Омское предприятие планирует передислоцировать часть флота на реку Лену.
17 мая состоялось годовое отчетно-выборное собрание акционеров ПАО «Иртышское пароходство». Впервые за всю 26-летнюю историю акционерного общества (оно было преобразовано из государственного предприятия в ОАО в январе 1993 года) это собрание состоялось не в Омске, а в Москве. Обычно в Омске в зал заседаний набивались не только акционеры-ветераны, многие из которых отдали предприятию десятки лет жизни, но и действующие капитаны и штурманы (те, кто не в плавании, конечно). Теперь все они отрезаны от возможности принять непосредственное участие в выборах совета директоров и задать напрямую вопросы отчитывающемуся за год руководству. У АО числится 6 365 акционеров, более шести тысяч из которых живут в Омской области.
Собственники
По данным на 31 марта 2019 года, 22,45% от уставного капитала ПАО «Иртышское пароходство» принадлежат Ахтяму МУХУТДИНОВУ, 6,23% – его сыну Ильдару, 32,59% – "Обь-Иртышскому речному пароходству" и 17,54% – "Сергинскому речному порту".
65-летний Ахтям МУХУТДИНОВ контролирует ООО «Межрегионфлот» (Москва), АО «Обь-Иртышское речное пароходство», ОАО «Тюменский речной порт», ООО «Уренгойский речной порт», «Сергинский речной порт», ОАО «Салехардский речной порт», ООО «Сургутский речной порт», ООО «Речной порт Нефтеюганск», ООО «Севернефтегазфлот» (Архангельск), ООО «Астрахань Обь-Иртышфлот», ООО «Судоремонт Сумкино» (Тобольск), ООО «Обь-Иртышская Логистическая Компания» (Ханты-Мансийск) и ряд других предприятий.
Общее количество голосов, которыми обладали лица, включенные в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, – 344 448 голосов. Так как по итогам 2017 года дивиденды не начислялись, то голосовать имели право и обыкновенные и привилегированные акции.
На годовом собрании были зарегистрированы лица, обладавшие в совокупности 104 289 голосами, что составляет 58,74 % от общего количества голосов лиц, имеющих право на участие в собрании. То есть общее количество голосов – 179 814, и цифры как-то не бьются. Причина в том, что прямо и косвенно контролирующий ИРП Ахтям МУХУТДИНОВ не предложил остальным акционерам выкупить по рыночной цене акции пароходства, поэтому часть его акций (в том числе через цепочку других юрлиц) – свыше определенного порогового значения (30%) не участвует в голосовании. Соответственно, подрезается и кворум.
Управляющая компания пароходства – ООО «Межрегионфлот», многолетний руководитель которого Евгений КОРМЫШОВ в октябре прошлого года неожиданно был отправлен в отставку. Его заменил на посту гендиректора Леонид ТОМАШ. КОРМЫШОВ в новый совет директоров уже не попал. Вскоре после его отставки покинул ИРП и исполнительный директор Айрат ЧУМАРИН. Что стало причиной тому, пока неизвестно. Но, возможно, эта причина и привела к переносу места проведения собрания акционеров в Москву.
Годовая плата «Межрегионфлоту» за управление составила в 2018 году 28,3 млн.. руб.
Итоги
Несмотря на то, что в 2018 году пароходством было перевезено 330 тысяч тонн грузов, что гораздо меньше, чем в 2017 году (572,5 тыс. т), выручка выросла до 1 284,8 млн. руб. (в 2017-м – 813,8 млн..).
Основная позиция, где значительно увеличились доходы - поставка товаров водным транспортом (реализация покупных товаров): с 47 млн. до 525,8 млн. руб.
Так, ИРП закупило нефтепродукты для перепродажи ООО «Путь» и ООО «Газпромнефть-региональные продажи» на 387,3 млн. руб. и поставило этим предприятиям – на 411,83 млн. руб. Насколько выгодной оказалась эта операция с учетом затрат на перевозку и налоги, сказать трудно. Однако показатель выручки существенно поднялся.
Следует еще учесть, что при резком падении объемов перевозок грузов, грузооборот даже несколько увеличился, так как эти грузы перевозились на более дальние расстояния. В основном, конечно, на Тюменский Север.
В составе прочих доходов были доходы от АО «Южморгеология» в объеме 32,25 млн.. руб. Это контракт на оказание услуг по обеспечению научно-исследовательских работ в акватории Карского моря с использованием судна (раскладчика). Контракт этот завершен 1 декабря 2017 года, и не совсем понятно, зачем он фигурирует в годовом отчете 2018 года. Может быть, деньги от заказчика поступили уже в следующем году.
Неплохой показатель «доходы от аренды флота и плавкранов» – 181,6 млн.. руб. против 172,3 млн.. в 2017-м.
