Все рубрики
В Омске суббота, 14 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,4305    € 109,0126

Константин СМИРНОВ, гендиректор ООО «СибПродЦентр»: «На сегодняшний день мясной рынок в колоссальном пике. Думаю, дна он еще не достиг»

3 июля 2022 13:30
1
8239

Плановая мощность нашего мясокомбината – порядка 10 тыс. тонн переработанной продукции в год. Мы на нее уже вышли. 

В конце 2021 года в Омске компания «СибПродЦентр», имеющая собственный мясоперерабатывающий комбинат, открыла сеть магазинов «Сибирское изобилие». Генеральный директор ООО «СибПродЦентр» Константин СМИРНОВ рассказал обозревателю еженедельника «Коммерческие Вести» Анастасии ИЛЬЧЕНКО, какая продукция реализуется в новой сети, как мясной рынок отреагировал на санкции и как предприятие решает проблему импортных комплектующих.

– Константин Владимирович, ваша компания была создана в 2012 году. С чего вы начинали?

– Мой друг занимался мясом птицы и как-то рассказал, что в этом деле быстро оборачиваются деньги. Я начал искать поставщиков в России, но возникли проблемы, а вот казахстанской птицы на территории Омской области не было, поэтому поехали в соседнюю страну и начали знакомиться с птицефабриками, переработчиками. И в 2012 году привезли в Россию первую машину с курицей. И с кучей проблем. Мы оказались первыми, кто из Казахстана ввозил в регион мясо птицы. Ни казахстанский, ни наш Россельхознадзор на тот момент документально к этому готовы не были. Месяца три мы искали пути решения, а птица лежала на складе замороженная. Такой был старт. Потом потихоньку стали добавлять птицефабрики из Казахстана, начали работать с российскими.

– Казахстанские фабрики вы изначально выбрали из-за более дешевой цены?

– Нет, дело в том, что на тот момент в России мясной оптовый рынок был поделен. Все наши птицефабрики с удобной для нас логистикой уже с кем-то работали, и менять наработанные схемы на сотрудничество с неизвестным на тот момент партнером (СибПродЦентр тогда состоял из меня и бухгалтера) им было не интересно. А казахстанским производителям выход на российский рынок был  нужен. И потом оказалось, что их птица по качеству намного лучше той, что производилась у нас. В Казахстане был жесткий контроль со стороны государства на наличие антибиотиков после убоя. А наши птицефабрики частенько этим грешили, т. е. до последнего момента подкармливали птицу, чтобы она набрала большую массу, поэтому лекарство не успевало выйти на момент убоя. Мы покупали птицу в соседнем государстве и были на 100% уверены, что в ней нет никакой химии и добавок.

– Кому вы реализовали первый товар? Проблемы с реализацией были?

– Были, потому что это была новая на рынке продукция. Мы бегали, предлагали всем. На тот момент активнее других отозвалась компания «СоюзКонтракт Сибирь». Мы продали им наибольший объем, и с их помощью постепенно вошли в рынок.

– Вы ежемесячно закупаете 2,5 тыс. тонн мяса. Что это – курица, свинина, говядина? Из каких она стран?

– На сегодняшний день наше основное направление в мясной торговле – это свинина и курица. В процессе работы появлялись и говядина, и индейка, и утка, и гусь, и крольчатина, но поскольку мы являемся крупнооптовой компанией, то ориентируемся на сырье массового потребления. А 90% сырьевой базы всех крупных переработчиков – это свинина и бройлер. Если говорить в долях, то около 60% у нас свинины, 30-35% – птицы и 5% – что-нибудь еще (это могут быть разовые потребности наших партнеров, которые мы закрываем, но упор на них не делаем). Работаем с производителями по всей территории России и с Казахстаном. В данный момент на предприятии трудится около 200 человек.

– С омскими производителями работаете?

– Да, с ГК «Титан», «Руском», группой «Продо».

– А с более мелкими?

– Они, как правило, являются нашими потребителями. Зачастую мы привозим большой объем сырья и немного поставляем на местный рынок.

– В чем секрет успеха вашей компании? Почему «Титан», «Руском» и «Продо» не могут напрямую продавать мелким потребителям? Зачем им вы? Как вы завоевали этот рынок и удерживаетесь на нем?

