Все рубрики
В Омске понедельник, 16 Сентября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 90,9345    € 100,7958

Долгая история исторического места

29 июля 2021 10:35
1
2707

Спустя пять лет после обнаружения фундаментов казарм Омского каторжного острога на исследование объекта выделили бюджетные средства. 

Около двух недель назад активизировались археологические работы на небольшом участке за драмтеатром Омска вдоль улицы Красина, где ранее были обнаружены фундаменты объектов каторжного острога, нахождение в котором в середине XIX века превратило политика Федора Достоевского в писателя с мировым именем. Заказчиком археологической разведки на объекте по поручению регионального Минкульта выступает БУК «МВК «Моя история».

Благодаря реконструкции

Примерное расположение омского острога давно было известно местным историкам, регионоведам и археологам, однако конкретика в этом вопросе появилась лишь в июле 2016 года, и то по чистой случайности. В 2015 году подрядчик реконструкции ул. Ленина и сквера у драмтеатра – СК «ИдеалСтрой» приступила к освоению денежных средств, выделенных на эти работы компанией «Газпром». Фрагменты фундаментов зданий острога увидели свет в июле 2016 года в ходе проведения земляных работ за зданием театра.

По словам первого заместителя директора БУК «Музейно-выставочный комплекс «Моя история», руководителя структурного подразделения «Омский музей просвещения» Игоря СКАНДАКОВА, то, что в траншее видны следы очень старой постройки, заметили местные жители. Именно они привлекли к этой территории внимание археологов. На объект под руководством зампредседателя ВООПИИК Игоря КОНОВАЛОВА зашли специалисты, которые и пришли к мнению, что обнаружены фундаменты тех самых казарм, в которых содержался русский писатель Федор Достоевский в 1850-1854 годах. Археологи неспешно работали на объекте более 4,5 года. Организация изготовила и разместила в историческом месте памятную табличку, а также информационные стенды.

На разведку

Все изменилось весной 2021 года, когда Министерство культуры Омской области, руководствуясь, видимо, грядущим в ноябре этого года 200-летним юбилеем Достоевского, дало добро и материальную возможность углубить и расширить фронт работ на фундаментах казарм. По поручению ведомства заказчиком археологической разведки на объекте выступило БУК «Музейно-выставочный комплекс «Моя история».

Процессом разведки на фундаментах казарм руководит Михаил КОРУСЕНКО, научный сотрудник Института археологии и этнографии сибирского отделения РАН, доцент ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. По его словам, археология сейчас сталкивается с тем, что государство большие не финансирует фундаментальные исследования.

Сумму, выделенную на эти цели, не хотели называть ни представители Минкультуры, ни представители заказчика. Позже из неофициальных источников «Коммерческим Вестям» удалось выяснить, о какой цифре шла речь – финансирование раскопок за драмтеатром составило 200 тыс. рублей, из которых 60 тыс. направлены на изготовление исторической справки, а остальное пошло собственно на археологические работы.

По словам Игоря СКАНДАКОВА, выделенных средств хватит на выполнение всех поставленных перед исполнителем задач: установку точных границ зданий казарм и острога в целом, границ для охраны, документирование обнаруженных материалов и внесение предложений по дальнейшей организации этого важнейшего для Омска исторического места:

– Участок, на котором ведутся работы, – это примерно четверть острога, его северо-западная четверть. Нам надо жителям и гостям нашего города представить эту территорию максимально выгодно. По результатам работ мы планируем сделать выставку в Воскресенском соборе, где у нас находится экспозиция, связанная с Достоевским. Я думаю, что развернуть ее мы сможем уже осенью. Следующий этап – музеификация территории.

Первые открытия

За период активной работы на объекте – с 19 по 23 июля – подрядчик сумел отыскать и откопать угол стены казармы, и теперь известна точная длина этого здания – она составляет чуть больше 20 м. Эта находка подтверждает, что выявленное пятно застройки острога полностью соответствует чертежу, предположительно проекту реконструкции объектов острога, датированному 1847 годом.

Кроме того, на месте работ обнаружены два отдельно стоящих деревянных столба, которые могли бы быть частью частокола – границы территории острога, но историки сомневаются в таком определении обнаруженного объекта:

– Если бы это был частокол, то мы бы видели остатки рядом стоящих бревен. Должны были остаться или гнездовые остатки от столбов, или сами столбы. Пока этого не наблюдается, – поделился Игорь КОНОВАЛОВ.

Специалисты предполагают, что отыскали не частокол, а заплот (сплошная ограда из досок или бревен), и обещают определиться с этой находкой в течение ближайших двух недель.

