Все рубрики
В Омске пятница, 29 Марта
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 92,2628    € 99,7057

Максим НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО, директор ООО «Омск Медиа»: «Отобрать лицензию на вещание у «12 канала» можно на раз-два»

4 августа 2018 08:16
0
4485

Обозреватель «Коммерческих вестей» Лев АБАЛКИН обратился за комментарием по поводу  развернувшейся после отчета КСП дискуссии по поводу «12 канала» к медиаменеджеру Максиму НЕМИРОВИЧУ-ДАНЧЕНКО, в активе которого не один телевизионный проект. 
– Максим Глебович, в 2013 году вы дали «Коммерческим вестям» интервью под названием «12 каналу» осталось жить три года». Прошло пять лет… Живет!

– Данный вывод был сделан мной на основании того, что федеральная власть, на тот момент, сделала все возможное и даже невозможное, чтобы похоронить региональное телевидение. Федеральная целевая программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации» на тот момент ставила крест на всем региональном вещании. Как государственном, я имею в виду так называемые губернаторские и мэрские, то есть  существующие за счет бюджетных денег, так и коммерческом. Более того, федеральные чиновники открыто тогда  говорили, что государство не заинтересовано в существовании регионального телевидения. А факты лишь подтверждали их слова. Федеральная конкурсная комиссия по распределению радиочастот для радио и телевещания прекратила принимать заявки на проведения конкурсов на телевещание. Раз и навсегда закрылся вопрос о наличии регионального телеканала в двух федеральных мультиплексах. И прочая, прочая, прочая. И прежде всего их на тот момент лишали права на аналоговое вещание. Финансово ни одна региональная телекомпания не осилила бы цифровое вещание. Это очень дорого.

Сегодня по данным Национальной  ассоциации телерадиовещателей (НАТ), куда входят  региональные телекомпании России, их количество сократилось по сравнению с 2013 годом почти на 40 процентов. Это результат проводимой государством политики. Именно эти факты и позволяли в 2013 году сделать выводы об очень возможной смерти всего регионального телевидения, в том числе и нашего «12 канала». И многие известные и не слишком известные региональные телеканалы прекратили свое существование, а то и были закрыты силовым путем: одна история с Томской телекомпанией «ТВ2» чего стоит. А гремевший славой на всю страну телеканал «Афонтово» в городе Красноярске, ныне почти полностью увядший и почти забытый собственными горожанами? Таких примеров очень много по всей России, и это безусловный результат давления на региональное телевидение как федеральных и региональных властей, так и, зачастую невидимое и не особо слышимое, желание отдельных чиновников на федеральных телеканалах убрать любую конкуренцию за телезрителя в региональных эфирах. Лишь благодаря действиям энтузиастов, региональных вещателей всей страны, НАТ, его руководителю, ситуация общей смерти всего регионального телевидения за прошедшие годы была отсрочена на неопределенное время. Даже добились подачки от государства в виде обязательного присутствия одного регионального телеканала на 21-й кнопке во всех кабельных сетях.

– Но вернемся к «12 каналу»…

– Я рад, что ситуация изменилась и «12 канал» живет. Тем более странно слышать и читать сейчас оживленную дискуссию, родившуюся на громком «заявлении» аудитора КСП, который якобы заявил, на основании проведенной проверки КСП, о том, что «12 телеканал» необходимо закрыть: его никто не смотрит, и он совершенно неэффективен в экономическом плане. Параллельно активно критикуется бывший генеральный директор телеканала господин МАЛЬКЕВИЧ. Справедливости ради стоит отметить, что господину МАЛЬКЕВИЧУ «12 канал» достался не в лучшей форме. И ему удалось, на мой взгляд, сделать достаточно многое, чтобы телеканал мог стабильно работать. Бурное обсуждение его персоны в соцсетях тому явное, хоть и косвенное подтверждение. Однако и многое, чего очень ждали от такого профессионального медиаменеджера, им сделано не было. Стоит ли ему ставить это в вину путем личных оскорблений и вала заборной критики? Считаю, что нет. Так как не все зависело от него, многое зависело от наших губернаторских властей, которые финансируют деятельность телеканала из областного бюджета.

– Вы ознакомились с отчетом Контрольно-счетной палаты Омской области о деятельности «12 канала» (отчет аудитора целиком  размещен в приложении под данным интервью). Ваше мнение?
– Аудитор приводит цифры телесмотрения. Смею вас уверить, что телесмотрение – это эфемерная штука, которая создана для жизни федеральных каналов. В нашем городе больше миллиона жителей. В нем до 2016 года стояло сто пиплмеров, думаю, их количество не увеличилось. Теперь сопоставьте эти два числа: вам не кажется, что это на уровне статистической погрешности?

