Как считает арбитражный управляющий, с выплатами кредиторам «АВА Компани» сможет справиться за два года.
В четверг, 22 апреля, Арбитражный суд Омской области утвердил Положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества банкротящегося ООО "АВА Компани" в составе единого лота. Напомним, что летом 2020 года у ООО «АВА Компани» появился собственник: 100%-я доля в уставном капитале предприятия, принадлежавшая акционерной компании «Лонгория Финанс корп.», была выкуплена ООО «Профит Феллоушип»», и теперь самое крупное омское деревообрабатывающее предприятие входит в структуру ГК «Профит». И уже осенью ГК «Профит» смогла запустить деревообрабатывающее предприятие. 2 апреля года текущего «Коммерческим Вестям» провели экскурсию и показали, что сегодня на заводе происходит. Обозреватель издания Анастасия ИЛЬЧЕНКО встретилась с арбитражным управляющим Максимом ЛАГОДОЙ и узнала о планах, перспективах завершения конкурсного производства и под каким брендом сейчас продается продукция.
– Максим Сергеевич, расскажите, что сейчас происходит на предприятии.
– Как вы знаете, было принято решение сдать в аренду имущественный комплекс завода структуре нового собственника ГК «Профит». Была проведена оценка стоимости такой аренды. Мы на собрании кредиторов предоставили договор и согласовали его, также нас поддержал суд, установил, что все сделали правильно – все это не дало распродать предприятие по кусочкам, у него появились деньги, чтобы выплачивать долги по зарплате.
Новый собственник смог в достаточно сжатые сроки – фактически за август-ноябрь – отремонтировать и восстановить практически все производственные цепочки на предприятии, запустить производство. К сожалению, из-за входа в производственный цикл в середине сезона арендатор столкнулся с нехваткой сырья. Но совсем недавно собственник выиграл новые аукционы на право аренды лесного фонда для дальнейшей заготовки в Омской области, поэтому в следующем году завод должен быть обеспечен собственным сырьем и менее зависим от сторонних поставщиков.
– Как предприятие решает сырьевую проблему сейчас?
– По сути, на омском рынке очень высокая конкуренция за сырье, в которой участвуют и предприятия из соседних регионов. Собственник завода был вынужден поднять закупочные цены на сырье, и ситуация немного улучшилась. Но экономика производства, соответственно, от этого пострадала, т. е. получается палка о двух концах. Поэтому говорить, что проблема сырья себя исчерпала, рано. Только в следующем году, видимо, она решится окончательно.
– Как продвигается выплата долгов?
– С осени мы ведем переговоры с кредиторами и рассматриваем разные возможности выплаты им долгов. Взяли за основу требования закона о финансовом оздоровлении, рассчитали примерные и возможные объемы, которые может производить завод в обозримом будущем, и пришли к выводу, что с этой задачей сможем окончательно справиться за два года. Был составлен план финансового оздоровления, мы представили его на собрании кредиторов, которое прошло 19 марта. Явка была хорошая – более 70% интересантов присутствовали. Из них 62% проголосовали за принятие данного плана. Я уже обратился в арбитражный суд для его утверждения. Конечно, всегда будут недовольные кредиторы, которые считают, что если у завода появился хозяин, то он должен с ними расплатиться в полном объеме здесь и сейчас, без скидок на то, что предприятие находится в процедуре банкротства. Но есть правовое поле, в котором работает суд, и мы рассчитываем, что сможем обосновать нашу экономическую модель.
Есть, конечно, в этих перспективах и белые пятна. Действующий закон говорит, что будут учитываться в выплатах только кредиторы реестровые, т. е. текущих кредиторов план финансового оздоровления не должен учитывать. А они у нас есть, и многие резонно задают вопрос: а что будет с их долгами, которые тоже достаточно велики. Мы поясняем: когда будет реализован план финансового оздоровления, никто про текущих кредиторов не забудет, поскольку это все равно одна из стадий процедуры банкротства, и никто не отменял очередность выплат по долгам, в том числе календарную.
Из плюсов финансового оздоровления – будет назначен генеральный директор, который начнет осуществлять финансово-хозяйственную деятельность. Моей же функцией станет контроль за деятельностью генерального директора и за соблюдением графика выплаты платежей (как выяснили "Коммерческие вести" одновременно кредиторы проголосовали за Положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника в составе единого лота, которое и было утверждено арбитражным судом 22 апреля).
– Кому сегодня в первую очередь предназначаются выплаты?
– Сейчас все поступающие средства направляются на выплаты по задолженности по заработной плате. Я буду контролировать этот процесс вплоть до момента, когда меня переведут в статус административного управляющего. У завода есть несколько источников поступления денежных средств – арендные отношения и задолженность по оплате за проданные товарно-материальные ценности. В декабре мы на собрании кредиторов приняли решение продать всю малоценку – товарные остатки в виде разного рода деревянных отходов, которые в течение нескольких лет хранились в ненадлежащем виде и, по сути, уже товаром не являются. Мы избавились от них и сейчас получаем деньги от продажи. Складываем их с арендными платежами и направляем на зарплаты людям. В этом плане мы существенно продвинулись – уже оплатили долги по заработной плате за 2017 год и три месяца 2018 года. В таком же режиме будем существовать, пока не перейдем в другой статус. С момента, как мы начали это делать регулярно и в значительных объемах, бывшие работники нам поверили, вернулись работать на завод. Мы подсчитали, что из 115 человек, которые сейчас там трудоустроены, около 95% — это бывшие сотрудники.
– О каком остатке долга по зарплате идет речь?
