Основная часть закупок товаров, услуг для организации горячего питания (свыше 95 процентов) осуществлялась образовательными учреждениями в отсутствие конкуренции.
Контрольно-счетная палата Омской области отчиталась о своей работе за 2021 год. «Коммерческим Вестям» удалось ознакомиться с полным текстом отчета. Часть информации из этого доклада мы уже предоставили здесь. Но решили отдельно ознакомить читателей с итогами проверок по школьному питанию:
Объектами аудита являлись департамент образования Администрации города Омска, Управление образования Администрации Любинского района, бюджетное образовательное учреждение Омской области «Многопрофильный образовательный центр развития одаренности № 117».
Также в рамках аудита обследовано 13 муниципальных общеобразовательных учреждений, из них 11 — в Омске и 2 — в Любинском районе. В ходе аудита проверена 421 закупка (контракт) на общую сумму 504 966,2 тыс. рублей. Выявлено 566 фактов нарушений и недостатков на общую сумму 3,6 млн рублей, основными из которых явились нарушения в части:
— неэффективного использования бюджетных средств в результате приобретения товаров по завышенным ценам;
— несоблюдения условий реализации контрактов, в том числе расчетов по контрактам;
— неприменения мер ответственности к поставщикам, исполнителям за нарушение условий контрактов (расчетная сумма непредъявленных штрафов составила 549 тыс. рублей);
— несоблюдения сроков размещения в реестре контрактов информации об исполнении (расторжении) контрактов.
В рамках аудита Палатой обращено внимание на факторы, влияющие на эффективность расходования бюджетных средств, направленных на организацию горячего питания. Основная часть закупок товаров, услуг для организации горячего питания (свыше 95 процентов) осуществлялась образовательными учреждениями в отсутствие конкуренции, поскольку контракты заключались по начальной (максимальной) цене.
Образовательными учреждениями Омска более 80 процентов всех контрактов на оказание услуг по организации питания заключены с четырьмя юридическими лицами: ИП Костиным О.В., ООО Сервисной компанией «Инкос», ИП Долбилкиным А.Ф. и ООО «Прогресс Питания».
В Любинском районе контракты распределены между основными поставщиками продуктов питания: ИП Антилоговым А.Ю., ИП Якимовой Р.В., ИП Фроловой П.А., ООО «Профессионал», которым принадлежит более 70 процентов рынка.
Наличие на протяжении длительного времени договорных отношений с одними и теми же исполнителями, поставщиками свидетельствует об отсутствии реальной конкурентной борьбы вследствие заранее достигнутого соглашения между участниками и не способствует эффективному использованию бюджетных средств.
Основополагающим принципом при планировании и осуществлении закупок является ответственность за достижение заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок. Вместе с тем образовательными учреждениями Любинского района заключались контракты на поставку продуктов питания по завышенным ценам, при этом цена за 1 единицу одного и того же товара могла отличаться в рамках одного контракта. Например, контракт с ИП Фроловой Ю.Г. заключен на поставку сливочного масла по ценам за 1 кг 400 рублей и 651,8 рубля, крупы гречневой — 40 рублей и 70 рублей.
Качество питания детей в первую очередь зависит от качества продуктов и товаров промышленного производства (далее — 11111), используемых в приготовлении блюд. Во всех проанализированных контрактах не указаны характеристики на отдельные продукты питания и Т1111 (соответствие требованиям ГОСТа, техническим условиям (ТУ), сорт, класс, состав и иные характеристики). Таким образом, при наличии ГОСТа на продукцию имели место поставки продуктов, изготовленных по ТУ (в том числе полуфабрикатов), продуктов низкого сорта.
Осуществление заказчиками контроля качества используемых продуктов питания сводилось к контролю за наличием удостоверений качества (сертификатов на продукты питания, деклараций о соответствии) без учета фактических характеристик и свойств. Так, в ходе обследования установлены поставки товаров: масла растительного низшего сорта, крупы, не соответствующей ГОСТу, полуфабрикатов из творога, изготовленных по стандарту организации (СТО) либо ТУ, полуфабрикатов готовых мясных изделий (котлеты, тефтели, биточки), состав которых ничем не подтвержден.
Необходимо отметить, что заведующие производствами одновременно являются членами (председателями) бракеражных комиссий учреждений, задачей которых является осуществление контроля за организацией работы школьной столовой, в том числе контроля за процессами приготовления пищи, качеством поступающих продуктов и готовых блюд. Совмещение функций приемки продуктов питания на склад пищеблока, а также непосредственного приготовления пищи и контроля за объемом и качеством оказанных услуг влечет за собой риск возникновения личной заинтересованности, способной повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение ими должностных (служебных) обязанностей.
В бюджетном образовательном учреждении г. Омска «Гимназия № 150» установлено, что утвержденное приказом директора положение об организации питания обучающихся согласовано с председателем профсоюзного комитета гимназии, педагогом, который является также исполнителем по контракту.
Фото © зашкольноепитание.рф.