– У ВЦИОМ и у других федеральных социологических структур в Омской области тоже примерно аналогичная выборка, и им хватает.

– Ранее отчеты по телеизмерениям проводила частная иностранная компания «Gallup Media» в городах с населением свыше миллиона – их так и называли специалисты "города Гэллапа". Потом компания стала с российским участием, но все еще частная — TNS .  Теперь, после серии изменений и реорганизаций, компания переименовалась в Mediascop и стала через упомянутый вами ВЦИОМ, по сути, государственной. Так что государство посредством всей этой реорганизации практически монополизировало область телеизмерений в нашей стране. Для регионального телеканала включение в панель телеизмерений Mediascop обходится в 100 000 рублей в месяц. Это просто грабительская цена, и многие региональные телеканалы отказались от телеизмерений. Подчеркиваю: телесмотрение и раньше подвергалось определенной коррекции со стороны федералов, а сейчас это стало почти повсеместным. Плюс к этому на рынке телевизионной рекламы монополистом стал государственный «Национальный Рекламный Альянс», куда входит  «Регион-медиа» — его филиал  работает и  в нашем регионе. Юридически он принадлежит частным лицам, но контролируется на самом деле государством. Под давлением госчиновников в него влились и Видео Интернешнл, и Алькасар. И «Регион Медиа»  очень активно начал вытеснять с рынка частные рекламные агентства. Если рекламное агентство договаривается о рекламе за сто рублей, они приходят и предлагают за 70. Мы, региональные агентства, считаем, что это была сознательная политика федералов. Если раньше сделка на полмиллиона была в регионе типична, то сейчас сделка на 50 тысяч рублей иногда бывает проблематична.  В итоге в этой сфере большинство рекламных агентств умерли.

– Неужели везде региональное телевидение плетется в задах?
– Примеры  высокорейтинговых региональных телекомпаний есть, но это скорее исключение. Канал "Губерния" в Хабаровске бьет по смотрибельности федеральные телеканалы на всех значимых событиях для города и края. Телекомпанией "Эфир" Казань – у них местные новости имели стабильную долю порядка 30%, тогда как программа "Время" (Первый канал) – 12-13%. Лет 10 назад таких каналов было куда больше.
– То есть государственная политика ведет…
– Существует еще один момент, которого вам не подтвердит никто. Хотя в Москве за рюмкой чая, может быть,  негласно. Федеральный центр в последние три года выбрал направление уничтожения всего регионального телевидения. Включая губернаторские каналы. Оно им невыгодно и неинтересно. Потому что затраты на контроль очень большие. А последствия неконтролируемости могут быть очень серьезные. Чего вы не знаете: уже год соответствующие структуры глобальным образом контролируют все каналы, вещающие в регионах. Вся отчетность по этим записям находится в Москве, а не в регионах, как это было раньше. Любое нарушение, любое несоответствие эфира немедленно становятся известными и появляются в центральном компьютере Роскомнадзора. Ведомство  имеет для этого специальное оборудование, которое было поставлено во все филиалы без исключения.
– Так смотрят «12 канал» или нет?
– Могу привести пример. Если вы хотите завтра достаточно быстро получить некоторое количество звонков, но не тратить на это большие деньги, вы можете дать «бегушку» на «12 канале» и в среднем получите от 5 до 7 звонков в день. Это очень неплохой результат для сегодняшнего дня. Что показывает: канал смотрят. Я знаю это не только как человек, который продает рекламу,  но и как человек, который дает рекламу. Я работаю по медицинской линии с Израилем, Германией, Японией и иногда пользуюсь как клиент услугой «бегущей строки». 

Властям достаточно провести опрос населения города и области, чтобы получить реальные данные о том, какой процент населения периодически смотрит телеканал. На основании собственных ощущений могу предположить, что примерно 20 процентов населения города ежедневно заглядывает в эфир телеканала.

– 20% – это доля?

– Доля телеканала – сумма телезрителей, которые в течение определенного времени смотрят данный телеканал. Рейтинг телеканала или программы – количество зрителей, которые смотрят программы и рекламный блок в конкретное время в течение минуты текущего времени. Цифры, которые привожу я и использую термин – заглядывали на эфир «12 канала», подразумевают суточный просмотр телеканала. Телезритель зашел на канал посмотреть время, погоду или просто забежал на десяток секунд поинтересоваться, что там идет. Это в городе, что происходит в области, сказать трудно – там никто телесмотрение не измерял, но скорее всего смотрят больше, так как это единственный источник на селе информации о том, что происходит вообще в регионе. Доля телесмотрения у «12 канала» терпимая, а вот рейтинги плохие.

– Так что нужно было делать?

