Все рубрики
В Омске суббота, 15 Июня
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 89,0658    € 95,1514

В кластер «ОмскМедСПО» вошли три образовательные организации и 14 медицинских (все подробности)

27 августа 2023 16:15
0
3123

Кластер заработает с 1 сентября 2024 года. 

В конце июля стало известно, что областной Медицинский колледж станет ядром образовательного кластера «ОмскМедСПО». Обозреватель еженедельника «Коммерческие Вести» Анастасия ИЛЬЧЕНКО встретилась с директором БПОУ ОО «Медицинский колледж» профессором Игорем БОРОВСКИМ и куратором проекта, заведующей отделом доколледжной подготовки и развития профессиональных компетенций Татьяной ЗАЙЦЕВОЙ и узнала, для чего создается кластер и как после его запуска изменится образовательный процесс в колледже.

– Игорь Владимирович, что будет собой представлять образовательный кластер на базе Медицинского колледжа?

Игорь БОРОВСКИЙ: – Образовательный кластер формируется в рамках федерального проекта «Профессионалитет» в системе среднего профессионального образования. Его основная задача – обеспечить подготовку специалиста с учетом актуальных запросов работодателей, т. е. учреждений здравоохранения Омской области. Есть несколько важных моментов. Во-первых, подготовка специалистов становится максимально практико-ориентированной и осуществляется в условиях, приближенных к будущей профессиональной деятельности. Во-вторых, значительно возрастает роль и участие представителей практического здравоохранения, как в разработке учебных программ, так и в их реализации. В-третьих, «Профессионалитет» дает возможность осуществлять подготовку молодых специалистов под конкретное место, где в дальнейшем они планируют работать. За счет интенсивности реализации образовательного процесса, конкретизации теоретических знаний под уже известное место работы, применения информационных технологий программа «Профессионалитет» позволит сократить срок обучения. Раньше мы медицинскую сестру на базе 11 классов учили три года, а будем – два, фельдшера учили четыре года, а будем – три.

– Какие организации войдут в кластер?

Игорь БОРОВСКИЙ: – Образовательный кластер предполагает создание определенного консорциума субъектов, состоящего из трех образовательных организаций (колледжа ОмГМУ Минздрава России, Омского медицинского училища железнодорожного транспорта и нашего колледжа), министерств здравоохранения и образования Омской области и 14 лечебных учреждений – Областной клинической больницы, Клинического медико-хирургического центра Минздрава Омской области, Областной детской клинической больницы, Городской клинической больницы скорой медицинской помощи № 1, Городской детской клинической больницы № 3, Городского клинического перинатального центра, Клинического онкологического диспансера, Станции скорой медицинской помощи, Омской, Таврической и Марьяновской ЦРБ, Городских стоматологических поликлиник № 1 и 4 «Люксдент», а также стоматологической клиники «Спарта-Мед».

Чтобы подготовить специалиста, нужны две составляющие – кадры и материально-техническая база. Министерством просвещения РФ был объявлен конкурс на создание кластеров. Из 94 заявок победили 30, в том числе и наша. Мы подготовили солидный пакет документов (более 100 страниц), в котором содержалось описание кластера: какое оборудование планируем использовать, какие площадки создаем, кого будем готовить, а главное – сколько планируем выпускать специалистов и куда они пойдут работать.

– И сколько планируете готовить?

Игорь БОРОВСКИЙ: – В этом году набор на бюджет – 450 человек, в следующем – уже 500. Но выпускаем больше, поскольку есть и внебюджетные студенты. Инициатором создания кластера выступает глава региона Виталий Павлович ХОЦЕНКО, ведь это позволит привлечь средства федерального бюджета на развитие отрасли.

– Вы получите на реализацию 60,5 млн рублей. Сумма для всех победителей одна?

Игорь БОРОВСКИЙ: – Она фиксированная. Мы должны были подготовить бизнес-план на 60,5 млн рублей из федерального бюджета и 5 млн рублей софинансирования из регионального. Последняя цифра у субъектов разная.

– Заявку подавали в текущем году?

Игорь БОРОВСКИЙ: – Да, были крайне сжатые сроки. Фактически за неделю пришлось сформировать документы. У нас хорошая команда, мы справились.

