И снова о невзаимозаменямых токенах – Омск предлагают сделать трендсеттером.
Седьмого сентября в «Точке кипения-Омск» состоялся бизнес-мастермайнд на тему «Блокчейн, криптовалюты и NFT для бизнеса».
Задавал тон модератор – генеральный директор digital-агентства «Легко и Просто» Руслан КИЯМОВ:
– Web3 позволяет переосмыслить право владения физическими и виртуальными активами. Американцы транслируют тренд до конца текущего десятилетия – токенизация реальных активов. Сейчас рынок примерно 1 трлн долларов, прогнозируется рост до 16 трлн к концу 2030 года.
CEO Resto Rabbit Club, основатель площадки по запуску NFT проектов NFT KING Сергей КИРГИНЦЕВ рассказал, что отечественный рынок метавселенных находится в стадии становления:
– Если зарубежный рынок сформирован, то на нашем пока лишь энтузиасты. Но у них много вопросов – например, в юридическом плане, по конкретным примерам интеграции NFT-моделей в бизнес. Пока идет становление, у Омска есть все шансы стать одним из лидеров в стране, популяризирующих тему.
КИРГИНЦЕВ добавил, что через 10 дней будут реализованы коллекции NFT ресторана «Где же кролик?»: одни невзаимозаменяемые токены гарантируют безлимитный кофе в заведении, вторые – постоянную скидку 5–10–15% на меню, третьи дают возможность стать совладельцем нового ресторана под тем же брендом в Москве, Санкт-Петербурге или Омске.
– Обязательно ли донатить через механизм NFT? – уточнил сооснователь омского блокчейн-сообщества Константин ТРЕЩЕТКИН. – Почему мы не говорим про механизм токенов в принципе? Везде ли нужны именно невзаимозаменяемые токены?
В аудитории это шутливо окрестили вопросом десятилетия индустрии. Точно так же ответили и маркетологу крупной сети салонов сотовой связи, поинтересовавшемуся, как использовать NFT технологию в системе лояльности, то есть в увеличении продаж. Встречный вопрос был все тот же: «Зачем здесь децентрализация?!»
КИРГИНЦЕВ парировал:
– Да, это хайп, актуализация малопонимаемого тренда, но если мы не будем его интегрировать в госсектор, соцсектор, культсектор, бизнессектор, тема не станет развиваться. Я, к примеру, был одним из пионеров стрит-дэнса в России. В спортзалах было не протолкнуться от танцоров брейк-данса! Потом был спад, но те, кто его пережили, укрепили свои навыки и стали родоначальниками новых поколений танцев. То же самое будет в NFT. Те, кто повелся на хайп и ничего не получил, решив, что это «финансовая пирамида», «финансовый пузырь», опустят руки. А те, кто останется и продолжит интегрировать технологию в бизнес, будут преуспевать.
Главный аргумент идеолога проектов NFT KING опирается на свойственное всем желание принадлежать определенному сообществу. NFT из лимитированной коллекции обеспечивает, к примеру, его владельцам доступ к различным закрытым мероприятиям, низкомаржинальным и низкочековым бонусам от компании, объяснил КИРГИНЦЕВ. По такому пути пошел криптоинвестор и создатель уникальных токенов, уроженец Белорусии, а ныне житель США Гари ВАЙНЕРЧУК, продававший NFT для допуска на фестиваль, в котором приняли участие звезды музыки и спорта. Он в буквальном смысле торговал своим временем в обмен на купленные токены: с кем-то играл в теннис, с кем-то разделял ужин. Спикер добавил, что точно так же, к слову, поступает Сильвестер СТАЛЛОНЕ: в компании известного актера можно посмотреть самый известный его блокбастер «Рокки». Коротко говоря, следуя логике оратора, NFT выступает как VIP-билет – обеспечивает «доступ к телу» звезды – музыканта, спортсмена, блогера, предпринимателя, с которым, пользуясь случаем, можно «заколлабиться», как выразился КИРГИНЦЕВ.
Частный инвестор Денис ДЕНИСОВ предложил применять NFT-технологию в качестве альтернативы программы «Честный знак», использующей блокчейн:
– Сейчас из-за санкций нет многих компонентов. Возьмем банку с краской. Допустим, покупали все в Европе: банки есть, а крышек нет. Или банки серого цвета, а крышки – белого. Покупатели, видя это на полке, думают, что краска поддельная, хотя это не так. Есть смысл создать платформу, подключаясь к которой можно будет проверять товар при помощи QR-кода, то есть для каждого товара создается свой невзаимозаменяемый токен.
ДЕНИСОВ обратил внимание, что с уходом ведущих иностранных игроков рынок наводнили подделки: содержимое – будь то духи или машинное масло – не соответствует упаковке. А маркировка распространяется только на оболочку товара. Из зала резонно возразили: в течение 10 лет будет промаркировано все, бессмысленно сопротивляться стремлению государства контролировать весь товарооборот – от питьевой воды и молочки до шин. Регулируется все это федеральным законом, а значит, создание альтернативной системы будет воспринято как саботаж обеления рынка.
