Бизнес-аналитика об итогах, проблемах и перспективах.
Зародившийся в Омске холдинг «Алкогольная сибирская группа», уверенно завоевывающий отечественный рынок и с оптимизмом смотрящий за его пределы, перерегистрировался в Подмосковье лишь 3 марта 2021 года. Сейчас у АСГ два своих завода – «Рузский купажный завод» и Омсквинпром. В этом году омской региональной площадке исполнилось 30 лет. Директор ООО «Омсквинпром» Нина ГАВРИЛОВА проанализировала обозревателю «Коммерческих Вестей» Анастасии ПАВЛОВОЙ достигнутое и рассказала ближайших планах.
– Поздравляю с достижением знаменательной даты. Но давайте сразу о деле. Какие бизнес-процессы вам потребовалось перестроить в прошлом, сложном, году?
– В первую очередь мы втрое ускорили выпуск новинок. Если честно, кризис стал для нас могучим драйвером: то, что мы раньше производили за шесть месяцев, научились делать за два. Говорю в целом за АСГ. Это отразилось на рыночных показателях компании: продажи выросли на 23% в первую половину 2022-го. И это в то время, когда рынок поднялся всего на 8%, а наши ближайшие конкуренты в топ-3 либо снизили темпы роста, либо приросли на уровне 10-13%. Во-вторых, дефицит сервиса в логистике и удорожание запчастей грузовых машин привели к ощутимому росту стоимости логистических услуг. К счастью, команда, ответственная за это направление, оперативно нашла альтернативных партнеров, с нуля выстроила новые маршруты, обеспечив бесперебойную доставку продукции. В-третьих, мы изменили подход к процессам закупки: вместо долгосрочных тендеров внедрили практику краткосрочных и обновили пул поставщиков. Иногда даже помогали решать проблемы, возникавшие у партнеров. К примеру, помогли нашему поставщику стеклянных бутылок освоить новую технологию формирования горловых колец. В-четвертых, перешли с SAP на 1С, чтобы сохранить бесперебойную работу. Резюмируя вышесказанное: себестоимость наших товаров выросла не столь значительно, как у конкурентов, поскольку поставки материалов осуществлялись бесперебойно.
– Как в целом на вас повлияла международная политическая и экономическая обстановка?
– Уже в марте поняли, что ключевые рынки экспорта – США, Великобритания, Германия, Франция – окажутся закрыты, и альтернативой могут стать Азия и Латинская Америка. Там потребление крепкого алкоголя не очень высокое в процентном соотношении, но если пересчитать объемы с учетом количества проживающих человек, то объемы продаж могут вполне быть как в США. В этом направлении существенно продвинулись, как и планировали. С Китаем работали еще до кризиса, а с конца марта оттуда пошла серьезная волна запросов на нашу продукцию. В Индии подписали контракт о кросс-дистрибуции о поставке виски в Россию, а туда, соответственно, нашей водки. Индия – один из лидеров по производству виски в мире, давно занимает достойное место на глобальном рынке.
– А что изменилось в ассортименте?
– После заметного ухода целого ряда игроков из ниши премиальных брендов водки мы заняли ее с суперпремиальным Siberian Express, который производится и будет производиться только Омсквинпромом, а в премиальном сегменте вышли с Gastronom, созданной в коллаборации с шеф-поваром Андреем ШМАКОВЫМ, обладателем звезды Michelin. Ответом на уход вкусовых премиальных водок стало расширение линейки «Хаски» вкусовыми SKU – Husky Nordic Currant и Husky North Lemon. В самом объемном среднеценовом сегменте однозначно считаю успешным запуск водки Remeslo, которую мы создаем в партнерстве с российскими фермерами. И естественно, отмечу обновление линейки «Пяти Озер», которая взлетела по темпам роста, будучи уже уверенным лидером: по итогам 2022 года «Пять Озер» стала самым быстрорастущим водочным брендом, за год поднявшись на три позиции и обосновавшись в топ-3 лидеров водочного рынка. Однако наибольший рост произошел все же, подчеркну, у вкусовых напитков, ликеров и настоек. Здесь наш ключевой бренд этого сегмента Sibbitter стал хорошей альтернативой уходящим импортным brown spirits. В частности, мы ответили выпуском Sibbitter Wild Cola и Honey Tabasco, бальзамом от «Пяти Озер», началом модернизации линии розлива для виски и джином Broom в сегменте 1000+ рублей, который уже признан лучшим среди сухих джинов и обогнал импортных конкурентов, в том числе Beefeater в слепой дегустации Ratingtelling при участии пятнадцати авторитетных экспертов отрасли. В наших планах – продать 100 тысяч дал джина в ближайшие пару лет, продолжить развитие линейки новыми вкусами: популярным для потребителя цитрусовым купажом и одним, не имеющим аналогов на рынке, рецепт которого пока держим в секрете.
