Производители закупали молока меньше, чем выдавали в итоге масла и сыра.
12 сентября в пресс-центре информационного агентства «Национальная Служба Новостей» состоялась пресс-конференция на тему «Как маркировка молочной продукции повлияет на бизнес?».
С 1 сентября в России стартовал новый этап цифровой маркировки молочной продукции. Он обязует участников отрасли передавать соответствующие сведения через электронный документооборот и выводить маркированную продукцию через контрольно-кассовую технику.
Заместитель председателя комитета Государственной Думы по экономической политике Артём КИРЬЯНОВ привёл статистику по различным рынкам. Например, маркировка шин и покрышек позволила в два раза снизить уровень незаконного оборота продукции:
– Эксперты говорят о том, что в 2019 году на рынке шин было 25% контрафакта, а к 2021 году – 12,5%. Парфюмерной продукции – 13%. Особо хотел бы подчеркнуть, что оборот немаркированных лекарств сократился на треть. В лучшем случае это плацебо, которые продаются за большие деньги, но ничем не помогают. В худшем такие «лекарства» произведены с нарушением технологического процесса и могут нанести вред здоровью. Оборот немаркированной табачной продукции уменьшился на четверть. По самым скромным оценкам и показателям, в 2019 году на рынке было около 15,6% продукции, не приносившей денег в бюджет. Сегодня – примерно 11,5%. Но опять же, может быть, не всё досчитали. На одной из встреч с Минэкономразвития представители правительства согласились, что на табачной продукции казна не досчитывается порядка 100 млрд рублей в год, то есть это огромные суммы, которые очень важны для экономики, для исполнения всех наших социальных обязательств. Нелегальный оборот икры – 30%. Мы даже в Государственной Думе дошли до каких-то точечных решений, например, о том, что нельзя вывозить красную икру с Дальнего Востока – не более 10 кг в одни руки.
Народный депутат резюмировал, что маркировка – один из наиболее действенных, современных, цифровых способов противодействия серому рынку. По словам КИРЬЯНЦЕВА, сочетание систем «Честный знак» и «Меркурий» дало понимание, что 30% производителей сыра и масла закупают молока меньше, чем можно выпустить продукции:
– Значит, эти 30% – фальсификат продукта, то есть не масло и не сыр, а что-то среднее, непонятное. Наверное, это выглядит почти также, но здоровью пользы не принесет. Сейчас работает система сверок, и мы видим, что объём такой продукции упал с 30% до 17%. Наша задача – вообще свести всё в ноль.
Цифровая маркировка молочной продукции введена в России с 2021 года. С 1 июня прошлого года она стала обязательной для сыров и мороженого, с 1 сентября – для продукции со сроком годности более 40 суток, с 1 декабря – для товаров с периодом хранения 40 дней и менее. В настоящее время цифровая маркировка также распространяется на упакованную воду, табак, лекарства, обувь, товары легкой промышленности, шубы, духи, шины и фотоаппараты. Проводятся эксперименты по маркировке БАДов, антисептиков, медицинских изделий, пива и слабоалкогольных напитков, а также электронных средств доставки никотина и жидкостей для них.
Фото © стоп-кадры онлайн-трансляции