Нагрузка на студентов увеличилась.
После объемного интервью, которое врио ректора ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Роман СМЕЛИК дал еженедельнику «Коммерческие Вести», прошло два месяца, и мы решили узнать, как продвигаются проекты, о которых шла речь, а заодно поинтересоваться, как живет вуз в период борьбы с пандемией. По телефону с руководителем вуза беседовала обозреватель «Коммерческих Вестей» Анастасия ИЛЬЧЕНКО.
– Роман Григорьевич, как продвигается слияние факультетов? Что уже случилось, что в процессе реализации?
– 18 кафедр и один факультет объединены, присоединены или реформированы. В процессе объединения двух кафедр рождалась новая с другим названием. Преподаватели имеют право переходить в новую структуру вместе со своей прежней нагрузкой. Рабовладельческого строя – в приказном порядке переводить преподавателей с одного места на другое – мы вводить не стали (смеется). Пошли путем более-менее демократическим. В результате уже накануне каникул и начала борьбы с вирусом большинство преподавателей написали заявления о переходе на вновь созданные кафедры. Что касается факультета международного бизнеса (ФМБ), то практически все его преподаватели уже находятся на экономическом факультете, они определились с кафедрами. ФМБ нормально работает: мы сделаем выпуск этого года еще в его рамках. Окончательное прекращение деятельности факультета произойдет после завершения учебного года.
– Декан ФМБ Юрий Петрович ДУСЬ остался работать?
– Факультет работает, осуществляет подготовку, поэтому и он выполняет свои обязанности.
– В феврале на «кухонных посиделках» в редакции «Коммерческих Вестей» вы упоминали о том, что университет собирается изменить тип учреждения – с бюджетного на автономное. На вашем сайте была информация, что коллектив вуза поддержал переход. Скажите, что изменится и какова дальнейшая процедура?
– Изменится многое. Если взять топ-100 ведущих вузов страны, то практически 90 процентов из них – это автономные учреждения. С одной стороны, автономия дает большие возможности университетам. Это и достаточно гибкое участие в национальных проектах, причем не только в образовательных. Мы сможем это делать без согласования с учредителем. И более эффективное использование имущественного комплекса, т. е. возможность убирать так называемые непрофильные активы, чего не могут себе позволить бюджетные учреждения. Появится возможность строить индивидуальные образовательные траектории для студентов. С другой стороны, это достаточно большая ответственность, потому что автономные вузы становятся регионообразующими, т. е. они более активно участвуют в работе субъектов Федерации, сотрудничают с властью, бизнесом. Именно для этого в автономных вузах в качестве высшего руководящего органа создается наблюдательный совет.
Коллектив наш решил идти этим путем. На сегодня ситуация следующая: до карантина мы успели согласовать действия с нашим учредителем. Переход к автономии – достаточно долгий процесс, он регламентируется Постановлением Правительства РФ № 325. С представителями учредителя мы активно контактируем, подготовили перечень документов, которые нужно сделать. Как только завершатся мероприятия по борьбе с коронавирусом, приступим к дальнейшей реализации. Но уже сейчас могу сказать, что объемность вопроса немалая. Только представьте, нам нужно будет провести аудит всей материально-технической базы университета, а также проверку и аудит всей недвижимости вуза. Процесс сложный, но от него никуда не деться.
– Получается, переход может затянуться на год и больше?
– Опыт других вузов говорит, что некоторые успевали и за полгода (конечно, не в том режиме, в каком мы сейчас находимся), но были и те, кому потребовалось больше года.
– Давайте поближе подойдем к режиму самоизоляции, о котором сегодня говорят все, и его последствиям. В частности, сейчас обсуждают, что дистанционное обучение в среднем образовании столкнулось с серьезными проблемами. Как оно протекает в ОмГУ? Вы сами находитесь на удаленном режиме работы?
– Я пребываю в двух ипостасях: как преподаватель на удаленном режиме, а как руководитель учреждения обязан обеспечивать непрерывную работу всех своих служб и подразделений. Поэтому у меня есть справка от работодателя, что я должен находиться на рабочем месте.
Что касается дистанционного обучения в университете. Все прекрасно знают, что каникулы закончились 6 апреля и с этого дня возобновилось образование в режиме онлайн. Наш университет к этому был готов. По нацпроекту, который мы реализовывали, в ноябре-декабре закупили соответствующую технику, поэтому сегодня у нас проблем с дистанционным образованием практически нет. Работает несколько платформ. Студенты имеют возможность пользоваться курсами и методическими материалами, разработанными в нашем университете. Одновременно с этим мы предоставляем им ссылки на информационные базы других вузов, случается, что рекомендуем изучать предметы по материалам наших коллег, которые они предоставляют в режиме корпоративного общения. Сегодня у студентов есть возможность выбора, они могут изучать предмет по любым источникам. Проблем методических нет, существуют только технические, но они не связаны с университетом. Речь идет о возможностях системы Интернет. Например, во время недавней бури и у нас Интернет не очень хорошо работал. Кстати, хочу заметить, что нагрузка на студентов увеличилась.
– В связи с чем?
– В связи с особенностями студенческой жизни. Вы студенткой были? Вот не пошли на занятия и нечего делать. А здесь вы находитесь дома, и преподаватели в любом случае выдадут вам задание, и его надо будет делать. Я общаюсь со студентами (я ведь такой же преподаватель, как и все остальные), и они говорят, что нагрузка увеличилась, потому что по каждому предмету приходится что-то делать. Представьте себе, что даже по физкультуре надо писать рефераты на различные оздоровительные темы.
– Если завтра губернатор Омской области снизит строгость режима самоизоляции в регионе, на работу университета это повлияет, или вы подчиняетесь в этом плане только федеральным структурам?
– Административно мы подчиняемся Министерству образования РФ, и в связи с распоряжением министра от 3 апреля все вузы в стране в течение апреля осуществляют дистанционное образование. С другой стороны, мы находимся на территории Омской области и на нас также действуют распоряжения губернатора. Если послабления будут даны, мы согласуем наши действия с учредителем и на основании его ответа примем решение.
– И последний вопрос: что происходит сегодня с иностранными студентами, которые обучаются в ОмГУ? Они разъехались по домам?
– Студенты дальнего зарубежья – из США, Китая, Италии, Сербии, Польши и других стран – по рекомендации своих правительств имели возможность покинуть нашу страну. Основная масса этим воспользовалась и занимается сейчас в онлайне через Интернет. Сегодня в университете осталось 15 студентов из дальнего зарубежья, они проживают общежитиях № 1 и 2: из США – двое, из Монголии и Ирана по одному, четверо из Китая и семеро из Эквадора. Они не пожелали уезжать и работают через свои ноутбуки. Что касается ближнего зарубежья, а в основном это Казахстан, у нас из этой страны обучается более 350 человек, то основная масса студентов тоже успела покинуть территорию России. Остались порядка 40 человек, которые тоже проживают в общежитии и занимаются дистанционно.
Также в общежитии находятся наши студенты родом из Сургута, Ханты-Мансийска, Тюменской области, Красноярского края, которые не пожелали ехать домой. В общей сложности в университетских общежитиях сегодня размещены 170 студентов. Все они находятся под присмотром, у них постоянно оценивается уровень здоровья. Занятия идут как запланировано, в дистанционном режиме.
Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 15 апреля 2020 года.