– На что пойдут эти деньги?

Игорь БОРОВСКИЙ: – Во-первых, на приобретение оборудования, во-вторых, на программное обеспечение, в-третьих, на капитальный ремонт помещений. Особенность подготовки кадров в нашей отрасли в том, что мы крайне практико-ориентированные. Теоретическая часть обучения составляет 30-40%. А прежде чем проводить манипуляции на людях, студенты должны научиться делать их на симуляционных тренажерах. Они сегодня фактически полностью воспроизводят человеческий организм, его реакции. И очень дорого стоят. У нас и сейчас есть симуляционные классы, но оборудование в них несколько проще, чем то, которое мы сможем закупить на выигранные средства. Создадим шесть лабораторий, где будут отрабатываться практические навыки. Координатором образовательного кластера является заведующая отделом доколледжной подготовки и развития профессиональных компетенций Татьяна Юрьевна ЗАЙЦЕВА. Да, мы работаем и со школьниками, потому что нам важны не просто хорошие знания, но и профессиональная ориентированность.

Татьяна ЗАЙЦЕВА: – У нас планируется создание шести площадок. На первой будем обучать первичной медико-социальной помощи. На территории колледжа установим модульный ФАП, такой, какие сейчас собирают в сельской местности. Там студенты будут отрабатывать практические навыки – амбулаторный прием, диагностику пациентов на симуляционном интерактивном оборудовании. Хочу отметить, что студентам придется справляться с задачами в приближенных к реальным условиям ситуациях, которые могут возникнуть в жизни. Задача – довести навыки до автоматизма. На второй площадке разместится лаборатория профессионального медицинского ухода. Там создадим условия стационара, где требуется уход за маломобильными пациентами.

Игорь БОРОВСКИЙ: – Эта зона и все последующие будут находиться непосредственно в здании нашего Медицинского колледжа.

Татьяна ЗАЙЦЕВА: – Третья зона – неотложной помощи. Здесь тоже на симуляторах студенты станут отрабатывать навыки, необходимые фельдшерам скорой помощи, причем для разновозрастных пациентов – от новорожденных до пожилых. В четвертой зоне – акушерской помощи – будут установлены симуляторы по родовспоможению, т. е. имитация родильного зала. Плюс здесь же создадим условия для обучения оказанию неотложной помощи недоношенным и доношенным детям. Студентов будем учить здесь и сейчас принимать решения, как поступать в той или иной ситуации, какие манипуляции осуществлять, чтобы спасти жизнь матери и ребенку. Пятая зона – цифровой стоматологии – предполагает установку 3D-принтеров, 3D-сканеров, при помощи которых будут изготавливаться протезы.

Игорь БОРОВСКИЙ: – На выходе будет стоять фрезерный станок, который и создаст протез. Фактически врачу останется только установить его.

Татьяна ЗАЙЦЕВА: – И шестая зона – реабилитации и абилитации – сегодня наиболее востребована. Здесь мы планируем установить тренажеры для реабилитации после инсультов, инфарктов, операций, переломов и т. д. Будем учить студентов возвращать пациентам трудоспособность, помогать адаптироваться к окружающим условиям и к своему состоянию. Ценность перечисленного оборудования еще и в том, что оно дает обратную связь, т.е. способно регулировать процессы реабилитации, исходя из реального состояния пациента.

Игорь БОРОВСКИЙ: – У современных устройств есть возможность не только контролировать ход процедуры, но и задавать студентам наводящие вопросы, зафиксировать их ошибки, которые со стороны могут быть и не заметны. Все выводится на экран, можно разобрать конкретную проблему, например, когда компьютер видит, что при манипуляции «пациенту» сломали ребро из-за слишком сильного нажатия.

– Что будете ремонтировать на выделенные средства?

Игорь БОРОВСКИЙ: – Мы можем сделать ремонт только тех помещений, где будут размещаться указанные шесть лабораторий. Планируем выделить под них целый модуль из пяти кабинетов с коридором и отдельным входом. Кроме того, нам нужно будет подключить к коммуникациям ФАП – подвести к нему электричество, воду, отопление, канализацию. Хочу подчеркнуть, что кластер заработает с 1 сентября 2024 года. Впереди еще более 12 месяцев. И деньги мы получим в следующем году. Сейчас готовимся к ремонту, госзакупкам оборудования, создаем учебные программы и т. д.