– Теперь важно проследить это в нескольких местах, чтобы достоверно сказать, что да, это ограда. От нее мы будем отталкиваться при установлении границ видимой части каторжного острога как объекта культурного наследия. После этого подключатся геодезисты. Они помогут установить кадастровые координаты. И этот объект получит законные границы, – прокомментировал Михаил КОРУСЕНКО.

23 июля шурфы с найденными объектами законсервировали до середины августа, когда исполнители приступят к выполнению следующего этапа работ.

А в следующем году омские археологи надеются развернуть на месте откопанных фундаментов казарм полноценные раскопки. Ради этого ВООПИИК планирует подать заявку на получение гранта.

Вопросы музеификации

Более подробно о планах по музеификации места расположения казарм рассказал Игорь КОНОВАЛОВ:

– На этом месте мы мечтаем восстановить в натуральную величину в историческом виде фрагменты раскопанных построек. Это может быть небольшой фрагмент казармы со стеклянной стеной на срезе. Чтобы понять вкус напитка, необязательно выпить весь сосуд. То есть чтобы понять, как арестанты жили в казарме, достаточно представить ее часть. Мы предлагаем на подлинном фундаменте, чтобы его было видно, сделать понижение его на отметку 18 века и поставить сруб, воспроизвести там обстановку острога, поставить нары, сделать манекены.

По словам историка, откопать фундамент до уровня 18 века – это максимум, что можно успеть до 200-летия Достоевского. При этом он признал, что в Минкультуры этот замысел не поддерживают, не предлагая никаких альтернатив кроме тематических выставки и спектакля. Поэтому успех реализации идеи со срубом пока под вопросом.

– К нам приезжают иностранцы и спрашивают: «Почему вы у себя проводите такую выставку и спектакль?». Мы говорим им, что у нас жил Достоевский, и они сразу просят показать, где. Ну, сейчас хоть что-то можно показать. А есть же еще ряд построек, где он жил и именно работал. И если здесь появилась какая-то активность, то там подвижек вообще никаких, ни с домом Шпрингера, ни с инженерной мастерской, ни с госпиталем, – посетовал краевед.

Другие «места Достоевского»

Обсуждая с журналистами судьбу юбилея Ф. М. Достоевского, Игорь КОНОВАЛОВ рассказал об отказе в постановке на охрану здания летних арестантских палат с территории военного госпиталя, где по большей части творил писатель. В том, что разрушающиеся аварийные летние палаты не внесли в список вновь выявленных объектов культурного наследия с дальнейшим внесением в реестр, он обвинил Минкульт, который не готов изыскивать средства для ремонта объекта, который в случае постановки на госохрану придется ремонтировать за счет бюджета.

Пресс-секретарь Минкультуры региона Светлана САЛИКОВА поправила Игоря Леонидовича, что решение в отношении объекта принимало не министерство, а комиссия, но историк уже поддался эмоциям и выкрикнул ей, то эта комиссия состоит из одних чиновников, и что ею ведомство прикрывает свое нежелание работать:

Мы будем продолжать бороться с чиновниками, которые сознательно уничтожают нашу историю, будем отстаивать сохранение нашей культуры, – заявил историк.

Вот как прокомментировала ситуацию представитель Министерства культуры Омской области:

– Решение о том, включать или не включать здание в список вновь выявленных объектов культурного наследия с дальнейшим внесением в реестр таких объектов и постановкой на госохрану, принимает консультативный совет. Туда действительно входят разные люди, в том числе представители министерств культуры, имущественных отношений и других, историки, краеведы и т. д. То есть это решение принимается коллегиально. Совет, о котором идет речь, прошел еще в ноябре 2020 года, сейчас этот приказ просто опубликовали на сайте правовой информации, а само решение принято в ноябре, и мы об этом писали. По итогам того совета два здания госпиталя включили в список выявленных объектов – это зимние палаты и лаборатория с аптекой, а летние палаты не включили.

Соответствующее коллегиальное решение совета основано на критериях историко-культурной значимости, по которым два здания одного госпиталя прошли, а одно – нет. Но в ходе дальнейшей беседы с представителем Минкульта стало понятно, что и аварийное состояние объекта все же сыграло в его судьбе определенную роль. Если бы ранее здание отремонтировало бы минобороны или волонтеры – решение могло быть другим.

Комментарии
киви 28 сентября 2021 в 14:47:
Не понятно. Почему два здания военного госпиталя включили в список значимых объектов, а один — нет. Что, там Достоевского не было? если был, то включать надо. Технически здания и не могут быть отличными. Не захотели связываться с МО? Но с ним все равно придется связываться по другим объектам.
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.