Праздничное интервью о планах и задачах предприятия.
Семнадцатого мая 2019 года Омский аэропорт отметил юбилейную дату – воздушной гавани сибирского Прииртышья исполнилось 90 лет. Сегодня одно из крупнейших авиапредприятий страны обслуживает более миллиона пассажиров в год. Как развивался аэропорт последние годы, что было сделано и что еще предстоит сделать, какие стоят первоочередные задачи? На эти и другие вопросы в ходе беседы с обозревателем «КВ» Анастасией ПАВЛОВОЙ накануне юбилея ответил генеральный директор ОАО «Омский аэропорт» Сергей ЗЕЗЮЛЯ.
– Сергей Николаевич, поздравляю вас и весь коллектив с праздником. Поделитесь, с какими достижениями подошли к юбилейной дате?
– Спасибо! Наш высокопрофессиональный коллектив достойно встретил 90-летний юбилей предприятия. За последние годы в Омском аэропорту была реализована большая инвестиционная программа, в рамках которой приобретены новые спецтехника и оборудование для производственных служб. На привокзальной площади организован современный автоматизированный парковочный комплекс. В 2016 году Омский аэропорт присоединился к программе Priority Pass, предоставляющей пассажирам право доступа в бизнес-залы международных аэропортов мира. Внедрены новые технологии: по антигололедной обработке воздушных судов, по высокоскоростной эффективной очистке взлетно-посадочной полосы от снега и льда, по качественному обслуживанию маломобильных пассажиров «Доступная среда».
– Раз уж мы заговорили об итогах, с какими показателями завершили 2018 год? Какие рейсы появились, исчезли? Изменился ли пассажиропоток?
– Прошедший год был для Омского аэропорта успешным. Пассажиропоток составил 1,089 млн. пассажиров, обслужено (с учетом транзитных) 1,115 млн. пассажиров. Темп роста к 2017 году – 15,7%. Это рекордное количество за всю новейшую историю аэропорта с 1994 года. Еще в 2017 году с приходом новых авиаперевозчиков (авиакомпании «Азимут», «Норд Стар», «Северный ветер») начался рост количества рейсов и как следствие увеличение пассажиропотока. В 2018 году положительные тенденции, связанные с увеличением количества направлений и частоты выполнения рейсов, продолжились: ежедневно по три раза осуществляется рейс в Шереметьево авиакомпанией «Аэрофлот», дважды в неделю авиакомпания «Азимут» перевозит пассажиров в Краснодар, авиакомпания «Сибирь» ежедневно производит рейс в Новосибирск. У нас появились рейсы в Екатеринбург и Красноярск. В расписании «Зима-2018» представлены рейсы в Салехард и Новый Уренгой, которые выполняет авиакомпания «Ямал». Конечно, не обошлось без потерь: прекращен ежедневный рейс в аэропорт Внуково авиакомпании «Азимут», значительно сократилась полетная программа авиакомпании «Ираэро» – речь о рейсах в Нижневартовск, Новый Уренгой, Сочи.
– А если взять период побольше? Как изменился пассажиропоток, например, с 2000 года?
– Сейчас мы превысили тот трафик, который наблюдался до кризиса 2015 года, именно в 2014 году он наконец-то превысил миллион пассажиров. В 2015-м, после введения санкций, связанных с событиями на Украине, банкротства «ТрансАэро», ухода с московского направления «Ютэйр», закрытия рейсов в Египет и Турцию, произошло резкое снижение пассажиропотока. Как известно, транспортная отрасль (как и строительная) в первую очередь реагирует на экономический кризис. Можно сказать, что только в 2017 году мы начали восстанавливаться. Достижения 2018 года озвучены ранее; в нынешнем 2019 году за первый квартал рост пассажиропотока составил 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
– Вы говорите, что пассажиропоток растет, однако у многих создается впечатление, что стало меньше международных рейсов: большая часть вылетов за границу производится через Екатеринбург или Новосибирск. Так ли это?
