Из выступлений на «НеФорум-2021».
В июне на базе Омского регионального бизнес-инкубатора состоялся второй «НеФорум», организованный выпускниками Омского регионального бизнес-инкубатора ООО «Симург» и IT-компанией ASMART при поддержке Омского регионального фонда поддержки и развития малого предпринимательства. Приводим наиболее любопытные выступления спикеров, скомпилированные с ответами на вопросы из зала. Вот что, например рассказал руководитель проекта «Здесь.Еда» Михаил ДЕРЕВЯНКО:
— Я занимаюсь предпринимательством с 2010 года, примерно каждый год запускаю новый проект, причем в абсолютно разных сферах. В какой-то момент увлекся IT-стартапами, около четырех лет прожил в Китае, продавая российское программное обеспечение, занимаясь промышленной автоматизацией заводов.
В 2015 году здесь же, кстати, в бизнес-инкубаторе мы презентовали свой первый IT-проект: Shelme (аббревиатура английских слов «SHare yousELf tiME» – «удели себе время»), агрегатор в сфере услуг – через мобильное приложение можно было записаться в парикмахерскую, загнать машину на мойку, заказать столик в ресторане. Это позволяло сэкономить время на дозвон в организацию, избежать бытового хамства по телефону, а также добавляло баллов в рамках системы лояльности – предположим, оставив в ресторане 6000 рублей, можно было за 600 бонусных рублей вымыть машину.
Перед нами стояли две задачи: составить список постоянных пользователей и приглашать в сервис заведения. Вот как раз со вторым были проблемы: не каждый предприниматель был готов платить нам комиссию – в среднем 20% от чека.
Простая закономерность: самые активные пользователи – приезжие из других городов. Основным инструментом продвижения у нас были холодные звонки и проведение различных мероприятий. За очень короткий срок мы масштабировались на пять регионов, среди них – Томск, Екатеринбург, Новосибирск. В основном продавали франшизу, только в Томске открывались своими силами, но это очень дорого и трудоемко. В среднем у нас было в приложении около 400 заказов в сутки, выручка – примерно 1,5 млн рублей в месяц.
Мы попытались перевести наше приложение на китайский – туристов из Поднебесной приезжает в Россию три млн ежегодно. Хотели сделать коллаборацию с аналогичным китайским сервисом Dianping, но они сочли нас слишком маленькими – на тот момент они пережили 12 раундов инвестиций, крайний из который насчитывал 1 млрд долларов. Наш агрегатор с 10 тысячами пользователей для их базы в 0,5 млн. человек, конечно, был смешон, как и список Shelme всего из нескольких тысяч заведений.
Честно признаюсь, этот проект мы закрыли спустя два года с убытком шесть млн, не заработав ни копейки (наших денег было только 20%, остальное – деньги партнеров). Только на зарплаты сотрудникам нам требовалось 0,5 млн. ежемесячно, несколько млн. руб. в самом начале съела разработка приложения. Думаю, мы вышли на рынок с этой идеей слишком рано (тоже самое, что выйти на рынок такси в эру кнопочных мобильных телефонов)— сейчас агрегаторы очень популярны, их активно используют банки в том числе.
Пандемия вынудила меня свернуть действующие проекты – в силу закрытия границ и приостановления деловых взаимоотношений с Китаем. Год назад мы с предпринимателем, занимавшимся вендинговыми аппаратами, запустили проект на стыке IT и розничной торговли – «Здесь.Еда». Его мне еще в 2017-м порекомендовали запустить китайские партнеры, так как у них он пользовался огромной популярностью, в него даже инвестировал 150 млн долларов Alibaba. Витрины с продуктами питания устанавливаются в офисы, люди приобретают товары при помощи приложения на мобильном телефоне.
Мы подсчитали, что даже занять 0,5% омского рынка – поставить около 100 витрин – уже неплохо. На российском рынке есть перспективы выйти на миллиардные обороты. В Москве и Питере есть аналогичные компании, но они устанавливают полноценные дорогие холодильники. В нашем случае это скорее напоминает книжный шкаф за 15 тыс.руб. То есть за два млн. мы спокойно внедрим 100 таких витрин.
Первый объект мы поставили в октябре прошлого года и полтора месяца тестировали его работу. В конце года добавили еще пару штук. С января уже используем серьезные инструменты масштабирования: наняли колл-центр на аутсорсе (холодные звонки), нанимаем сейчас второй, запускаем партнерские продажи с компанией, поставляющей воду в кулерах, – своим потенциальным клиентам они предлагают воду бесплатно (300 л) при установке наших витрин (естественно, это происходит за наш счет). Будем использовать и SMM, диджитал-каналы.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 30 июня 2021 года.