Свои работы он адресует талантливым зрителям.
Омский литературный музей продолжает большой выставочный проект «Вдохновленные Достоевским». На прошлой неделе в рамках него открылась выставка омского графика и дизайнера Игоря НИКОЛАЕВА «Будьте добры!».
Экспозицию составили авторские марки, серия работ, посвященных детству Достоевского, и иллюстрации к его рассказу «Мальчик у Христа на елке». Собственно, рассказ тоже присутствует здесь целиком.
Игорь НИКОЛАЕВ известен как интерпретатор истории. Его художественные реконструкции коснулись уже многих исторических личностей и событий.
– Для меня Достоевский – очередной повод проявить свое творчество, – говорит он. – Я очень часто прибегаю к чужому опыту, потому что все-таки жизнь отдельного человека небольшая, и опыт каждого не такой огромный. Достоевский меня привлекает как человек, который писал о вечных темах, который всегда актуален.
Фраза «Будьте добры!» превращается у художника из формы вежливого обращения в призыв к милосердию и состраданию, характерный и для произведений писателя. Недаром в центре экспозиции рассказ о мальчике, который гибнет от человеческого равнодушия в разгар самого волшебного праздника.
– Я нашел этот рассказ в формате издания А.С. Суворина 1885 года, – рассказывает Игорь НИКОЛАЕВ. – Он еще в такой дореволюционной орфографии, поэтому, чтобы сохранить данную стилистику, я условно помещаю каждую страницу в дагерротипную коробку. Раньше в них хранились семейные фотографии, эти шкатулки специально делали из дерева и выкладывали тканями.
Достоевский не новатор в печальном святочном рассказе, считает НИКОЛАЕВ. Был и Чарльз Диккенс с его рождественскими историями, и Ганс Христиан Андерсен, написавший «Девочку со спичками». Получается, Федор Михайлович тоже опирался на чужой опыт, адаптируя его к российским особенностям, что, в общем-то, нормально.
Как уже было сказано, серия работ в уникальной авторской технике связана с детством Достоевского, которое, по меркам дворянской семьи, было счастливым: игры в поместье Даровое, общение с родителями, домашнее обучение. Так как подлинных изображений членов семьи писателя, а также его самого в детстве не сохранилось, НИКОЛАЕВ прибегает к уже знакомой художественной реконструкции.
– Я решил использовать фотографии середины XIX века, – поясняет он. – Глядя на этих людей, вы можете себе представить, как жил Достоевский, в какой среде он формировался как личность. Его портрет в возрасте 10–12 лет – стилизация так называемого «провинциального портрета», популярного в России на рубеже XVIII–XIX веков. Это примитивная манера, немного наивная, немного лубочная, поскольку художественных учебных заведений в стране еще было мало, и портреты зачастую писались самоучками. В лице юного Достоевского я совместил черты его детей – ведь дети всегда похожи на родителей – и «одел» его по моде того времени. То есть мне пришлось еще и моду изучить.
Экспозиция дополнена авторскими марками, в которых тоже ощущается эпоха. Именно погружение в нее, а не параллели с современностью художник считает главным.
Работы сопровождаются достаточно объемными комментариями, которые автор не находит лишними.
– Зритель не всегда бывает подготовлен к тому, что ему предстоит увидеть, – считает он. – Чтобы быть талантливым зрителем, нужно все равно что-то прочитать.
По признанию Игоря НИКОЛАЕВА, хотя его обращение к творчеству и биографии Достоевского не первое, раньше он не относился к этому со столь пристальным вниманием. Но, плотно поработав над темой год, намерен ее продолжать. В частности, «дописать» какие-то произведения, наброски которых нашел в дневниках писателя.
– Мне интересно работать с тем, что еще до конца не изучено. Хочется каких-то открытий, в первую очередь для себя, – улыбается художник. Теперь уж точно – вдохновленный Достоевским.
Выставка «Будьте добры!» будет работать до 10 сентября.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