– Они могут, но вопрос – захочет ли потребитель. Если говорить о секретах успеха, то наше основное кредо – быть честными с партнерами и решать все проблемы, возникающие в процессе взаимодействия. Как правило, крупные игроки, если случилась проблема – грязное мясо, пересорт и т. д., занимают позицию «купили, теперь это ваша проблема», а мы остаемся на связи с партнерами от и до. Если что-то не так, надо помочь, всегда идем навстречу. Наверное, поэтому к нам и обращаются.

Да, скажем, из Красноярского края, можно напрямую работать с «Рускомом» и покупать их продукцию, но им интереснее делать это через нас как посредников, потому что мы и логистику возьмем на себя, и ветеринарное сопровождение, и лабораторный контроль и прочее. Все вопросы, связанные с качеством, согласованием работы технологов с конкретным видом сырья, решим. Потребитель получит тот продукт, который ему нужен, на который он рассчитывает, а не кота в мешке.

– Какие критерии для поставщиков мяса у вас есть?

– Первичный отбор ведет наша служба безопасности. Также смотрим на соответствие предприятий налоговым требованиям, на их устойчивость. При выборе производителей свинины мы руководствуемся правилом, что предприятие должно иметь не ниже IV компартмента, т. е. предъявляем самые высокие требования к качеству мяса, ветеринарной стабильности. Мы должны быть уверены, что никакой заразы в продукции не будет, чтобы не подводить партнеров и конечных потребителей.

– Что происходит с мясом, которое не соответствует санитарным нормам?

– На предприятии работают ветврачи, которые осуществляют контроль входящего и исходящего сырья. У нас разработаны собственные регламенты, которые опираются на международные стандарты качества готовой продукции и входящего сырья. Если, не дай бог, к нам пришло сырье, которое мы забраковываем, в первую очередь пытаемся вернуть его поставщику. Пусть утилизация и разборки с Россельхознадзором будут его головной болью. Но если с поставщиком достигается компромисс, что мы не будем это мясо «катать», а утилизируем сами, то ветсанутильзавод Кормиловский – единственный путь.

– Часто такое случается? Какие причины – АЧС или другие заболевания?

– За прошлый год случаев пять было, в двух из которых мы по сей день в судах. Проблема не в АЧС, чаще всего это несвежее сырье либо упакованное  недолжным образом, которое заветрилось, появился посторонний запах. Бывают и вопиющие случаи. Межениновская птицефабрика в Томской области (даже не постесняюсь назвать ее) отправила нам куриное крыло, которое у них находилось на хранении в холодильнике.  Приехала машина, открываем двери, а оттуда мыши врассыпную. Пока сырье лежало в холодильнике, они его ели, просто пировали. Теперь разбираемся. Конечно, такое сырье только на утилизацию, других вариантов нет.

– Среди тех, кому вы реализуете мясо, есть зарубежные клиенты? Насколько большой процент продукта остается в Омске?

– Из 2,5 тыс. тонн мяса в месяц, которые мы продаем, в Омске реализуем не более 10%. Среди наших зарубежных партнеров – страны Таможенного союза – Казахстан, Киргизия, Белоруссия, пытаемся выйти на китайский рынок. Если говорить о территории России, то работаем на восток от Омска. На запад бессмысленно везти, там концентрация переработчиков и производителей намного выше, да и логистика получается для нас дорогой.

– По логистике. Как вы относитесь к идее региональных властей возродить транспортировку грузов по Иртышу? Для вас северный морской путь будет интересен?

– Нет, потому что у нас нет флота, оснащенного рефрижераторными установками, чтобы возить продукцию. И второй момент. Я, как рыбак, который большую часть лета проводит на Иртыше, не верю, что с тем уровнем воды, который сегодня на реке, возможно судоходство.

– Вы выходите на Китай. У них есть специфические требования по вашей продукции?

– Да, у них колоссальная специфика – начиная от качества сырья и заканчивая его внешним видом. Если на нашем рынке свиные ноги покупают только зимой на холодец, то в Поднебесной это деликатес. Куриные лапки, желудки, кишки – тоже. Исходя из своей гастрономической специфики они выдвигают требования, связанные с подготовкой, обработкой, упаковкой сырья. Все это перерастает в требования к качеству.