– Международный пассажиропоток для нас формируется в основном рейсами на зарубежные курорты. Единственный регулярный международный рейс, который выполняется из нашего аэропорта, – это рейс Омск-Нурсултан. Международный трафик составляет 10–15 % от всего пассажиропотока. Вы правы, достаточно много омичей отправляется за границу, совершая перелеты через крупные хабы, такие, как Москва, Екатеринбург и Новосибирск (для нас это внутренние рейсы), но мы таких пассажиров, кстати, и не учитываем при подсчете трафика. Можно сказать, что международный поток напрямую зависит от экономической ситуации в целом. Сейчас мы видим прирост, в том числе моментальное заполнение отложенного спроса при открытии новых направлений. Например, только что возобновленный рейс на Турцию имеет практически стопроцентную загрузку воздушных судов.
– К слову, о популярных и не очень рейсах. Очевидно, что их окупаемость – главный критерий. Какие рейсы сейчас субсидируются?
– Прежде всего во избежание недопонимания нашего диалога с читателями хочу сразу уточнить: под субсидированием понимается компенсация расходов авиакомпаний, получаемая от субъектов РФ и Правительства РФ на определенные маршруты в соответствии с Постановлением Правительства РФ. То есть Омский аэропорт, как и любой другой аэропорт нашей страны, не участвует в субсидировании рейсов. Субсидируемые маршруты в (через) аэропорт Омск были включены в государственную программу в прошлом году. Итак, сейчас у нас субсидируются следующие маршруты: Красноярск-Омск-Екатеринбург, Екатеринбург-Омск-Красноярск (авиакомпания «НордСтар»), Самара-Омск-Самара, Казань-Омск-Казань (авиакомпания «ЮВТаэро»), Сургут-Омск-Сургут, Ханты-Мансийск-Омск-Ханты-Мансийск (авиакомпания «ЮТэйр»), рейсы Якутск-Омск-Анапа, Анапа-Омск-Якутск (авиакомпания «Якутия») субсидируются на участке Якутск-Омск и Омск-Якутск по 215 и 1372 Постановлению Правительства РФ (билеты продаются по специальному тарифу).
– А сколько вообще компаний к нам сейчас летает и каких? Планируется ли расширять это список?
– К нам летают около 20 авиакомпаний, их перечень можно посмотреть на нашем сайте. Сейчас со всеми ведутся переговоры об открытии новых направлений. Кроме того, постоянно работаем с теми авиакомпаниями, которым потенциально может быть интересно направление из (в) Омска. Так, например, с апреля 2019 года а/к «Победа» начала выполнять ежедневный рейс по направлению Омск-Москва (Внуково). Также ведем работу над увеличением рейсов по уже существующим маршрутам: предлагаем авиакомпании «НордСтар» увеличить частоту рейсов в Красноярск, совместно с S7 рассматриваем возможность увеличения частоты утреннего рейса в Новосибирск, также выполнения рейса S7 в Санкт-Петербург.
– В связи с этим не могу не задать наболевший вопрос о стоимости авиабилетов.
– Если мы сравним билеты до Москвы и Санкт-Петербурга, то увидим очень значительную разницу, которая обусловлена тем, что в Петербург выполняется только один рейс в день и только одной авиакомпанией, то есть там отсутствует даже минимальная конкуренция. В целом же цены на билеты формируют авиакомпании исходя из своих затрат и коммерческих интересов. Аэропорт со своей стороны в целях привлечения новых авиакомпаний и развития новых направлений предоставляет скидки и специальные условия на наземное обслуживание самолетов. Стоит отметить, что доля затрат на наземное обслуживание составляет от 12 до 16% всех расходов авиакомпании, скидки аэропорта не оказывают влияния на цену авиабилета.
– Из чего складывается тариф на обслуживание?