– Когда пришел МАЛЬКЕВИЧ,  была большая надежда, что он займется не самопродвижением, а продвижением канала: самореклама, промоакции, информирование населения о том, что можно смотреть на этом канале. Обратите внимание: этим  занимаются все федеральные каналы: наружка, радио.

Что мы еще  от него ждали?  Резкой смены того контента, который у него шел. Собственное производство у них вполне терпимое с точки зрения запроса от населения: местные новости, местная погода. Но главный фактор – контент, который они покупают,  чтобы занимать время, не занятое  собственным производством. И скажу прямо: их покупной контент крайне низкого качества.

– Почему?

– Экономят. Самый дешевый месячный пакет – около 300 тысяч рублей. И  туда пихается всякое, пардон, г…  Есть пакеты намного интересней, правда, и намного дороже. Есть совершенно иной путь. Я это делал для нескольких региональных компаний — не омских: покупать микс из каналов. Брать три или 4 контента с разных телекомпаний. Или можно найти,  кого ретранслировать. Сейчас есть ТНТ-4, «Супер», с которыми можно договариваться. Кроме них достаточно и других предложений на рынке, в том числе организуются  новые телеканалы, заинтересованные в региональном вещании, например «Точка отрыва», созданная и управляемая известнейшим спортсменом БАДЮКОМ.

Люди из ГУИП делают заявления: мы привлечем новых рекламодателей. Да я вас умоляю: никого вы привлечь не сможете. Если речь идет, конечно, о телевизионном бизнесе, а не о политике. Сделайте товар. Как только вы добьетесь хорошего контента,  цифры телесмотрения начнут расти.

– Аудитор КСП как раз и говорит об экономической эффективности.

– Я в Омске строил несколько телекомпаний,  и все они были эффективны. Ничего страшного в выводах аудитора  нет. Да, сегодня необходимы сокращения. Это делают сейчас все, в том числе и я. Такова  неизбежность сегодняшней экономической ситуации. Самые большие расходы у «12 канала» – это связь. Государством четко сказано: единственный оператор связи – это РТРС. Миллионы рублей уходят на оплату ему.

– Вы что имеете в виду?

– Я говорю о передатчиках, которые работают в области и городе и занимаются распространением телесигнала «12 канала».

– В отчете аудитора отмечается в качестве положительной деятельности, что «12 канал» вошел в спутниковый пакет «Триколор ТВ» и «Орион Экспресс».

– При решении судьбы «12 канала» не стоит оперировать словами, что якобы в области все жители перешли на спутник. Это только слова. Крупнейший федеральный оператор спутниковой связи, опустим название, это не столь важно, год назад имел на всю Сибирь, часть Урала, с захватом северных областей Казахстана, порядка 241 тысячи заключенных абонентских договоров.

Есть расходы на содержание передатчиков, принадлежащих «12 каналу». Есть передатчики,  находящиеся на обслуживании у нашего омского РТРС, и передатчики,  которые в свое время были сделаны «на коленке» здесь в Омске. С трудом диким сертифицированы и находятся в совершенно кошмарном состоянии. Эта бомба была заложена еще при Леониде Константиновиче, который взял мой проект «Телевизионная деревня», но в силу того, что тогда у нас возникли некоторые разночтения, отдал его другим людям, которые проект переделали под себя и посчитали, что проще собрать дешевые  передатчики «на коленке», а не взять нормальные. Результат очень плохой: часть этой сети умирает. У них гуляют частоты, они отключаются, ломаются…

Кстати, могу вам сказать одну крамольную вещь: нашим местным властям страшно повезло, что за этот отчетный период у них не возникло серьезных врагов.

– Почему?

– Если завтра появится серьезный враг, который захочет отобрать лицензию «12 канала» у наших властей, это можно сделать на раз-два. За отчетный период допущено немало нарушений как в области связи, так и в области законодательства. И если кому-то заблагорассудится канал забрать, сделать это очень легко. Другой вопрос – политический ресурс. Но, насколько я знаю из своего опыта общения с Москвой,  он не очень-то в этой сфере работает.

– А что с отключением аналогового вещания?

– Есть закон, который говорит, что 1 января 2019 года аналоговое вещание будет отключаться. Но этот закон относится к федеральным телеканалам и не имеет отношения к региональным каналам, которые сами оплачивают услуги связи.

Федеральные каналы столкнулись с тем,  что за услуги связи платят в два конца: и цифровое, и аналоговое, – это огромные деньги. Сегодня в Москве рассматриваются два пути: сразу отрубить аналоговое вещание или  в течение нескольких лет гасить его по мощности.

