В 2022 году по сравнению с 2021-м выручка в кинотеатре «Слава» упала на 36% и на 34% — в «Первомайском».
Кассовые сборы российских кинотеатров в 2022 году составили 23,7 млрд рублей, что на 42% меньше, чем в 2021 году, сообщил Фонд кино. Всего в 2022 году на сеансы фильмов в кинотеатрах страны было продано 83,2 млн билетов, в том числе 46,2 млн (55,5%) – на сеансы российских фильмов. О прошлом и возможном будущем индустрии Дмитрий САВЕЛЬЕВ, директор ООО «Кинопрокат Омск» (кинотеатры «Первомайский», «Слава»), рассказал обозревателю «Коммерческих Вестей» Анастасии ПАВЛОВОЙ.
– Дмитрий, в каком положении отрасль застал 2023-й?
– На мой взгляд, для отрасли наступил некий час Х: либо двух-, трехлетняя стагнация обернется безысходностью для индустрии, либо ее воскрешением в каком-то новом виде. Второе подразумевает другие способы взаимодействия со зрителем, другие способы работы с контентом, превращение кинотеатра из просто площадки для кинопоказа в нечто большее. Как бы ни утверждалось, что фильм комфортней посмотреть дома, поход в кинотеатр – отличная традиция семейного/дружеского/романтического выхода в свет. Дело ведь не в качественном кинопроекционном и акустическом оборудовании, которым можно действительно обзавестись самостоятельно, а в общении, в самом поводе выбраться из квартиры. Кино остается самым финансово доступным развлечением для всех слоев населения. Кстати, низкий поклон государству с «Пушкинской картой» – это послужило отличным подспорьем для индустрии.
– Кинотеатр как нечто большее, чем площадка для показа, это как?
– Мы сейчас активно апробируем новые форматы: сотрудничаем со школами, подстраиваясь под их программу, проводим открытые уроки, экскурсии о производстве и показе кино, о производстве попкорна и прочее. В прошлом году кинотеатру «Слава» исполнилось 10 лет и к этому событию мы подготовили выставку о развитии индустрии, начиная с изобретения братьев Люмьер. В «Первомайском» хорошим спросом пользуются игровые квесты (с сопутствующим просмотром кино, естественно), благо пространство позволяет. Устраиваем закрытые показы, показы театральных постановок, фильмов-выставок, фильмов-экскурсий и т. д. Пробовали показывать первые серии новых сериалов – не зашло. Если потребуется, будем работать с альтернативным контентом – иранским, израильским, индийским. Ведем переговоры с Матч ТВ о демонстрации спортивных трансляций: такие события как Олимпиада, Чемпионат мира по футболу, Лига чемпионов УЕФА по-другому смотрятся на большом экране. Есть и другие задумки. Просто прежняя история – вот появится в прокате долгожданная премьера и нам останется только принять гостей – уже не работает, приходится изобретать что-то еще.
– Маркетинг весь на вас?
– И на нас тоже какая-то часть. Пытаемся убедить отечественные компании, что необходимо приглашение актеров в регионы: пускай артисты посещают не только кинотеатр «Октябрь» на Новом Арбате! Взять «Чебурашку» – достойный маркетинговый бюджет, хорошая рекламная кампания, и все это сработало: превью 24 и 25 декабря прошли на ура, а перед Новым годом только ленивый не спрашивал про начало показа фильма.
– В целом с дистрибьюторами российского контента не очень складываются взаимоотношения, похоже, да?
– Дело в том, что мы ратуем за лицензирование, узаконивание параллельного импорта. Естественно, отечественные производители контента против. Но в прошлом году потери от ухода зарубежных компаний компенсировали только некоторым кинотеатрам Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода, мы само собой никаких денег так и не увидели. Поэтому либо – что неизбежно, на мой взгляд – лицензируем параллельный импорт, либо прощаемся с российскими кинотеатрами. «Чебурашка», «Сердце Пармы», в продвижение которых основательно вкладывались, – капля в море. Поколения, регулярно посещающие нынче кинотеатры, очень разборчивы. Мы только за то, чтобы раскручивать контент вместе, но если фильм изначально слабый, то никакие превью, никакие рецензии не запустят столь желанное сарафанное радио, которое и приводит массы в кинотеатры.
– Но ведь кроме мастодонтов рынка есть и небольшие независимые киностудии.
– Безусловно. Голливуд представляет по большей части только шоу, красочную картинку, далеко не каждый их фильм обладает художественной ценностью. Поэтому в его отсутствие нишу заняли интеллектуальные новинки, например корейские. Это немножко изменило возрастной и социальный ценз в кинотеатрах.
– А объясните мне, как работает система проката сейчас.