– Тариф складывается из обеспечения взлета-посадки, заправки топливом, обеспечения авиационной безопасности, обслуживания аэропортового комплекса и пассажиров. Подчеркну, что он регулируется Федеральной антимонопольной службой. Уровень тарифов обслуживания во всех российских аэропортах – это публичная информация, поэтому любой желающий может ознакомиться с ней и сделать самостоятельные выводы. Мы находимся в золотой середине, наши тарифы не завышены и не занижены относительно других аэропортов РФ.
– Насколько в целом вы ощущаете конкуренцию с другими аэропортами? С теми же новосибирским, екатеринбургским, тюменским?
– Безусловно, основными конкурентами являются аэропорты Новосибирска и Екатеринбурга. Успех Толмачево и Кольцово связан с наличием у них базовых авиакомпаний: S7 и «Уральские авиалинии» соответственно. У нас такой компании нет. Однако практика показывает, что одна и та же авиакомпания может базироваться в нескольких аэропортах. Поэтому сейчас наши усилия направлены на то, чтобы договориться хотя бы с одной авиакомпанией о базировании в Омском аэропорту нескольких воздушных судов. В этом случае сможем успешнее конкурировать с нашими соседями. С аэропортом Рощино нет какой-либо серьезной конкуренции в силу отсутствия значительной сети маршрутов, как у Толмачево и Кольцово.
– С какими проблемами приходится сталкиваться в управленческой деятельности аэропортом?
– Основной проблемой для всех аэропортов, расположенных на востоке нашей страны, в том числе омского, являются очень сжатые по времени пики прилетов и вылетов в утренние часы. Учитывая очень высокий спрос на слоты именно в этот период, нагрузка на инфраструктуру всего аэропорта и, в частности, на терминал крайне неравномерна. Поэтому мы уже сейчас сталкиваемся с естественными ограничениями при обслуживании воздушных судов в утреннее время, при том что в остальное время суток аэропорт не загружен. Решаем эту проблему только путем переговоров с авиакомпаниями.
– Для каждого пассажира важен уровень обслуживания в аэровокзале. Планируете ли открытие каких-нибудь магазинов, бутиков и т. д.?
– При сравнении себя с нашими конкурентами и партнерами, да, реально представляем необходимость увеличения количества предоставляемых сервисов для пассажиров. В связи с этим нами разработана программа заполнения площадей аэровокзала для увеличения количества точек продаж товаров и услуг. Уже сейчас ведется работа по привлечению партнеров. Первые результаты вы увидите уже этим летом. В связи с тем, что в существующем здании терминала имеются определенные ограничения, при планировании выбираем сервисы, которые будут востребованы большинством пассажиров.
– Ранее звучали предложения оформить пространство международного терминала омскими брендами. Как развивается эта идея?
– Мы не оставили эту идею и сейчас ведем переговоры с омскими предприятиями об оформлении пассажирских зон с использованием их корпоративных стилей. Это, кстати, касается не только международного терминала, но и терминала внутренних рейсов. Надо при этом понимать, что наши отношения со всеми партнерами являются коммерческими, поэтому успех зависит от возможности самих омских компаний сотрудничать с нами. Недавняя встреча с представителями исторического парка «Россия – Моя история» (у них есть опыт организации интерактивных экспозиций) дает надежду на взаимовыгодное сотрудничество.
– Буквально недавно обсуждалась идея, мягко говоря, помасштабней – перспектива превращения Омского аэропорта в хаб. Насколько она вообще реальна?
– Давайте посмотрим. Параметрами хаба являются: наличие базовой авиакомпании, большое количество стыковочных рейсов и широкая маршрутная сеть. Поэтому рассматривать создание настоящего хаба на базе Омского аэропорта, боюсь, преждевременно – это объективная реальность. Но мы двигаемся в этом направлении поступательно: работаем над развитием маршрутной сети, включая международные направления. Также (я уже чуть ранее это отметил) ведем переговоры с авиакомпаниями о базировании воздушных судов в нашем аэропорту. Эта работа ведется параллельно, одно не зависит от другого.
– Наболевший для многих омичей вопрос: так все-таки где, на ваш взгляд, должен находиться аэропорт – на своем нынешнем месте или за пределами центра?
