Омичам показывают выставку авторских кукол семьи НАМДАКОВЫХ.
Под занавес Года семьи в Городском музее «Искусство Омска» начала работу выставка «Ульгер» (0+). В экспозиции – 19 произведений, созданных родственниками всемирно известного бурятского художника и скульптора Даши НАМДАКОВА.
– Это большая семья, и мастерство там культивируется, передается из поколения в поколение, – рассказывает директор музея «Искусство Омска» Лариса ТИМКОВА. – Их отец, старший брат занимались изготовлением фигур для буддистских дацанов, и вот сестры сейчас делают таких прекрасных кукол. Эта выставка родилась девять лет назад. Из Иркутска она поехала в Китай, потом в Музей этнографии в Санкт-Петербурге, Музей народов Востока в Москве и дальше по крупным городам России. Нам ее предлагали давно, и сейчас мы решили, что уже пора показать омичам этот проект.
Творчество семьи НАМДАКОВЫХ сформировано под влиянием бурятских обычаев, а также монгольской и китайской культур. Рукотворные куклы – зачастую персонажи исторических легенд, герои бурятского эпоса и буддистских притч. Недаром выставка носит название «Ульгер», что в переводе с бурятского означает «сказание».
Одной из таких героинь является Хун Шубуун (Девушка-лебедь). По легенде однажды три лебедя спустились на озеро Байкал, чтобы искупаться. Они сняли с себя оперение и превратились в прекрасных девушек. Молодой охотник Хоредой Мэрген увидел это и похитил одеяние одной из них. Ей пришлось остаться. Она вышла замуж за охотника, родила ему одиннадцать детей, которые стали прародителями одиннадцати хоринских народов, а потом все же превратилась в лебедя и улетела. Поэтому лебеди особенно почитаемы в этой местности. Когда стаи улетают на юг, по земле разливают молоко, желая им легкой дороги. И такими же молочными «реками» встречают птиц обратно. Считается, что это делается для того, чтобы вмире сохранялись добро и благодать.
«Принцесса», «Всадница», «Амазонка» – у каждой куклы свой характер и колорит, каждая – фрагмент волшебного сюжета. Всех объединяет национальная окраска, традиционная форма выражения прекрасного.
Принцесса сидит на фантастическом единороге, с которым в мировой культуре связано множество легенд и аллегорий. Его наделяли чудесными свойствами, силой и благородством. В общем, это вполне королевский «транспорт».
Образ юной всадницы – образ степной воительницы на низкорослой монгольской лошади. Девушка одета в стилизованный бурятский костюм и украшения, содержащие этнографически точные детали.
Алым облаком выделяется в экспозиции кукла «Сэсэг». Имя ее переводится как «цветок» и вполне соответствует образу.
Есть на выставке и сувенирные куклы: «Лошадка», «Девочка», «Мальчик».
Интерьерные, немножко содержащие уже и европейские мотивы: «Дама с собачкой», «Скрипачка».
Дополняют экспозицию функциональные вещи, такие как деревянный сундук «Буха-ханза» в виде быка.
На изготовление каждой куклы уходит по несколько месяцев; в создании используются только натуральные ткани, ручное шитье, плетение из конского волоса, резьба по дереву и кости.
Это коллективное творчество всей семьи. Эскизы делает Даши НАМДАКОВ. К воплощению эскиза приступает его сестра Доржима – театральный художник. Санжима и Сэсэгма владеют различными техниками вышивки, аппликации, шитья бисером, они отвечают за декор. Младшая сестра Сырма работает с волосом – формирует прически, плетет косички. Таким образом, рождаются те удивительные куклы, которых мы видим сегодня.
В течение работы выставки кто-то из авторов обязательно приедет в Омск на мастер-класс – это традиция.
Работать выставка будет до 16 марта.
Фото © Эльвира КАДЫРОВА