Все рубрики
В Омске суббота, 27 Июля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 85,5650    € 93,2641

Игорь ТИХОНОВ, «Полиом»: «Нужно не бороться с пластиком, а научиться его перерабатывать»

18 февраля 2022 11:35
1
5772

Россия планирует к 2024 году отказаться от одноразового пластика. Перечень, в который включены 28 видов товаров и упаковки, с сентября находится на согласовании в Минпромторге РФ. Борьба с одноразовыми вещами развернулась по всему миру, но при этом производство полимеров продолжает расти: новые мощности вводят США, страны Юго-Восточной Азии и Среднего Востока, соседние Казахстан и Киргизия. Как себя ощущает на этом фоне крупнейший омский производитель полимерной продукции завод «Полиом»? Обозреватель «Коммерческих Вестей» Анастасия ПАВЛОВА расспросила генерального директора предприятия Игоря ТИХОНОВА об итогах минувшего года, об экологии и перспективах полимерного рынка. 

– Игорь Борисович, как завершился 2021 год для «Полиома»?

– В целом год был хороший. По сравнению с 2020-м объем производства вырос на 10%. Омская площадка выработала почти 205 тысяч тонн продукции – мы по-прежнему сохраняем за собой звание одного из крупнейших производителей полипропилена в России. Рост стал возможен благодаря модернизации технологического процесса, сокращению сроков остановочного ремонта, стабильным поставкам сырья, которым нас обеспечивают Омский НПЗ и СИБУР. В 2021 году мы заложили прочный фундамент под цифровую трансформацию производства, а также продолжили работу по повышению экологической безопасности.

– Министр финансов Омской области Вадим ЧЕЧЕНКО отметил, что именно налог на прибыль обеспечил рекордный прирост регионального бюджета за последние пять лет, а вас назвал в числе трех основных предприятий, которые обеспечили эти поступления.

– Да, хороший производственный результат в том числе позволил нам в 2021 году перечислить рекордную для нас сумму в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. При этом большая часть налогов осталась здесь, в Омской области. В рейтинге ФНС мы снова в числе крупнейших налогоплательщиков. 

– Когда предприятие вводилось в эксплуатацию, была заявлена мощность 180 тысяч тонн. За счет чего удалось нарастить объемы производства?

– Мощность выросла благодаря увеличению глубины переработки сырья. Проще говоря, мы стали более эффективно перерабатывать пропилен: получать больше из того же объема. Рост мощности более чем на 40 тысяч тонн стал возможным после строительства двух дополнительных установок, которые возвращают в технологический процесс непрореагировавший полипропилен (совокупный объем инвестиций – 134 млн. рублей). Если говорить в цифрах, то примерно 450 кг сырья каждый час возвращаются в производство. Благодаря внедренному решению мы достигли максимальной эффективности: глубина переработки пропилена выросла с 97% до практически 100% – это один из лучших показателей в России.

– Как ощущает себя сейчас рынок полимеров в целом?

– Мировая экономика волатильна, и наша сфера, разумеется, чувствительна к колебаниям. На международный рынок продолжает влиять пандемия: снизился потребительский спрос – упали поставки полимеров в ряд стран Европы. На экспортных отгрузках сказалась и ситуация с нехваткой контейнеров. Это повлияло и на нас, так как более 40% полипропилена уходит на экспорт. В связи с этим постоянно диверсифицируем поставки, выходим на новые маржинальные рынки сбыта. Из принципиально новых направлений добавились Португалия и Гватемала. Прорабатываем запросы с Африканского континента. 

– И какая же российская продукция пользуется спросом за рубежом? 

– Сейчас мы выпускаем 17 марок товарного полипропилена плюс пять переходных. Самый ходовой товар марка 30GP – гомополимер пропилена общего назначения. Из тридцатки можно делать практически все, это универсальный материал – из него производится полимерная посуда, детские игрушки, стаканчики из-под йогурта. Любят эту марку и производители дачных товаров: кашпо, шлангов, леек и прочего садового инвентаря. Специфичные марки выпускать сложнее, но и стоят они дороже. Например, 253FF у нас покупают европейские и турецкие фабрики для производства тканей и ковров. 31BF, 85CF производят BOPP и CAST пленки. Марку 007 ЕХ из гомополимера для трубных изделий в России вообще производим только мы.

– Насколько запрет на одноразовые изделия повлияет на производителей и переработчиков полимеров? 

– Полимеры – это не только одноразовые предметы. Из того же полипропилена можно сделать и одноразовую посуду, и многоразовый пищевой контейнер, который будет использоваться на протяжении многих лет, а в конце отправится на переработку. В отличие от натуральных материалов, мы можем задавать пластикам определенные свойства: делать их более прочными или более эластичными, устойчивыми к нагрузке или теплостойкими. Пластики используются повсеместно – от медицины до космоса. Если говорить том, что нас ждет, то, как мне кажется, производство и потребление пластика изменится в пользу многоразовых изделий за счет отказа от одноразовых вещей, а к самим материалам будут предъявляться более жесткие требования по переработке. Что касается экологии полимеров, то если смотреть на продукт не на финальной стадии, а учитывать весь жизненный цикл изделия, то пластик окажется намного более экологичным по сравнению с другими материалами. 

