Директор по науке Кластера ядерных технологий, новых промышленных технологий и материалов фонда провел троллинг-сессию.
13 февраля в рамках продолжения конкурса инновационных проектов Open Innovations Startup Tour «Цифровой регион» Александр ФЕРТМАН, директор по науке Кластера ядерных технологий, новых промышленных технологий и материалов «Сколково» провел троллинг-сессию «Все, что хотели знать о «Сколково», но боялись спросить». Особого троллинга не вышло, но аудитория удачно озвучила наболевшие вопросы о значимости этого государственного проекта.
– Закон о «Сколково» появился в 2010 году. Фонд – это управляющая организация. У многих, в том числе и у меня, было впечатление, что это тема для раздачи грантов. Но когда я изучил много разных российских, американских, немецких грантовых систем, пока работал в «Росатоме», я понял, что нам нужно делать что-то другое: влияние результатов грантов на экономику было очень маленьким! А нам ставилась задача именно повлиять на нее.
Меня собеседовало очень много людей, когда я пришел в ядерный кластер. Я был в шоке от того, какого масштаба люди руководят другими классами! Люди с большим бизнес и научным опытом. К сожалению, никого из первых руководителей кластеров в «Сколково» не осталось. У большинства из них свои инвестиционные фонды, компании.
Задачи сильно трансформировались с тех пор. Была мощная иллюзия (не только у нас, но и у руководства страны) о том, что где-то в закромах лежат волшебные технологии, которые точно могут быть лучше, чем мировые. Их просто нужно довести до продаж! Мы довольно быстро убедились, что таких волшебных технологий нет. Их нужно разрабатывать в зависимости от нужд рынка. История про вытягивающие рынок технологии, меняющие рынок, нежизнеспособна – риски в них чрезвычайно велики!
В прошлом году произошли первые приятные события, когда компании начали покидать «Сколково», то есть терять статус резидента в связи с тем, что они превысили финансовые пороги. По закону о «Сколково» это миллиард рублей выручки и более 30 миллионов рублей прибыли. Эти компании выросли в «Сколково» практически с нуля. Пока это в основном айтишные компании.
Полный текст читайте в новом выпуске газеты «Коммерческие вести».
Фото © Максим КАРМАЕВ