 – Дней десять назад омский Минсельхоз опубликовал информацию, что в первом квартале 2022 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в Омской области на 24% увеличился объем производства свинины. Вы это почувствовали?

– Боюсь, что я с этим не согласен. Если в начале первого квартала, возможно, и наблюдался рост, то марте началось падение. И на сегодняшний день мясной рынок в колоссальном пике. Думаю, дна он еще не достиг. Это касается не только Омской области, но и всей Российской Федерации. В принципе все переработчики сейчас забиты продукцией, и сбыта на нее в том формате, в каком он должен быть, нет.

– С чем это связано?

– На мой взгляд, со специальной военной операцией на Украине. Население немного изменило структуру трат, придерживает деньги, поскольку нет понимания, что будет дальше. Сначала специальная военная операция всколыхнула рынок, цены пошли вверх, банковский сектор тряхнуло – ключевая ставка росла, проценты по кредитам тоже. На тот момент прогнозировался дефолт. Но государство все взяло в свои руки, и прогнозы оказались неверны. Однако население еще растеряно и сейчас делает выбор в пользу более дешевого продукта. По рознице видно, что активным спросом пользовались крупы, растительное масло, т. е. люди запасались на черный день, им было не до шашлыков. Да и погода подвела. Нетипичный для нашего региона май с сильными ветрами не дал людям отдохнуть на природе.

– Раз уж коснулись темы спецоперации, скажите, на вашем производстве отразились санкции? Как обстоят дела с импортозамещением?

– Поскольку мы развиваем наше перерабатывающее направление, добавляем новые виды готовой продукции, то нуждаемся в новом оборудовании, поэтому с этой проблемой столкнулись не понаслышке. На сегодняшний день приобрести какое-то европейское оборудование – большой риск. Есть вероятность потом не найти комплектующих, запчастей, а если они и будут, то, скорее всего, по космической цене. По существующему оборудованию мы со старта спецоперации начали искать токарей, готовых по образцам делать запчасти, электронщиков, которые могут перепрошивать «мозги». На данный момент я вижу, что мы добились успеха и уже не окажемся заложниками ситуации – без комплектующих. Починить, настроить и отладить сможем своими силами, и даже не выходя за пределы омского рынка: оказалось, что и здесь высококлассных специалистов достаточно.

– Давайте подробнее поговорим про переработку. У вас свой мясокомбинат. Какие у него мощности?

– В 2018 году мы открыли собственное производство. Купили участок земли, спроектировали и с нуля построили логистический центр и современный мясокомбинат. Недалеко проходит железнодорожная ветка. Это ООО «МПК» – мясоперерабатывающий комбинат. Основное направление – переработка свинины. На данный момент его мощность – порядка 30 тонн сырья ежесуточно. В чем раньше заключалась наша переработка свинины? Мы закупали полутуши и выделяли крупнокусковые полуфабрикаты. Соответственно, нашими основными клиентами были переработчики, колбасные заводы, те, кому нужно было сырье определенной категории. Сейчас, поскольку мощности позволяют и появилась собственная розница, мы начали развивать направление готовой продукции – колбас, сосисок, шашлыков, купат, пельменей и т. д. Плановая мощность нашего мясокомбината – порядка 10 тыс. тонн переработанной продукции в год. Мы на нее уже вышли. Думаю, в этом году еще на 20% увеличим.

– Логистический центр обладает достаточным ресурсом?

– Объем его мощностей – 5,5 тыс. тонн хранения в месяц. Пару лет назад мы значительное количество площадей сдавали арендаторам, но сейчас все больше приходим к тому, что холодильные мощности нужны самим. Переоборудуем их, чтобы было удобно и для опта, и для розницы. Объем стороннего хранения составляет сейчас около 1,5 тыс. тонн. Остальное занимаем собственной продукцией.

– В прошлом году вы открыли розничную сеть «Сибирское изобилие». Что послужило толчком?

– На самом деле идея создания собственной розничной сети у нас созрела давно. Мы на протяжении последних пяти лет рассматривали приобретение трех разных пакетов региональных и федеральных сетей, но в итоге ни с кем не договорились. Поэтому было принято решение открывать свои магазины.

– Ваш ближайший конкурент – «Мясная лавка», как будете бороться за потребителя?