– Вы упомянули, что кластер создается для приближения подготовки специалиста к запросам работодателей. А какие сегодня у медучреждений области запросы?

Игорь БОРОВСКИЙ: – Здесь несколько другой ракурс вопроса. Когда место работы будущего специалиста будет известно заранее, мы сможем создавать для него индивидуальную образовательную программу. Если готовим фельдшера для скорой помощи (сегодня такой специальности нет), то больше внимания уделим аспекту неотложной помощи. Сегодня мы узнаем, где выпускник будет работать, примерно за полгода до окончания обучения. А после начала работы кластера будем знать с первого года. И все его практики организовывать там, куда он пойдет работать. В этом смысл целевой подготовки.

– То есть абитуриент уже при поступлении должен знать, куда трудоустроится?

Игорь БОРОВСКИЙ: – Он определяется в течение первого года. И мы ему помогаем. Во-первых, у нас существует целевая подготовка. Во-вторых, есть центр помощи в трудоустройстве молодых специалистов. Уже в начале сентября к нам приходят работодатели и взаимодействуют со студентами. Наша задача – сориентировать их на производственную практику в учреждения, где они будут работать.

– А как быть тем, кто хочет продолжить образование в вузе?

Игорь БОРОВСКИЙ: – У нас и у вузов разные специальности. Пересечения образовательных программ нет. Если в других отраслях есть возможность после колледжа поступить сразу на 2-3 курс вуза, то в здравоохранении нет. Только на общих основаниях на первый курс.

– Много абитуриентов поступают к вам по целевым договорам?

Игорь БОРОВСКИЙ: – Есть решение правительства Омской области о целевой подготовке специалистов для ФАПов. Такой договор заключается уже со студентами, т.е. это не целевой прием, а именно целевая подготовка. Правительство Омской области берет на себя обязательство выплачивать таким студентам ежемесячную стипендию в размере 3 тыс. рублей и компенсировать аренду жилья. По окончании обучения выпускник должен отработать 3 года там, где его ждут. Если он отказывается, то обязан вернуть потраченные на него средства. Кроме того, приезжая на место, целевик получает единовременную выплату 100 тыс. рублей и (если ему не предоставлено жилье) оплату аренды. В колледже уже есть заключенные договоры. Сегодня наши студенты имеют возможность участвовать сразу в двух проектах: в региональном, который касается целевой подготовки фельдшеров ФАПов, и в федеральном – «Земский фельдшер», где подъемные составляют 750 тыс. рублей.

– Сколько в обычном ФАПе трудится специалистов? Только фельдшер? Какой минимальный набор умений у него должен быть? Поставить укол, измерить давление, а еще?

Игорь БОРОВСКИЙ: – Уже по названию – фельдшерско-акушерский пункт – видно, что речь идет именно о фельдшере. Но есть такие же легко возводимые конструкции – врачебные амбулатории, где уже работают врачи.

Татьяна ЗАЙЦЕВА: – Фельдшер должен уметь провести осмотр, пальпацию пациента, отправить его на лабораторные исследования, прочитать их результаты, чтобы назначить небольшой перечень лекарственных препаратов. Он может снять и прочитать кардиограмму.

– Судя по названию, в ФАПе фельдшер должен и как акушер работать?

Татьяна ЗАЙЦЕВА: – Ситуации в жизни бывают разные. Да, если нужно срочно принять роды, фельдшер должен быть готов это сделать. Этому мы обучаем студентов и сейчас.

Игорь БОРОВСКИЙ: – Плюс к этому у фельдшеров большой объем профилактической работы, в том числе диспансеризация, патронаж беременных. Да, роды он принять способен, но в нормальной ситуации этого быть не должно. Ведется патронаж беременных, роды должны принимать акушерка, врач-неонатолог в условиях родильного отделения. Роды в ФАПе – это все-таки экстраординарная ситуация. Большая часть работы фельдшеров – плановая: вакцинация, осмотр перед прививкой, подготовка населения для выезда на диспансеризацию в ЦРБ и т. д.