– В ходе обсуждения отчета КСП депутатами Законодательного собрания прозвучала идея закрыть «12 канал», а местные новости передать ВГТРК…

– Да, местная информация выходит на федеральных телеканалах холдинга ВГТРК «Россия 1» и «Россия 24», как в цифровом, так и в аналоговом эфире. Но при этом стоит учитывать, что руководитель всех региональных филиалов ВГТРК, господин САБИТОВ, являясь серьезным профессионалом, отслеживающим ситуации, возникающие в регионах, может и должен по своей работе всячески содействовать продвижению мысли о закрытии единственного крупного телеканала с областным вещанием. ВГТРК это выгодно. Так как тогда они, в лице Омской ГТРК «Иртыш», становятся монополистами в освещении жизни региона и смогут получать на это деньги из нашего областного бюджета. Предполагаю, что именно эти факторы послужили толчком к появлению информации о том, что якобы по результатам проверки «12 канала» прозвучало, что освещение региональных проблем надо передать федеральным телеканалам «Россия 1» и «Россия 24». Но надо помнить, что хронометраж региональных окон на «России 1» съежился до минимума и выходит в эфир, мягко говоря, не в прайм-тайм. Кроме того, надо четко понимать, что в случае такого решения  только ВГТРК будет определять, что и о чем надо говорить в местном эфире, а они в широком спектре доносимой до нас информации не особо заинтересованы. При том, что доля телесмотрения региональных вкладок в федеральный контент гораздо ниже основного их потока. Справедливости ради стоит отметить, что в Сибири есть уникальный пример, в Новосибирске, рейтинги и популярность региональных врезок в эфир «Россия 1» и «Россия 24» просто зашкаливали по востребованности среди жителей города. Этого удалось добиться генеральному директору ГТРК «Новосибирск» госпоже ВОЙТОВИЧ. Даже при сокращении объемов местного регионального вещания ей удалось добиться потрясающих результатов. Увы, это практически единичный пример по стране. Недавно госпожу Войтович перевели в Москву на должность заместителя руководителя региональной сети ВГТРК, что может косвенно указывать на то, что ВГТРК раздумывает об улучшении качества регионального информационного вещания. Но его объемы и расположение в сетке вещания федеральных телеканалов пересматриваться не будут.

– Есть ли какие-то перспективы для дальнейшей жизни «12 канала»?

– Есть. Не надо слушать различных федеральных чиновников и специалистов федеральных телекомпаний, которые говорят о том, что региональным вещателям надо закрываться. 

Что касается экономики – телевещание на сегодня, и во многом благодаря государству, убыточно. Большая часть телекомпаний в регионах убыточна и находится на грани закрытия. Вот пример федерального Первого канала за 2017 год. Депутаты Госдумы решили помочь руководству Первого канала покрыть убытки, выделив им 3 млрд. рублей в виде субсидий. В частности, речь идет о «возмещении затрат, связанных с производством и приобретением программного продукта, наполнением им телеэфира и с обеспечением мероприятий по доведению его до телезрителей», говорится в документе.

Решение об этом было принято в пятницу, 27 октября, в третьем чтении законопроекта «О внесении изменений в ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов». Неплохое сравнение – «12 канал» и Первый канал, но совершенно понятна общая тенденция. Но, добавлю, в отличие от 85 процентов телекомпаний «12 канал» прибыльный, убытков нет. Федеральный телеканал «Матч» миллиардные убытки, это общеизвестно. Телеканал "Газпром-медиа" является одним из крупнейших медиахолдингов в России. Помимо печатных СМИ и радиостанций, в него входят телеканалы НТВ, ТНТ, "Пятница!", 2х2, ТВ3, "Матч!", видеосервисы Rutube и Now.ru и другие компании, убытки за 2017 год 3,4 миллиарда рублей по официальной отчетности.

«12 канал» должен жить. Что останется в Омске в случае его закрытия? Да ничего не останется! Только федеральные телеканалы. Телекомпания «Антенна-7» вещает только на город. Ретранслирует федеральный телеканал ТВЦ и ТНТ. На ТНТ региональных информационных врезок нет, только рекламные. Региональные информационные врезки в эфир ТВЦ есть. Но стоит учитывать, что столичным руководством телекомпании ТВЦ принято решение отключить аналоговое вещание этого телеканала по всей стране с 1 января 2019 года. Что будет вещать на данной частоте телекомпания «Антенна-7», я не знаю, возможно, договорится ретранслировать новые федеральные телеканалы «ТНТ4» или «Супер», возможно, что-то еще. Но эти сетевые телеканалы и ранее очень неохотно разрешали врезки с региональной информацией, а сейчас делают все, чтобы, кроме местной рекламы, региональной информации в их эфире не было. Это все. Есть еще непонятное телеобразование под названием «Продвижение», серьезной телекомпанией это назвать нельзя, местной информации там нет. Есть кабельный телеканал «Городской», он пока в стадии роста, с не очень понятной для меня концепцией и с вещанием только в кабельных сетях.

Ранее интервью полностью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от  4 июля 2018 года



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.