Продавцы попали в информационное рабство к магазинам, которые диктуют свои условия.
В декабре в конференц-зале омского Центра «Мой бизнес» состоялся открытый бизнес-микрофон, посвященный особенностям работы в текущей экономической ситуации. Представляем читателям выступление директора ООО «МФЦ электронных услуг «Единая правовая служба» Ильи ВАСИЛЬЧУКА:
— Предпринимателем я стал в 1999 году, уйдя с позиции шеф-дизайнера крупного издательского дома, существующего до сих пор: сохранившиеся издания моими руками сделаны и отчасти придуманы. Занимался креативом: продал Омсквинпрому слоган водки «Пять озер» «Живая вода – живая легенда» за 15 тысяч рублей в 2001 году. Немного виноват и в распространении самой легенды о пяти озерах, которая вывела бренд Андрея СТРЕЛЬЦА на мировой рынок.
Будучи редактором журнала «Омский адвокат», увлекся юриспруденцией и получил соответствующее – уже второе – высшее образование. 21 год практикую, хожу в суды, несмотря на имеющиеся бизнесы: у меня есть несколько прецедентных дел, связанных с электронной регистрацией и рисками, с ней связанной.
Себя идентифицирую как предпринимателя на рынке недвижимости и юриспруденции. У меня частный многофункциональный центр электронных услуг – мы были первые до Сбербанка, до Домклика, которые начали проводить в стране электронную регистрацию, я один из отцов-основателей этого рынка. Электронная регистрация позволяет подать документы на государственную регистрацию права собственности, минуя Росреестр, МФЦ, напрямую, что эффективней и безопасней. По всей России, продавая франшизу, открыл сеть таких многофункциональных центров.
Запустил ресурс проверкасделки.рф, где мы, я в том числе, пишем правовые экспертизы безопасности сделок, которые защитят вас в суде, если ваши сделки по купле-продажи квартиры будут оспаривать. Как говорят врачи, нет здоровых людей, есть недообследованные, так и мы, юристы, уверяем: нет абсолютно безопасных сделок с недвижимостью, просто какие-то пороки еще не вскрыты. Но существует инструмент добросовестности: если вас признают добросовестным покупателем (например, докажете, что сделка была проведена по рыночной цене и на легальные доходы), а вы приобрели жилье, не предполагая наличия какой-то у него подноготной, государство вам компенсирует потерю.
Третий год у нас существует стихийно родившийся из партнерского канала специализированный коворкинг для риелторов «Дом культуры в недвижимости». На нашей площадке риелторы, юристы, оценщики, ипотечные брокеры арендуют рабочие места, получается такое профессиональное сообщество. Не стал развивать тему на федеральном уровне – много конкурентов. Меня пытались заподозрить в том, что я готовлю все это под создание общественной организации, но у меня нет никаких амбиций общественного лидера, да и в Омске уже есть два профессиональных риелторских объединения.
Размещение в магазине, на маркетплейсе, в классифайде обходятся предпринимателю дешевле, чем обычные каналы сбыта, потому что площадки сами тратят средства на продвижение товара/услуги, получая за это комиссионные. На мой взгляд, это нежелание заниматься истинным предпринимательством: произвел товар, отдал его на маркетплейс, посвящаешь свое время и силы иным делам. Так делают риелторы – они все сейчас сидят на mlsn, на Циан, на Авито. Хотя кто такой риелтор? Торговец на рынке недвижимости. Если вы сами можете разместить объявление на Циан или на Авито, спрашивается, зачем вам тогда посредник? Риелторы это понимают и обещают безопасность сделки, комфортное сопровождение и прочее. Но это работа юриста, а не риелтора!
Сейчас риелторы пытаются сделать закрытые классифайды – попали в информационное рабство… к магазинам, которые диктуют свои условия. Видели, как на маркетплейсах пишут «подозрительно низкая цена», «подозрительно высокая цена»? Регулируют рынок, потому что не хотят терять в объемах продаж. Когда ты не понимаешь, как продавать сам, теряешь профессию. А потом становится психологически сложно вырваться из информационного рабства.
Но я знаю риелторов, которые не пользуются классифайдами. У меня есть приятельница, продающая элитную недвижимость, – дорогие объекты попросту не входят в классифайды, так как у них есть свои ограничения. Она просто наклеила объявления вокруг дома с квартирой с высокой стоимостью и буквально на следующий день ее купили владельцы жилья в том же самом доме. Выбрала путь активной рекламы!
Мы нашли такой способ поиска новых клиентов. Есть многофункциональные центры «Мои документы» – наши прямые конкуренты. По статистике, через них проходит 150 тысяч человек в месяц. Рядом с телевизорами, на которых показаны номера талонов, есть и другие, на которых идет развлекательный видеоряд. Мы заплатили за их аренду и крутим там нашу рекламу! А в своих центрах поставили сниффер, собирающий MAC-адреса посетителей. Есть таргет-реклама, настраиваемая конкретно под MAC-адреса: вы заходите в интернет, а всплывающее окно рекламирует то, что придумал заказчик, даже если вы ничего подобного в Сети не искали.
Наверное, если вы вообще ничего не понимаете в продвижении, то отдать свой товар для реализации магазину – идеальный вариант. Но как только появятся средства, срочно переходите на новый формат активных и креативных продаж, иначе так и не сможете развить бизнес, тщетно пытаясь понять, почему вчера клиенты были, а сегодня нет.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 21 декабря 2022 года.