– Расскажите о колледже. Какие сегодня у вас самые востребованные специальности?

Игорь БОРОВСКИЙ: – Мы готовим по пяти: лечебное дело (фельдшер), сестринское дело (медицинская сестра), акушерское дело (акушер), ортопедическая стоматология (зубной техник) и профилактическая стоматология (стоматолог-гигиенист). А образовательных программ у нас больше (было 8, с нового года -10), поскольку готовим не только на базе 11 классов, но и после 9-го. У нас есть очная форма обучения и очно-заочная (ее еще называют вечерней). Востребованы все специальности. Но ситуация из года в год меняется. Сегодня очень популярны специальности на базе 9 классов. Раньше родители старались, чтобы ребенок окончил 11 классов, а сейчас мировоззрение изменилось. Конкурс очень высокий. 10 человек на место и выше.

– Какая доля вашего финансирования приходится на внебюджет?

Игорь БОРОВСКИЙ: – Да, нам разрешено заниматься образовательной деятельностью на договорной основе. И фактически по всем специальностям такие учащиеся есть. В последние годы около 30% студентов были внебюджетными, но недавно министерство здравоохранения увеличило нам контрольные цифры приема на бюджетные места: если три года назад нам давали 325, то в этом – уже 450. Коммерческих учащихся, естественно, в связи с этим у нас будет меньше.

– Расскажите, откуда к вам приезжают абитуриенты. На вашем сайте есть информация, что даже из-за рубежа.

Игорь БОРОВСКИЙ: – Студентов из ближнего зарубежья – Казахстана, Узбекистана – у нас около 10%. Есть и из удаленных уголков России, например, из Республики Тыва. В основном же мы обучаем жителей Омска, Омской области. Бывает, к нам поступают из Курганской, Тюменской, приграничных районов Новосибирской области.

– А соотношение абитуриентов из Омска и из Омской области как выглядит? Жители региона, полагаю, скорее вернутся в село работать в ФАПе, чем туда поедут горожане.

Игорь БОРОВСКИЙ: – В областном центре проживает около 65% населения региона, т.е. горожане превалируют, соответственно, и абитуриентов из Омска больше. Конечно, выпускники сельских районов чаще готовы работать на селе. Значительная доля выпускников нашего филиала в Таре – 60-70% – возвращается в родные села. Но и городские студенты ежегодно трудоустраиваются в глубинке в ФАПы, что позволяет им получать бесценный профессиональный опыт.

– 450 бюджетных мест выделяются и на Тарский филиал в том числе?

Игорь БОРОВСКИЙ: – Да, в этом году он получил 75 бюджетных мест. У них только две специальности – лечебное и сестринское дело. В основном в Таре учатся дети, проживающие в северных районах области. Там свой педагогический коллектив, который активно сотрудничает с Тарской ЦРБ. Общее количество студентов колледжа – вместе с Тарским филиалом – порядка 2200.

– Как вы оцениваете готовность ваших выпускников к профессиональной деятельности?

Игорь БОРОВСКИЙ: – После завершения обучения в колледже и получения диплома для трудоустройства в учреждения здравоохранения выпускнику необходимо пройти процедуру аккредитации – независимую оценку его теоретической и практической готовности. Она проводится комиссией, состоящей из представителей практического здравоохранения. С 2018 года, когда впервые была введена эта процедура, все наши заявившиеся выпускники успешно подтверждают качество своего образования, получают допуск к профессии.

– В феврале 2022 года началась СВО. Ваши выпускники принимают участие?

Игорь БОРОВСКИЙ: – Да, они работают в сводном отряде. Кстати, недавно наш выпускник Федор РУСИН получил благодарность Президента России за заслуги в области здравоохранения. Он активно участвовал в волонтерском движении. Многие наши студенты сегодня занимаются организацией благотворительной помощи на Донбасс. Мы заключили соглашение со Стахановским медицинским колледжем (от ред.: филиал ФГБОУ ВО «Луганского государственного медицинского университета имени Святителя Луки»), в рамках которого проводим мероприятия, делимся с коллегами методическими материалами, поскольку данное образовательное учреждение сейчас переходит на российские образовательные стандарты.

Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 16 августа 2023 года.



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.