Хищения
30 мая 2018 года Судебная коллегия по уголовным делам Омского областного суда оставила в силе приговор Омского районного суда ряду капитанов Иртышского пароходства. Технологию хищений рассказал в суде ранее осужденный организатор – капитан Анатолий КОВАЛЕВ, приговоренный в июле 2017-го на два года колонии по статье 160 ч. 4 (хищение чужого имущества, вверенного виновному, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере) УК РФ с учетом ст. 33 ч. 3 (лицо, создавшее организованную группу либо руководившее ими).
Из его показаний следует, что «в ходе работы у капитанов судов создаются излишки топливно-смазочных материалов на судах путем его экономии при выполнении работ. Имеются различные способы, например, капитаны занижают обороты двигателя. Если корабль идет по течению, то расход дизельного топлива возможно сэкономить за счет того, что судно идет по инерции на центре водоема и т. д. В течение 2016 года они обсуждали с капитанами Ковалем А.В., Чепурным В.И., Золиным В.И., Майоровым Е.С., Нагибиным С.Е, Орловым В.В., Меньщиковым А.Н., Зазуленко В.И., что сэкономленное топливо можно использовать для личных нужд. Капитаны судов, приходившие на «Бункербазу-53», по совместной договоренности не брали часть положенного им по норме количества дизельного топлива, достоверно зная, что назначенный для них объем работы они могут выполнить при наличии меньшего запаса ГСМ. Оставшееся топливо, реализовывали другим лицам».
При бункеровке судов по предварительной договоренности с капитаном бункеруемого судна, в документе первичного учета (требование-накладную) завышалось фактическое значение выданного дизельного топлива бункеруемому судну, а оставленное на «Бункербазе-53» топливо реализовывали. Деньги делились. Кроме того, договорились с капитаном теплохода «РТ-685» Андреем Рачкаускасом о том, что при бункеровке несамоходных судов в акватории реки Иртыш он будет действовать по аналогичной схеме.
Все они, кроме КОВАЛЕВА, получили условные сроки.
В связи с этим в ИРП активно внедряли систему мониторинга и контроля расхода топлива типа «ЮГАН-2». В 2018 году она была установлена на 8 судах. Данная система позволяет в режиме реального времени отслеживать местонахождение судов на карте с фиксацией даты и времени, скоростной режим, маршрут следования, пробег, а также формировать отчеты, включая различные показатели по расходу топлива и времени работы главного двигателя, дизель-генератора, котла.
Однако все это не помешало в декабре 2018-го – уже после всех приговоров – передать в суд уголовное дело в отношении капитана теплохода «Ленанефть-2006» Леонида ПАВЛОВА, который, по версии следствия, 13 сентября, находясь на 1765 км реки Иртыш вблизи села Красноярка, продал с теплохода знакомому бизнесмену дизельное топливо в количестве свыше 29 тонн общей стоимостью 1 207 144 рублей.
Перспективы
Помимо сохранения объемов перевозок по ежегодным контрактам, пароходство планирует развитие новых направлений работы. Так, в частности, в связи с началом активной фазы освоения Харасавэйского газоконденсатного месторождения, расположенного на полуострове Ямал на побережье Карского моря, уже в 2019 году ПАО «ИРП» проведет переговоры по поставкам и перевозкам значительных объемов нефтеналивных, генеральных и сухогрузов для нужд строительных и эксплуатирующих организаций, задействованных в освоении месторождения.
Кроме того, дочерним обществом Независимой нефтегазовой компании – ООО «Таймырнефтегаз», в настоящий момент ведется разработка Пайяхского месторождения – нефтеносного участка, который расположен в Красноярском крае России. Территориально он относится к Таймырскому Долгано-Ненецкому району, 130 км юго-западнее районного центра Дудинка, в связи с чем будет сформирована потребность в перевозках существенных объемов нефтеналивных грузов в район Енисейского залива, что, учитывая положительный опыт ПАО «ИРП» перевозок в этом районе, планируется реализовать в ближайшее время.
В долгосрочной перспективе – приобретение крупнотоннажного нефтеналивного флота для работы в морских условиях по Северному морскому пути.
Обществом проводятся маркетинговые исследования рынка перевозок на реке Лене с целью передислокации флота и возможности расширения географии работы флота ПАО «ИРП» с выходом на внешний рынок.
Ранее текст был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 29 мая 2019 года
На фото 2016 года из архива «Коммерческих вестей»: крайний справа – нынешний гендиректор ООО «Межрегионфлот» Леонид ТОМАШ, крайний слева – собственник «Иртышского пароходства» Ахтям МУХУТДИНОВ, в центре – бывший гендиректор ООО «Межрегионфлот» Евгений КОРМЫШОВ