В Омске успешно развивается франчайзи сети японских эконом-парикмахерских.
В деловых СМИ бурно развивающуюся по стране (а также в Беларуси, Казахстане и Киргизии) сеть японских эконом-парикмахерских «Чио-Чио» называют лидером российского рынка салонов красоты по количеству точек. Омск эта «эпидемия» не обошла стороной – у нас уже 13 экспресс-цирюлен в разных частях города. Две из них – на Дмитриева и на Комарова – развивает с супругом Анна СКРИПНИК, которая согласилась пояснить обозревателю «Коммерческих Вестей» Анастасии ПАВЛОВОЙ некоторые моменты ведения бизнеса в сфере бьюти-индустрии стандарт-сегмента.
– Анна, что побудило вас создать свое дело? Я так поняла, это ваши первые шаги в бизнесе.
– Честно говоря, все сложилось весьма спонтанно, я 11 лет и по сей день параллельно тружусь в найме – у меня на то личные причины. В 2017-м мы с мужем переехали на Левый берег и искали для личных нужд подходящую парикмахерскую. Супруг перепробовал несколько местных салонов красоты и барбершопов, ни один из них не удовлетворил его полностью, везде что-то смущало – либо качество услуги, либо сервис, либо цена. И мне как-то совершенно случайно попалась на глаза реклама франшизы бюджетной парикмахерской «Прядки в порядке» – там очень добротно отлажено взаимодействие с клиентом. Я заинтересовалась этой темой и вышла позже на «Чио-Чио», у которого оказалась просто мощнейшая реклама именно франшизы – у идеолога сети Ильназа НАБИУЛЛИНА уже более семи сотен партнеров. Мы осмотрели салоны в Казани и убедились с мужем, что концепция нам очень нравится. В октябре 2018-го открыли точку на Дмитриева. Паушальный взнос – 250 тыс. рублей, на каждый последующий салон – 50% от этой цены. Платим роялти 3% от выручки.
– Слушайте, но ведь франшиз салона красоты на рынке очень много – от доступных широкому кругу клиентов до элитарных. Почему именно «Чио-Чио»?
– Во-первых, мне очень понравилась идея фиксированной цены на услуги. Думаю, многие из нас сталкивались с заявленной стоимостью стрижки 200 руб., допустим, которая на выходе внезапно вытягивает на все 400 – впоследствии оказывается, что мойка, сушка, обработка косметическими средствами в прайс не включались. В «Чио-Чио» цена закрепленная, без всяких подвохов – 250 рублей, будь то стрижка под ноль или модная кроп. Расческа, которой работали с гостем, ему преподносится в подарок. Вроде бы мелочь, а людям приятно. Во-вторых, каждая шестая стрижка дается в подарок. Это превосходный, полностью оправдывающий себя маркетинговый ход, который редко где встретишь. Да, муж подсчитал, что мы теряем на бесплатных стрижках около 25-30 тыс. рублей на одной точке. Но зато поток гостей стабилен! Люди так благодарны, что на праздники мои сотрудницы утопают в тортиках и конфетах. Все просто – реальность качества услуги превосходит ожидания. В-третьих, система управления. В «Чио-Чио» нет администраторов – для записи и оплаты используется терминал. Это тоже существенная экономия денег и безопасность для нас как собственников. Конечно, любая техника подвержена глюкам и сбоям, но ничего непоправимого у нас не случалось. В любом случае терминал надежнее живого администратора: он не заболеет, не уволится, не будет договариваться с мастерами о том, чтобы делить выручку пополам и класть себе в карман мимо кассы, – к сожалению, это не редкость на нашем рынке. В дорогом салоне красоты управляющий скорее составляющая имиджа, а не реально функционирующее звено. В нашем случае мы можем обойтись и без него.
– А как же конфликтные ситуации, закупки, оплата счетов и прочее, чем обычно ведает управляющий?
– Мы с мужем занимаемся всем сами. От ответствен за наши финансы, хозяйственные, технические вопросы и решение споров с гостями. Я нанимаю персонал, курирую наше продвижение в соцсетях и развитие в целом.
– Продолжим о кадрах. Ваши коллеги часто жалуются на нехватку достойных мастеров.
– О да, это наша боль. Мы и запустились-то с опозданием, поскольку не могли найти сотрудников. На Дмитриева открыли салон, в котором целый месяц работала только одна девушка, – попросту не могли обслужить больше гостей в силу отсутствия персонала. Но одновременно коллектив – ключевая составляющая успеха, которая напрямую зависит от владельцев: мы подбираем сотрудников не по стажу, а по человеческим качествам, поэтому к нам и едут гости с другого конца города. Главное для нас в людях – адекватность, лояльность, коммуникабельность. Случалось принимать на работу и совсем зеленых девчонок – да, рука набивается не сразу, но научить навыкам проще, чем переделать личность. Теперь уже к нам довольно часто просятся мастера из других салонов на подработку, поскольку вне зависимости от сезона (а в октябре – ноябре потребление парикмахерских услуг всегда провисает) нам хватает гостей.
– Я все пытаюсь понять, в чем же проблема с набором.
– Люди не хотят стричь за 250 рублей, им нужно 500-1000 рублей минимум и не менее часа работы на гостя. А у нас план – 20 человек в день.
– Ого!
– Да, поток внушительный, но и заработать можно вполне сносно – 40% от сделанной выручки. Бесплатные для гостя стрижки, акционные услуги оплачиваются мастерам в полном объеме.
