Депутаты горсовета будут решать судьбу муниципальных рынков, которые нуждаются в капремонте на 53 млн. рублей.
7 апреля на заседании Омского городского совета депутаты не продвинулись в решении вопроса по снижению процента отчисления прибыли муниципальными рынками в доход города.
Почему рынки не могут заработать на капремонт
Сейчас рынки отдают местной казне 85% своей прибыли, а мэрия предлагает снизить ставку до 30% (именно столько платят все остальные муниципальные предприятия). Эта мера позволит городским рынкам направить высвободившиеся средства на капитальный ремонт, в котором они остро нуждаются.
На пленарном заседании вопрос был только у коммуниста Дмитрия ПЕТРЕНКО, который удивился предложенному подходу и провел параллель с регулярным финансированием МП «Комбинат специальных услуг»:
— Интересно, что в одном вопросе мы выделяем 16 млн. рублей на уборку мусора на кладбищах, а в другом спокойно снижаем долю поступлений с муниципальных рынков в бюджет до 30%. На мусор деньги есть, а рынкам отдать мы их не можем?! Просто отказываемся от 55% прибыли?
Глава департамента имущественных отношений администрации Омска Дмитрий МАХИНЯ пояснил депутату разницу между двумя предприятиями:
— Муниципальные рынки – это коммерческая организация, напрямую финансировать ее из бюджета нельзя. Наверное, здесь, как в пословице: не давай денег и рыбы, а дай удочку. Предприятию дается возможность заработать на решение задач. А «Комбинат специальных услуг» – это учреждение, оно финансируется из бюджета для реализации своих задач.
Однако Дмитрия ПЕТРЕНКО такой ответ не удовлетворил, он возмутился тем фактом, что в 2017-2018 годах муниципальные рынки были убыточными.
— Подчеркиваю: это было уже при нашем созыве! Как это возможно?! Никого ведь не посадили… Уголовных дел я не помню. А рынки были убыточными. Мэрия, по сути, не хотела нас информировать, что умудрилась управлять рынками так, что те приносят убытки. Когда рынки были убыточными, их прибыль никого не интересовала. А теперь, когда только пошла прибыль, сразу поставлена задача, чтобы она не попала в бюджет. На кого вы работаете, граждане?!
Интересно, что точку зрения депутата-коммуниста разделил и единоросс, заместитель председателя Омского городского совета Виталий ПУТИНЦЕВ:
— Сам от себя не ожидал, тем не менее в определенной степени готов поддержать депутата ПЕТРЕНКО. Понимаете, бухгалтерский учет – это такая интересная машина: можно написать 2+2, а можно 3+1 – и везде будет 4. Но в одном случае заплатишь гораздо меньше налогов, чем в другом. И это законно. Я не понимаю, почему рынки не могут использовать свои средства на капитальный ремонт, идут на снижение прибыли. Если сейчас не хватает, берите кредиты и проводите капитальный ремонт! Я предполагаю, что ситуация связана с квалификацией персонала, который руководит этими предприятиями.
Виталий ПУТИНЦЕВ предложил не принимать решение и более подробно изучить тему.
В итоге депутаты именно так и поступили: вопрос оставили для дальнейшего обсуждения в комитете по финансово-бюджетным вопросам. Хотя только накануне, 1 апреля, на данном комитете уделили теме более часа. Приведем наиболее интересные моменты, прозвучавшие там.
Угроза банкротства
Сначала Дмитрий МАХИНЯ в нескольких словах обрисовал ситуацию:
– В соответствии с федеральным законодательством муниципальные предприятия ежегодно должны отчислять часть прибыли, остающейся от налогообложения, в доход соответствующего бюджета, размеры отчислений устанавливаются соответствующим актом муниципалитета. Решением горсовета установлено, что все муниципальные предприятия уплачивают долю прибыли в бюджет в размере 30%, а в отношении муниципальных рынков ее размер 85%.
Глава депимущества напомнил депутатам историю продажи омских рынков. В 2005-2009 годах городских рынков в Омске было 10, они стабильно работали и перечисляли в бюджет 50% от прибыли. К концу 2009 года самые прибыльные рынки были отчуждены, в ведении муниципалитета остались лишь пять – Торговый город, Левобережный, Центральный, Советский и Ленинский. Тогда же была увеличена их доля прибыли в бюджет до 85%.