– Любой фильм, показываемый на большом экране, должен получить прокатное удостоверение от Министерства культуры РФ. Второе: все данные фильма должны быть переданы в Единую автоматизированную информационную систему.
– В общем, Минкульт выполняет роль цензора.
– Да. Но на самом деле прокат не обязан быть широким. Производитель может напрямую договориться с кинотеатрами, какими-то клубами о закрытых показах определенных фильмов. Просто у нас сложилось так, что прокатное удостоверение служило своего рода сдерживающим фактором для распространения остальных фильмов. Допустим, в конкретную дату планируется запустить мощный голливудский релиз и одновременно добротный отечественный релиз, который тоже соберет свою, пусть и меньшую, кассу. Прокатное удостоверение выдадут, конечно, отечественному релизу. То есть поддерживается искусственная конкуренция. В то время как во всем мире конкуренция естественная: зритель голосует ногами. Что касается сбора данных в ЕАИС, она создана в интересах отечественных кинопроизводителей. Государство выделяет огромные невозвратные субсидии на поддержку российского кино: в прошлом году 14,5 млрд рублей. Эти деньги платят режиссерам, сценаристам, актерам, музыкантам, съемочным группам и так далее. Но часть сборов от продажи билетов – что и контролирует ЕАИС – взимается именно с кинотеатров. Мы, по сути, покупаем контент, потом платим налог с того, что его демонстрируем зрителям, в то время как расходы кинопроизводителей полностью компенсировало государство. Поэтому, повторю, необходимо легализовать параллельный импорт. От этого выиграют киностудии, кинотеатры, зрители. Выиграет сама отрасль, в которой установится естественная, а не вымученная конкуренция.
– В принципе понятно стремление властей защитить своих производителей и свою культуру.
– В Китае жесткая цензура, не все фильмы допускаются к прокату. Но даже там поддерживают кинотеатры. Надо понимать, что это не только просмотр фильмов. Это целая обслуживающая индустрия: огромное количество программного обеспечения, приличные объемы бытовой химии, производство попкорна, сопутствующая логистика. Убери кинотеатры, все эти транспортные компании, производители оборудования, фермеры, выращивающие кукурузу, и так далее просто обанкротятся, потому что их бизнес полностью заточен под нас. И меня смущает еще вот какой момент: работаем на собственной площади, платим зарплаты и налоги, не пропагандируем асоциальные ценности, почему нам кто-либо вообще указывает, что и как мы должны показывать? По мне, так это равносильно тому, что какое-то ведомство придет в частный ресторан и заставит отказаться от блюд чужой национальной кухни, потому что это якобы непатриотично. Абсурдно, не правда ли?
– Кроме проката, какие проблемы еще беспокоят?
– Набор персонала. Признаю, что у нас сейчас не самая денежно-емкая отрасль, но… Люди не хотят работать совсем. Молодежь не соглашается ни на какой график, ни на какую долю ответственности, они не готовы подчиняться, они боятся остальных людей. Сначала мы сделали объединенные кассы – где можно купить и билеты, и попкорн – в целях экономии. Как показала практика, это решение оправдалось и по другой причине: банально некого поставить на эти кассы! Я регулярно встаю сам просто потому, что у меня нет выбора. Не можем найти бухгалтеров, администраторов, барменов, кассиров, клинеров. Это настолько серьезная проблема, что она даже перекрывает все кредиты, прокаты, пандемии и прочее.
– Сильно упали в выручке по сравнению с прошлым годом?
– На 36% в «Славе» и 34% в «Первомайском». Меня утешают коллеги: это опыт. Да, научились все оптимизировать, перестраивать бизнес-процессы. Но что мне делать теперь с этим опытом?! Отсутствие четкого понимания, что будет дальше, мешает нам оказывать по-настоящему качественную услугу, а отсутствие свободных денег – повышать зарплаты, технически обновлять кинотеатры и т.д. Одним из незавершенных проектов является благоустройство территории возле «Первомайского». Там очень сильно хочется создать точку притяжения с современным освещением, малыми архитектурными формами, детскими площадками. Боюсь, в этом году все-таки придется немного повысить цены на билеты. Дело в том, что цены на зерно, на масло, на бытовую химию, на их перевозку и прочее выросли. А я, как управленец, по-прежнему обязан обеспечить безопасность гостей, сделать пребывание комфортным – в теплом, хорошо освещенном, чистом помещении. А это все стоит больших денег. Я не хочу ставить самые дешевые лампы, самую дешевую туалетную бумагу или вовсе закрыть некоторые кабинки, выключать телевизор в холле и так далее и так далее Надеюсь, ситуация в этом году стабилизируется.
Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 18 января 2023 года.
Фото © www.facebook.com/dez.millenium