– Например?

– Часто говорят об углеродной нейтральности. Например, если вы возьмете в магазине не бумажный пакет, а пластиковый – вы поступите более экологично. По мнению экспертов, при производстве бумажной упаковки эмиссия парниковых газов выше на 70%, чем при производстве полимерной продукции. Если вы используете пластиковый пакет несколько раз, а затем сдадите его в пункт приема вторсырья – ваш углеродный след будет минимальным. Пластик – один из самых экологичных материалов с точки зрения углеродного следа на протяжении всего жизненного цикла. 

– Но в сознании общества это звучит как парадокс.

– Проблема не в производстве пластика, а в его неправильной утилизации. Пластик обладает высоким потенциалом к вторичной переработке и может использоваться для производства новых вещей. Сейчас технологии и инфраструктура, которые позволят нам собирать, сортировать и перерабатывать полимеры, находятся на этапе формирования. И экономика замкнутого цикла – это пока вопрос завтрашнего дня, но мы прилагаем множество усилий, чтобы уже сегодня возвращать в производство полимеры, бывшие в употреблении. Один из наших акционеров – СИБУР – выпускает Vivilen. Это бренд, объединяющий продуктовые решения с содержанием вторичного сырья, полученного из потребительских отходов. Из этого инновационного материала можно делать различную жесткую и гибкую упаковку с еще более низким углеродным следом. У нас на территории предприятия стоят скамейки, сырьем для которых стали мешки из полиэтилена, которые остаются после фасовки. Нужно не бороться с пластиком, а научиться его перерабатывать.

– А это выгодно – работать с полимерными отходами?

– Спрос на изделия из вторсырья. Занимаются переработкой компании, в том числе и в Омске. Призываю каждого уже сегодня использовать практики раздельного сбора – в семье или на работе. Мы на «Полиоме» практикуем раздельное накопление отходов уже пять лет. В конце прошлого года постепенно стали сокращать количество баков под несортируемый мусор – стимулируем таким образом работников более тщательно сортировать фракции, чтобы на свалку почти ничего не попадало. Что касается производства – то тут zerowaste, на полигон не увозим ничего.

– А что скажете о снижении нагрузки на атмосферу?

– Знаете, какую долю мы занимаем в городе по воздействию на воздух среди предприятий региона? Менее 0,5%. В перечень основных загрязнителей мы точно не входим. Но это не значит, что можно расслабиться и ничего не предпринимать. В декабре в Омскую область приезжал руководитель проектного офиса федеральной программы «Чистый воздух» Максим КОРОЛЬКОВ, который посетил и нашу площадку и, в общем-то, высоко оценил уже проделанную работу. В рамках программы мы снизили воздействие от нашего факела по сравнению с показателями 2017 года. Если говорить в целом о предприятии, то мы стали чище на 17%, а если речь только о факельной установке, то уровень воздействия на атмосферный воздух от нее снизился более чем на 60%. Еще один проект был реализован уже за периметром «Чистого воздуха»: модернизировали оголовок факела, который обслуживает одну из двух производственных установок предприятия. После модернизации потребление топлива на нем снизилось в 2,5 раза, а также увеличился диапазон бессажевого горения. То есть теперь в случаях, когда факел нужно включить – уже не будет черного шлейфа. Наш основной факел тоже будем переводить на аналогичную технологию.

– Вы упомянули потребление топлива. Правильно ли я понимаю, что эта тема плотно связана со снижением углеродного следа?

– Да, так и есть. У нас есть программа энергоэффективности, которая напрямую влияет на снижение образования парниковых газов – как прямых, так и косвенных. В 2021 году снизили образование «парников» на 17,5% относительно предыдущего года – это достойная цифра и результат мероприятий энергоменеджмента. Кстати, производство пластиков в принципе снижает парниковый эффект. Пластики производятся преимущественно из попутного газа, который образуется при добыче нефти. Ранее он сжигался на факелах при скважинах с образованием тех самых парниковых газов в значительных объемах, а сейчас идет на производство полезной полимерной продукции.

– Учитывая запрос общественности на «органическое» и «натуральное», регулирование производства одноразового пластика, с одной стороны, и ввод новых мощностей во всем мире, с другой, как будет развиваться отрасль?

– Чтобы развивать отрасль, можно пойти по пути дальнейшего замещения органических материалов синтетическими. Уже сейчас 8 из 10 предметов, окружающих нас, сделаны из полимеров – легких, прочных, надежных. Но для этого нужно воспитывать культуру потребления у населения и развивать технологии переработки полимеров. Это с одной стороны. А с другой, необходимо оценивать накопленный эффект для экологии за весь срок жизни материала. Мало кто задумывается о том, что у нас «сухое» производство, нам не нужно столько воды, как, допустим, для получения бумаги или энергии, как для алюминия. Если смотреть на происходящее не по-обывательски, то легко увидеть, что на самом деле мы на рынке ведем себя экологично. Просто повторю: нужно серьезно задуматься над технологиями переработки пластика, рациональном потреблении изделий из него и в целом о культуре обращения с полимерами. И не придется изобретать велосипед.

Фото © ООО «Полиом»



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Бамбини 18 февраля 2022 в 19:04:
Лапши навешал на уши. Травят народ на полную катушку.
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.