– С указанного периода финансовое состояние предприятия стало нестабильным. В 2010, 2012, 2017 и 2018 годах оно получает чистый убыток, – завершил исторический экскурс Дмитрий МАХИНЯ и вернулся к актуальности вопроса: – Чем вызвана необходимость изменения размера части чистой прибыли, подлежащей отчислению? Вся имущественная база рынков (думаю, многие ее видели) 70-80 годов постройки. Капитальных ремонтов за указанный период времени не производилось. На сегодняшний день муниципальными рынками получено значительное количество предписаний контролирующих органов – Роспотребнадзора, МЧС. Общая сумма ремонтов, которая необходима для приведения рынков в нормативное состояние и повышение конкурентоспособности, на сегодняшний день оценивается в 53 млн. рублей. С учетом практически полного отчисления всей прибыли у рынков не возникает возможности проведения необходимого объема ремонтов.
Глава депимущества заметил, что муниципальные рынки арендуют земельные участки и согласно новой кадастровой стоимости в год выплачивают около 10 млн. рублей. «При таких условиях можно прогнозировать ухудшение финансового состояния рынков вплоть до банкротства», – резюмировал Дмитрий МАХИНЯ и проинформировал членов комитета, что за 2020 год доля чистой прибыли, полученная муниципальными рынками, равнялась 8,9 млн. рублей.
Рынки в концессию
Обсуждение на комитете было бурным. Первым слово взял первый заместитель председателя Омского городского совета Юрий ТЕТЯННИКОВ:
— Знаете, жителям города, по большому счету, все равно, кто владелец рынка – муниципалитет, частное лицо. Важно, чтобы на рынке было безопасно, чтобы он был современный и продукция свежей, имела контроль качества и конкурировала по цене с теми же сетевыми магазинами. Как мы это можем обеспечить? Наверное, сегодня самый эффективный способ – это рассмотреть вопрос передачи инвесторам рынков в концессию. Или передать в долгосрочную аренду (на срок 10 лет) под обязательство инвестировать в обновление. Вот тогда будет результат. А сейчас я не уверен, что мы добьемся эффекта и наши рынки станут конкурентоспособны. Рассматриваем ли мы такой вариант?
Оказалось, что инвесторы время от времени обращаются в мэрию с подобными запросами, однако достойных предложений администрация не получила – в основном бизнес хочет получить рынки либо безвозмездно, либо за минимальную плату.
Алексей ПРОВОЗИН подсчитал, что требуемые 53 млн. рублей муниципальные рынки будут копить в течение 7-8 лет (если горсовет примет проект и проголосует за 30% отчисления). И Михаила ФЕДОТОВА тоже заинтересовала арифметика: «Было 10 предприятий, стало 5. Куда делись остальные?». «Они ушли в частные руки. Осталось четыре муниципальных предприятия», – пояснил директор МУП «Муниципальные рынки» Александр АЛГАЗИН, которого пригласили на комитет.
Депутата Сергея ДРОЗДОВА интересовало, что предприятию мешает еще до выплаты 85% проводить реконструкцию, смену оборудования и прочее. "Проблема в том, что в расходы предприятия может быть включен только текущий ремонт, а нужны инвестиции в основной капитал, т.е. капитальные вложения. А они только за счет чистой прибыли. Сначала рынок должен получить чистую прибыль, а потом с нее брать», – пояснил МАХИНЯ.
— Я знал, что вы так ответите, – заметил Сергей ДРОЗДОВ и продолжил. – Но если вернуться к цифрам: на эти деньги никакого развития не получится. Абсолютно! Здесь нужно срочно создавать рабочую группу и разбираться, что будет дальше с рынками. Мы смешны, когда говорим, что рынки убыточны. Они всегда были прибыльны.
Дмитрий ПЕТРЕНКО тоже заметил, что требуемые на капремонт 53 млн. рублей муниципальные рынки никогда не соберут.
– Потенциальные инвесторы интересуются рынками. Вопрос в том, что территории муниципальных рынков все состоят из пятен, которые в частной собственности, поэтому любой инвестор смотрит и говорит: «А что я буду делать с этим винегретом?» Там, грубо говоря, на двух гектарах рынка находится еще 30 собственников с разными конфигурациями. Тяжело сделать внятное предложение, чтобы это использовать, – напомнил депутатам о проблеме заместитель мэра Омска Олег ЗАРЕМБА.