– У нас есть две группы долга по заработной плате. Самая большая – порядка 60 млн рублей – это текущая задолженность, образованная в 2017–2019 годах, и вторая – порядка 20 млн. рублей – реестровая задолженность, которая образовалась до процедуры банкротства. Она входит в график. А текущая будет выплачиваться из средств финансово-хозяйственной деятельности. Этим и будет заниматься новый генеральный директор. Кто им станет, это выбор собственника.
– Мы видели, что на омской производственной площадке завода работы ведутся – производят пиломатериал, мебельные компоненты и щиты.
– Да, в основном это продукция с небольшой добавленной стоимостью, которая имеет наиболее массовый спрос. Оборудование, производящее продукт с большой добавленной стоимостью, пока не задействовано. Это вопрос будущего года. Нужно твердо стоять на ногах, чтобы думать о великом. Я так понимаю, будущие периоды позволят расширить производственные мощности и номенклатуру продукции. Уже через пару недель на предприятии собираются запустить линию производства паркета.
– Сейчас в цехах тепло. Разобранную систему отопления удалось починить?
– Конечно, она полностью восстановлена. Сырьем для отопления являются отходы от распиловки древесины. Их достаточно и для того, чтобы отапливать завод, и для обеспечения технологической сушки древесины. Но на ликвидацию последствий от неудачной консервации завода, произведенной варварскими методами без привлечения специалистов еще предыдущим управляющим, были потрачены немалые средства.
– Во время экскурсии по предприятию видели готовую продукцию в упаковке с новым логотипом «Профит». В какой момент ООО «АВА Компани» перестанет существовать и ее заменит ГК «Профит»?
– После того как ГК «Профит» сконцентрирует 100% долгов «АВА Компани», у компании появятся новые возможности по реализации имущества. Видимо, это должно произойти в этом году. Ввиду того что 10% кредиторов не соглашаются продавать свои долги, мы немного ограничены в функционале. Также «АВА Компани» сейчас в черном списке по госконтрактам, по возможностям аренды леса и т. д. По принятой практике однажды попав в такой, организация задерживается там на пять лет без возможности реабилитироваться. Поэтому аукцион на лесозаготовку отыгрывала уже ГК «Профит».
– А что происходит на площадках в Таре и поселке Атаке Тарского района?
– После появления нового собственника все торги по имуществу были остановлены. Продали лишь несколько единиц транспортных средств и спецтехники, что никак не отражается на текущей ситуации. В Атаке находится техническая база. Пока она не используется в технологической цепочке.
– Какие задачи сейчас стоят перед вами?
– Хотелось бы уйти из ликвидационной процедуры в реабилитационную. Но мы понимаем, что работаем в режиме правовой неопределенности из-за того, что реабилитационная процедура банкротства крайне редка, ее случаи исчисляются единицами на всю страну. Мы надеемся, что нашей компетенции хватит, чтобы ситуацию удержать и при этом наращивать объемы производства, получать выручку, позволяющую платить по графику, расплачиваться с текущими долгами по заработной плате. Но все будет зависеть от наличия сырья.
– Правительство Омской области участвует в судьбе «АВА Компани»?
– Тот негатив, который сложился вокруг «АВА Компани», дает о себе знать. Лично у меня постоянные проблемы с прокуратурой Омской области, со следственным комитетом, который надзирает за тем, чтобы мы выплачивали заработную плату. Честно говоря, на это уходит очень много сил и времени. Хороших новостей, что власти региона помогают бизнесу деятельным участием в проблемах, я не слышал. Наоборот, есть постоянные претензии к инвестору.
– А как развиваются отношения с налоговой?
– Собственник предприятия выкупил долг налоговой, который был в реестре требований кредиторов. Остались налоги в разделе текущих платежей. К счастью, суд постановил, что выплаты заработной платы более приоритетны, поэтому собственнику предприятия только предстоит столкнуться с решением вопроса по текущим налоговым выплатам, которые сейчас составляют более 50 млн рублей. Пока налоговая ничего не может сделать, поскольку есть судебное одобрение – сначала зарплата, а потом налоги, она ждет, когда наступит ее очередь.
Кроме того, у нас с налоговой несколько расходятся цифры. Дело в том, что задолженность начисляется пеня, которую, к сожалению, тоже придется платить. Налоговики воспринимают пеню в совокупности с основным долгом, а собственник про пеню предпочитает пока не думать. Но новому гендиректору этот вопрос придется тоже решать.
– Кто сейчас руководит предприятием?
– У нас сейчас выстроены арендные отношения, т. е. я, как конкурсный управляющий, являюсь своего рода агентом по выплате заработной платы. У меня в штате всего пять человек, кто занимается начислением заработной платы, платежей, другими вопросами конкурсного производства. А производственную деятельность ведет арендатор имущества, новый собственник.
– Вы сказали, что арендатором является компания, близкая к собственнику. Это кто?
– На сегодняшний момент в Омске работает несколько компаний, например ООО «Управляющая компания «Профит менеджмент Омск» и другие. Каждая занимается своим сегментом производственной деятельности. Все они принадлежат Владимиру СМИРНОВУ, он же является и генеральным директором. Именно среди его заслуг тот факт, что предприятие не ушло с молотка, а производство восстановлено. Предыдущий директор Армен БАБАДЖАНЯН, который и привел этого собственника, тоже активно вовлечен в производственную деятельность, как и бывшие руководители подразделений предприятия. Они занимаются восстановлением завода, т. к. лучше всех знают его специфику.
Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 7 апреля 2021 года.