– Клиент сам решит, где ему покупать, а наша задача – приложить все усилия, чтобы он своевременно получал свежий, качественный, вкусный и по доступным ценам продукт. С учетом того, что основное направление нашей деятельности – это крупный опт, и мы везем мясо не от перекупов, а напрямую от поставщиков, то можем влиять на цену и не задирать ее до космического уровня.

– Сколько сегодня в Омске открыто точек «Сибирского изобилия»?

– Открыто 10 магазинов, но продолжаем развитие. В двух локациях сейчас идет ремонт, в июле состоится запуск. Мы в постоянном поиске хороших мест. Пока открываем магазины только в Омске, приняли решение в 2022 году отработать все процессы до мелочей здесь, чтобы потом было проще выходить на другие регионы. В первую очередь это взаимодействие с персоналом, логистика, бухгалтерия, программное обеспечение.

– Во время отработки процессов какие проблемы обнаружили? И когда, по вашим расчетам, окупится данный проект?

– Приблизительный срок окупаемости – 5 лет. Может быть, получится чуть дольше или чуть быстрее. Что касается проблем, с которыми столкнулись, то в первую очередь это персонал – жесткая нехватка на рынке труда людей, которые просто хотят работать. А ведь мы – предприятие, которое платит высокую зарплату и на 100% «белую» – со всеми социальными гарантиями, корпоративными мероприятиями, компенсациями и прочим. Найти людей, которые хотят работать, – великая проблема, начиная от продавцов, пекарей и заканчивая руководителями магазинов.

– Пекарни в магазинах тоже ваши?

– Это арендаторы, которые работают по нашим стандартам, на нашей территории, под нашим брендом, соответственно, речь идет о нашей репутации.

– А какова вообще идея ассортимента в магазинах? У вас там и немного хозтоваров, в том числе уголь, и сыры продаются, и мясо, полуфабрикаты, и яйцо, и выпечка.

– В первую очередь хотим закрыть всю потребительскую корзину. А поскольку основной продукт – мясо, то почему бы не выложить продукты, с которыми удобно выехать на пикник, – уголь, пластиковую посуду, мангалы, водичку. Хотим, чтобы человек, заехав к нам, мог сразу все купить.

– Как сегодня меняются предпочтения омичей?

– В большей степени они зависят от сезона. Зимой и в начале весны большим спросом пользовалась продукция в пакетах для запекания – замаринованный кусок мяса, который можно запечь к праздничному столу или для обычного ужина (в зависимости от размера). Весной приоритеты меняются: люди едут на дачу, на природу и покупают шашлыки, колбаски для жарки, купаты и т.д.

– То есть падения продаж после февраля не случилось?

– Объем продаж не упал, он просто не вырос. По нашим прогнозам, в апреле – мае должен был вырасти, а остался на уровне марта. Сейчас с каждой неделей наблюдается небольшой прирост, но  незначительный. Мы ожидали другого. Общаясь с руководителями локальных розничных сетей из соседних регионов, например, Красноярского края, Читы, Кемерово, слышу, что у них тоже люди ждут, пока не готовы лишние деньги потратить на шашлык.

– Расскажите о ваших планах по развитию предприятия.

– Если говорить про опт, то захват новых рынков, строительство холодильных мощностей мне не интересны. На сегодняшний день ищу партнеров с возможностями по хранению продуктов в других регионах, куда я могу привезти сырье и вести торговлю. Если говорить о рознице, то будем развивать магазины. Они оказались очень интересным инструментом для нас, через них мы можем получать обратную связь от конечного потребителя о качестве продукции, о том, что ему интересно. Требуем от персонала спрашивать у покупателей, что они хотят еще видеть на своем столе. Для нас это некий толчок. Во взаимосвязи идет и производство, планируем увеличивать объем, ассортимент. Расширяем линейку копченых колбас, есть планы по производству сырокопченых, соответственно, решаем вопросы с оборудованием, просто сейчас это логистически дольше происходит.

Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 22 июня 2022 года. 



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Александра Е 27 августа 2024 в 01:03:
Мы перестали покупать мясо, не за сво, а из-за роста цен на хлеб, молоко и овощи. Овощи сильно подорожали, а без них никак, без мяса можно, без морковки, лука и картошки, без фруктов нет
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.