По его мнению, процент нужно снизить, чтобы поставить данные МУПы в те же условия, что и другие.
– 8,9 млн. рублей прибыли получило МУП «Муниципальные рынки» в прошлом году. Конечно, эти деньги сразу не решат проблему, но хоть что-то позволят делать. Если корову мало кормить и больше доить, она вряд ли больше молока начнет давать. Она просто сдохнет. Поэтому давайте хоть чуть-чуть сена-то ей насыплем. Начнем в порядок приводить рынки – на те деньги, которые они сами же заработали, а не просят у бюджета, – метафорично продолжил мысль Олег ЗАРЕМБА.
Как наводили порядок на рынках
Принятие положительного решения по снижению процента отчисления тормозило и то, что согласно федеральному закону до 2025 года все муниципальные унитарные предприятия должны быть ликвидированы. Алексей ЛОЖКИН подчеркнул, что заниматься рынками нужно было еще 5 лет назад, а сегодня они действительно в плачевном состоянии – текут крыши, на Советском рынке посередине территории поставили магазин. «Мы не хуже можем управлять. Видим, что даже в таком состоянии муниципальные рынки приносят чистую прибыль – почти 9 млн. рублей в год. Ну, дайте им возможность встать на ноги», – предложил депутат. Он считает, снизить процент для рынков будет правильно.
Уже под занавес обсуждения слово предоставили Александру АЛГАЗИНУ (на фото).
— В должности я с 25 июня 2018 года, – начал рассказ глава муниципальных рынков Омска.– Доходы рынков за 2017 год составили 111 млн. рублей… За полгода нам удалось поступления увеличить до 119 млн. рублей. По итогам 2019 года прибыль составила уже 126 млн. рублей. На 2020 год мы строили грандиозные планы – собрать до 133 млн. рублей». Конечно, планы на прошлый год были скорректированы пандемией.
АЛГАЗИН сделал акцент на изначально плохом состоянии рынков:
— Левобережный рынок был построен в 1983 году, Ленинский – в 1974-м, Советский – в 1970-м, Центральный – в 1968-м. За это время ни один капитальный ремонт не проводился. Износ сетей составляет 80%. Я понимаю, почему Оксана Николаевна – мэр города – доверила мне рынки. Потому что ситуация была очень непростая. Я буду откровенен: как в 90-х годах братки делили территорию, так же были поделены и рынки. Приходилось силовым методом наводить там порядок. Но когда они поняли, что меня не сломать, начали писать жалобы – в приемную президента, генеральную прокуратуру, ФСБ России. За 2,5 года я пережил 18 проверок прокуратуры. Вместе со мной на рынки зашли сотрудники Роспотребнадзора, МЧС, были выявлены сотни недостатков. Только по Левобережному рынку – 52 недостатка. Он был на грани закрытия. Мне пришлось встречаться с руководством МЧС и просить время на устранение. На сегодняшний день на Левобережном рынке все 52 устранены.
По словам АЛГАЗИНА, на Ленинском рынке МЧС выявило 38 недостатков. Сейчас там проводят сигнализацию. На Советском рынке из 28 проблемных мест осталось только одно, на Центральном – 5 из 18 выявленных.
— Конечно, нам нужны финансовые вложения. Чтобы устранить недостатки, которые нашел Роспотребнадзор, требуется порядка 80 млн. рублей, – озвучил потребности предприятия АЛГАЗИН.
Как оказалось, руководитель рынков ревностно относится к их наполняемости. Он привел цифры, говорящие о прогрессе в этом вопросе: на 25 июня 2018 года рынки были заполнены торговцами на 38%, а в данный момент – на 54%.
— Если руководитель филиала или директор рынка откажет предпринимателю в месте, которое свободно и где бизнесмен хочет торговать, с этим руководителем я работать не буду. Только на Центральном рынке мне пришлось поменять двоих. Там была наполняемость 48%, а сегодня в зале осталось 14 свободных мест, – заявил Александр АЛГАЗИН.
Он похвалился нанятым маркетологом и тем, что 16 продуктов на его рынках имеют более низкую стоимость, чем в крупных сетевых магазинах.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 14 апреля 2021 года.