– Существующее расположение аэропорта Омск (Центральный) накладывает значительные ограничения на его развитие, а также на развитие города Омска (с точки зрения наличия приаэродромной территории, которая регулируется на федеральном законодательном уровне). Общая мировая практика заключается в том, что при таких условиях аэропорт выносят за пределы города. При этом в мире существуют примеры нахождения аэропорта в пределах городской агломерации.
– Как развиваются грузовые авиаперевозки, насколько перспективно это направление работы?
– Могу сказать, что в ближайшей перспективе существенного прироста грузовых перевозок через Омский аэропорт не прогнозируется. На самом деле это относится к подавляющему большинству российских аэропортов (возможно, некоторое исключение из этого общего правила представляет аэропорт Толмачево). Дело в том, что существуют давно разработанные и реализованные грузовые логистические потоки через московский авиаузел. Поэтому сейчас в основном работаем над увеличением пассажирской маршрутной сети.
– Подытожим. Каковы планы на будущее у Омского аэропорта?
– Конечно же, основная наша задача – расширение маршрутной сети аэропорта и увеличение пассажиропотока. В целом довольны работой терминала, но продолжим стремиться к созданию более комфортных условий для пассажиров в аэровокзале. В ближайшее время планируется реконструкция привокзальной территории аэропорта, ремонт мест стоянок воздушных судов. Уже в сентябре в непосредственной близости к зданию терминала А сделаем обустроенную бесплатную парковку, а также расширим зону платной парковки. Сейчас прорабатываем возможность увеличения пропускной способности нашего международного терминала А. С собственником аэродрома Омск-Центральный Российская Федерация в лице ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» в ближайшей перспективе прогнозируется совместное рассмотрение вопросов реконструкции светосигнального оборудования взлетно-посадочной полосы и реконструкции аэродромных искусственных покрытий.
– Предлагаю вернуться к началу разговора – к юбилею. Планируете отметить дату каким-нибудь памятным знаком?
– Безусловно. В мае этого года, еще до начала юбилейных мероприятий, мы планируем открыть памятник «Летчик и техник», символизирующий трудовую доблесть авиаторов, их верность профессиональному долгу. Памятник воссоздавался по фотографии, сохранившейся в архивах музея истории Омского аэропорта. В 1958 году после открытия нового здания аэровокзала (он позже стал аэровокзалом местных воздушных линий) на площади было определено место для установки скульптурной композиции покорителям омского неба. Открытие состоялось в 1959 году; памятник был изготовлен из цемента, и через несколько лет он стал разрушаться, был демонтирован. Спустя 60 лет скульптурная композиция «Летчик и техник», выполненная из художественной бронзы, будет установлена на привокзальной площади вблизи терминала В. Она создана омским скульптором, профессором кафедры дизайна Омского государственного педагогического университета Виктором Ильичом КОСТЕНКО.
– Хотите сказать пару теплых слов коллегам и заодно всем гостям аэропорта?
– Конечно. Уважаемые коллеги, дорогие омичи! От имени коллектива ОАО «Омский аэропорт» и от себя лично сердечно поздравляю вас всех с 90-летием Омского аэропорта. 90 лет – это весомый срок для авиации, огромный и важный период в истории нашей страны и нашего города. Омский аэропорт, официальное рождение которого приходится на 17 мая 1929 года, является одним из первых предприятий нашей области. У нашего аэропорта богатая и интересная история, он прошел все значимые этапы развития от зарождения до современного состояния, позволяющего принимать реактивные лайнеры с использованием новейших технологий обслуживания. Хочу поблагодарить всех работников аэропорта и наших ветеранов за самоотверженный труд на протяжении всех этих лет, обеспечение бесперебойного воздушного и грузового сообщения, неоценимый вклад в развитие Омской области. В этот памятный день желаю всем крепкого здоровья, благополучия, счастья и всего самого доброго!
Ранее полностью интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 15 мая 2019 года