколение, для которых норма – формировать свою корзину в Интернете. Мы работаем вдлинную для них.
Индекс CCI, потребительского доверия – агрегатор уверенности покупателя в завтрашнем дне, его мыслей, доходов, сбережений. Сейчас он равен 78%, и это проблема. Но в целом он упал и в мире. Потребление стало более рациональным, покупатель больше внимания уделяет цене, и мы учитываем это в наших дискаунтерах.
Наша точка диференциации конкуренции – товары местных товаропроизводителей. Безусловно, региональные сети лучше понимают своего покупателя, его потребности, за счет этого мы и конкурируем с федералами.
Пандемия показала прочность наших взаимоотношений с поставщиками, они даже улучшились, мы вместе формируем себестоимость. В специальной господдержке мы не нуждаемся – есть куда более пострадавшие отрасли.
Ярослав ШИЛЛЕР, исполнительный директор сетей «Слата», «ХлебСоль» (Иркутск): «Федеральные производители в период пандемии не сильно помогали, а средние и мелкие поставщики шли на уступки»
У нас около 300 магазинов. Уже в прошлом году мы делали больший упор на открытие дискаунтеров. В следующем планируем запустить еще 50, а также сформировать маркетплейс в партнерстве. Интернет-магазин дает около 120 покупок в день, наша цель – увеличить этот показатель в три раза. Федеральные производители в период пандемии не сильно помогали, средние и мелкие, местные шли на уступки, с ними укрепилось сотрудничество.
Кризис показал важность ритейла в небольших городах и деревнях. Конечно, продуктовым сетям приходилось больше инвестировать в безопасность, чем обычно. В сложные экономические времена увеличивается товарооборот наличности, именно это сейчас и происходит.