Участники мероприятия рассудили: годами ранее высмеивалась мысль, что каждой организации (особенно торговой) необходим сайт, затем – мобильное приложение. Потом возникла другая крайность: любой организации (даже неторговой) необходимы сайт и мобильное приложение. Даже если те не выполняют функцию – лишь бы быть в тренде. Появились новые бизнес-модели и компании, обслуживающие современные запросы, – разработчики сайтов и мобильных приложений. Затем стала актуальной тема маркетплейсов. Не исключено, что мода на NFT тоже создаст отдельный огромный рынок.
По мнению еще одного спикера – Ильи СТОРЧИЛОВА – «NFT – не просто картинка»:
– Думаю, картинки – уловка для упрощенного понимания, что такое NFT. Но это не просто фантик, а нечто, дающее доступ к закрытому сообществу, приносящее пользу в физическом мире. Зарабатывая в игре и выводя заработок в крипту, а потом в обычные деньги, приходишь к тому, что в игре становится слишком много пользователей и она «сдувается», если ничего туда в качестве фишек не добавлять.
Есть игры, позволяющие получать NFT за количество пройденных шагов, к примеру, тоже какая-никакая польза. «Чем больше «плюшек» будет человек получать в реальной жизни, тем популярнее будут невзаимозаменяемые токены», – уверен СТОРЧИЛОВ.
На всеобщее обсуждение вынес свой кейс директор по развитию бизнеса ООО «Инсист Автоматика» Михаил КОНЧИЦ. Он затеял разработку настольной игры «Битва мафий» и поинтересовался у публики, как привлечь инвестиции при помощи обсуждаемой технологии:
– Я ведь должен завоевать внимание, доверие, как-то убедить пользователей в том, что в этой игре есть что-то значимое для них.
КИРГИНЦЕВ поделился конкретным примером по теме: девушка из Санкт-Петербурга уже разрабатывает настольную игру Unicorn Freedom и популяризирует свой проект в местных игровых сообществах. В том числе она продает NFT единорогов, которые позволят их обладателям приобрести игру по себестоимости после ее выпуска, а затем участвовать в различных турнирах. Тем не менее – подискутировали в аудитории – без продукта и других маркетинговых ходов NFT не сработает. Сказывается и сложность выхода на рынок: необходимо завести криптокошелек, придумать и запомнить 12-значный пароль. Остается работать по западному принципу: через инфлюенсеров – звезд спорта, музыки, кино и так далее.
КОНЧИЦУ также посоветовали вовлекать игроков в различные соревнования, в которых NFT изображение может служить цифровым аватаром. Есть вариант раздавать и различные ачивки – достижения за посещение мероприятий, допустим, которые открывают доступ к новым утилитам (на манер скинов или коллекционного оружия в онлайн-играх). Фанаты игры становятся ее амбассадорами – рекламируя ее своим приятелям.
– Почему так выросли в цене NFT? Сами по себе они никакой ценности не имеют. Просто вырос курс ethereum, а NFT торгуется именно в нем. Какое-то время майнеры придерживали эфир – он добывался в ограниченном количестве. Но скоро добыча эфира посредством майнинга по алгоритму Proof-of-Work прекратится, в ходу будет алгоритм Proof-of-Stake – не будут тратиться столь колоссальные объемы электричества. Как скажется работа новой системы на курсе – вопрос открытый, – отметил ДЕНИСОВ.
Не обошлось и без философии. В зале высказали любопытную мысль, характерную для большинства духовных учений: «Любой цифровой контент – бегство от скуки и одиночества. NFT не исключение».
– NFT – технология будущего, рынок однозначно будет развиваться в эту сторону. Когда-то казалось странным, что в инстаграме (соцсеть признана экстремистской в РФ, запрещена по решению суда) можно что-то покупать, потом на маркетплейсах, затем платить за стриминговые сервисы. Если мы хотим быть трендсеттерами, то необходимо определиться, какие позиции будут выгодны на рынке, какими компетенциями мы обладаем. Нужен свой маркетплейс? Давайте создадим. Нужны игры? Давайте разрабатывать игры. Можно использовать NFT в туристическом секторе: приобретая билет на самолет в Омск, человек попадает в экосистему, в которой обладая невзаимозаменяемым токеном, получает, допустим, бесплатный трансфер до гостиницы, бонусы в рестораны, сувениры на память. Затем обладатель может продать этот NFT другому пользователю, отправляющемуся в Омск. А эксклюзивное изображение, например, распечатать на футболке, это гораздо ярче и интереснее условного ваучера, – резюмировал КИРГИНЦЕВ.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 14 сентября 2022 года.