– Вроде то на то и выходит – обслужить много человек по низкой цене или всего несколько по высокой.
– В том и дело. Люди очень часто банально не хотят работать. Я сразу отказалась от оплаты труда в тот же день, потому что на следующий мастер просто мог не выйти на работу. Дисциплина хромает вообще нередко. Единственного парня в нашем коллективе пришлось уволить потому, что он дважды исчез без предупреждения.
– Я обратила внимание, что разные салоны в сети «Чио-Чио» предлагают отличные друг от друга услуги. Чей-то список включает массаж головы, чей-то – праздничные наборы косметики для волос на продажу.
– В этом плане мы свободны в выборе продвижения. Нет, массажа головы у нас нет. У нас какое-то время на Дмитриева был маникюрный стол, но это нисколько не оправдало себя. Прибыли это не приносит, зато требует отдельного кабинета, а мастер в итоге уводит клиентов к себе в базу. Отказались от этой услуги.
– Сколько вы вложили в салоны? Говорят, каждую последующую точку открывать проще и дешевле.
– В первый инвестировали 1,2 млн. рублей примерно, во второй – около одного млн., да, чуть сэкономили, основываясь на собственном опыте. Брендбук «Чио-Чио» прописан очень подробно вплоть до цвета и качества салфеток. Но нам не запрещено заменять позиции другими. К примеру, мы покупаем парикмахерские воротнички в два раза дешевле, чем рекомендовано, и вообще не приобретаем дорогостоящие фирменные охлаждающие спреи, которыми пользуются барберы, – они нам просто не нужны. При этом мы регулярно стерилизовали все оборудование еще задолго до пандемии – это всегда было нормой для нашей сети.
– Когда вы вышли на точку безубыточности?
– На Дмитриева спустя полгода. На Комарова еще не вышли, но мы открылись только в мае 2020-го. Парадоксально, но находимся в локальной войне со старшей по дому, которая запросила за услуги размещения баннера, а также вывески (вот это уже противозаконно, мы согласовываем это с чиновниками, не с жильцами) непропорционально огромные деньги – пока не можем договориться. Вообще очень многое зависит от местоположения, а найти помещение с хорошим трафиком при доступной арендной плате – крайне сложно. Я регулярно смотрю свободные варианты. Недавно мне приглянулась площадка на Дианова, но там аренда одного квадратного метра стоит две тысячи рублей в месяц! На Комарова у нас пока слабоватый трафик, пришлось даже установить оклад мастерам 1200 рублей в день, чтобы они не оставались ни с чем. На Дмитриева окладов нет – на текущий день это самая успешная точка «Чио-Чио» во всем Омске по объемам выручки. За октябрь мы там подстригли 1318 гостей. Это не считая дополнительных услуг вроде окрашивания, моделирования бороды и прочих. К нам, кстати, ходит очень много мужчин, которые сменили свой барбершоп на нас, поскольку не видят смысла переплачивать почти тысячу за услуги точно такого же качества. В любом случае даже в самый плохой день мы обслуживаем не менее 42 гостей.
– Ощущаете конкуренцию? В социальных парикмахерских 100 – 150 рублей за стрижку – вполне обычная вещь.
– Нисколько, дело в культуре. Многие люди удивляются, встретив адекватное обслуживание при якобы низкой цене. Местные пенсионеры, признаюсь, поначалу пугаются, увидев наш интерьер, сразу думают, что у нас дорого. Кстати, ветеранов ВОВ обслуживаем бесплатно круглый год – у нас есть постоянные гости, которых мы регулярно стрижем каждые два-три месяца. Просто хорошо – не значит дорого и долго. Наш стандарт – 15 минут, если речь о стрижке. Просто мы не моем, а используем пылесос, убирающий остриженные волосы. Это огромный агрегат в подсобке под 100-200 тыс. рублей, ответвления от которого идут к каждому рабочему месту, безаналоговое зарубежное оборудование. Муж, получив инструкцию на иностранном языке (не на английском), долго разбирался методом тыка, как его собрать. Пылесосом очень удобно и быстро убирать рабочее место. В общем, конкуренции мы не боимся, напротив, приглядываемся к «прикормленным» локациям с обилием игроков – чем хуже местные парикмахерские, тем больше у нас шансов закрепиться.
– Каков портрет вашего клиента? Пол, возраст.
– На Дмитриева больше мужчин, на Комарова – женщин, учитывая, что 250 рублей за женскую стрижку – это нонсенс. Обслуживается у нас много детей, подростков 12 – 13 лет.
– У «Чио-Чио» несколько франчайзи в нашем городе. Вы поддерживаете связь друг с другом, обмениваетесь опытом?
– Как ни странно, нет. Поначалу меня грела мысль о наличии единомышленников, но все держатся очень обособленно. Казалось бы, нам совместными усилиями следовало развивать общий бренд, ведь профинансировать рекламную кампанию вскладчину легче и эффективней, но этого не происходит.
– Как пандемийные весна-лето?
– Безусловно, немного просели финансово, но ровно до того критического уровня, который и закладывали. Арендодатели сделали 50%-ю скидку, но эти средства тем не менее пришлось вытаскивать из бизнеса – сбережений у нас никаких не было.
– Напоследок. Прочла в одной из статей своих иногородних коллег мысль о том, что «Чио-Чио» – фастфуд в парикмахерском мире. Вам не обидно такое сравнение?
– Разумеется нет. Так и должно быть: увидел, зашел, подстригся. За 15 минут.
Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 2 декабря 2020 года.