– Но пока «Пять Озер» остается вашим якорным продуктом?
– Да, в прошлом году мы пошли по пути увеличения ценности бренда для потребителя, улучшив рецептуру и сделав премиальный дизайн – все нововведения сделаны в соответствии с потребностями аудитории: проводили большое исследование. За этот редизайн и программу продвижения нас наградили маркетинговым «оскаром» – премией Effie. То есть мы получили признание не только потребителя, но и международного профессионального сообщества.
– Имела честь присутствовать на открытии вашей линии виски в прошлом году, правда отличное начинание.
– Да, для АСГ категория виски является одной из приоритетных в 2023 году: мы планируем развивать импортный портфель индийского виски и собственные бренды отечественного производства. Последняя категория – самая сложная, поскольку экспертиза потребителя в дистиллятах за последние годы значительно усилилась и для удовлетворения ожиданий нам приходится проводить масштабную и скрупулезную работу по поиску качественных спиртов.
В декабре мы произвели тестовую партию первого собственного бренда виски Bargest (сегмент Value) с купажом не только из зерновых, но и солодовых дистиллятов. Это главное конкурентное преимущество новинки. Сейчас наблюдаем за реакцией рынка и разрабатываем еще одну марку в этом сегменте. В мае планируем выпуск двух брендов из шотландских дистиллятов в стандартном сегменте. На поиск и отбор спиртов у нас ушло около года, в марте создали тот самый бленд, за который нам точно не будет стыдно.
– А с чем вы связываете такую популярность вкусовых напитков?
– У них достаточно молодой потребитель, который вырос в условиях неограниченного выбора и с большим энтузиазмом относится к новинкам, чем аудитория 50+. Конкуренция ужесточается. Чтобы привлечь внимание потребителя, производители активно инвестируют в качество продукта, технологии производства, ищут новые ингредиенты и создают нестандартные вкусы. Это хорошая тенденция, потому что, в конечном итоге, отечественный рынок станет сильнее, а у потребителя исчезнет стереотип о том, что российской может быть только водка. Особые водки со вкусом опять же в тренде. Даже я, консерватор по натуре, неожиданно для себя открыла вкус соленой карамели в алкоголе. Мы уже выпустили три вида ликеров – лимон, апельсин, амаретто, скоро появится сливочный. Продажи всех перечисленных мной категорий продолжат расти.
– Если конкретно в цифрах об итогах 2022 года?
– В целом АСГ реализовала 9,24 млн декалитров – почти на 1 млн декалитров больше, чем в 2021 году. В основном рост произошел в премиальном и мейнстрим сегментах. Наша водка «Белая Березка» выросла на 43%, став лидером в премиальном сегменте. Среди новинок здесь же наиболее успешны упомянутые Siberian Express и Gastronom. В мейнстриме лидером по росту продаж остается «Пять Озер», у «Хаски» +48% к 2021 году. Sibbitter стал абсолютным лидером по темпам роста в портфеле АСГ: +65% к объемам 2021 года. Что касается Омсквинпрома как ведущего производителя алкогольной продукции в нашего регионе и третьего по масштабу завода в России, с 2019 года мы входим в тройку крупнейших налогоплательщиков Омской области. Ежегодные отчисления предприятия в областной бюджет составляют 8 млрд рублей, в 2022 году они увеличились на 20%. Точнее сказать пока не могу, сумма будет известна в июне, когда финализируют отчетность.
– Ощущаете кадровый голод?
– Как и все. Уже пошли за кадрами в институты, презентовали себя на недавнем кадровом форуме. Хотя у нас работает больше трех сотен человек. Взяла за традицию проводить регулярные общезаводские собрания и собирать обратную связь, к примеру, мне как-то подсказали чуть-чуть перенастроить технологию укупоривания, и это реально поспособствовало экономии.
– Что в планах?
– Наращивать мощности, продвигать и развивать кадры, институт наставничества и преемственности. Продолжить активно оцифровывать производство, что позволяет нам вести учет и фиксацию покупки и замены запчастей, контролировать проведение ремонтных работ, заполнение дефектных ведомостей. У нас есть возможность в любой момент расширить производство, а пока внимательно наблюдаем за рынком.
Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 21 июня 2023 года.